На прошлой неделе на экспериментальной площадке Marina Gisich Projects (галереи Marina Gisich) в Санкт-Петербурге открылась выставка «Бетонный батут», посвященная творчеству Беларусских художников.
Проект продлится до конца года и объединит 11 авторов разных поколений — от профессиональных художников, представлявших Беларусский национальный павильон на Венецианской Биеннале, до молодых авторов, которые находятся в начале творческого пути. Четыре экспозиции будут сменять друг друга до конца года, и, кажется, это классная возможность познакомиться с концептуальными произведениями художников другой страны.
Куратором выставки выступил Василий Мотолянец, поставив экспериментальной целью проекта — осмысление контраста контекстов и влияние устаревших рамок на современное искусство, жизнь и судьбу мыслящих авторов.
Несмотря на то, что экспозиция коллективная, он предлагает рассмотреть индивидуальные стратегии художников и осмыслить промежуточные итоги каждого из них.
Команда artoholic ознакомилась с работами четырех художников, которые открыли проект, а также пообщалась с Семеном Мотолянцем, братом куратора, и художником Игорем Тишиным, чьи работы были показаны на 51-й Венецианской биеннале в 2005 году. Важный диалог о политических и социальных контекстах, о границах правил в искусстве и возможности успеха тех, кто нарушает те самые правила, о коллаборационизме и cancel culture, результатом которого стал довольно очевидный вывод — искусство не может существовать вне контекста, но идея художественного произведения и его политизация в значительной степени зависит от интерпретации аудитории. Оно становится политическим из-за контекстуальных требований общества, вот только мы забываем, что искусство не обязано выражать общественно-политическую позицию.
«Интересно посмотреть на факты из истории искусства, насколько искусство может как-то отвечать на политические вызовы или может не обращать на них внимания. Во время Первой мировой войны и после нее многие немецкие художники активно реагировали на военные события и делали так называемое политическое искусство, например, Кете Кольвиц или Отто Дикс. Примерно в эти же годы Малевич увлекся супрематизмом и тему войны можно было увидеть только в серии его агитационных плакатов в стиле русского лубка. Итальянский художник Джорджо Моранди пережил много событий, но в его творчестве не было непосредственной реакции на ужасы войны. Он всю жизнь писал натюрморты и пейзажи», — Игорь Тишин.
Искусство может служить разным целям, но одной из них по-прежнему остается эстетическая.
До смены экспозиции на новую, которая запланирована 8 октября 2022, советуем обратить внимание на представителя известной Минской школы концептуальной фотографии — Владимира Парфенка. Его работы, получившие мировую известность, выполнены в 90-х, но творческие методы и подходы так актуальны и уникальны, что с трудом осознаешь год создания.
А еще на картины Натальи Залозной. Фактурные, тактильные персонажи вот-вот сойдут с картины.
Иногда работы можно исчерпывающе пересказать или объяснить, но нужно ли? Приходите смотреть искусство беларусских художников глазами, думать, осмыслять и просто наслаждаться.
«Бетонный батут. Focus: Belarus» – камерно, вдумчиво и современно.
Автор: Анастасия Алексеева