Найти тему

Чарльз де Линт. Покинутые небеса. – С.-Пб.: Азбука-классика, 2005. Отзыв на мудрый роман в жанре магического реализма

Вчера, говоря о романе Сеттерфилд "Беллмен и Блэк", я упомянула роман Чарльза де Линта "Покинутые небеса". Так часто бывает: говоря об одной книге, вспоминаешь о другой. Покопалась в своих записях, нашла свой давешний отзыв и об этой книге.

О писателе: Чарльз де Линт (род. 1951) — канадский писатель-фантаст. Известен по произведениям в жанре городского фэнтези (фэнтези, основанное на городских легендах). Нарушая сложившиеся каноны жанров, Чарльз де Линт создает новый жанр. Его произведения — это городские сказки, где в подчеркнуто урбанистическом мире, в вечно спешащем, разноголосом и многонациональном мегаполисе конца ХХ века разворачиваются удивительные и загадочные события. Сам писатель определяет своё творчество как «мифологическую фантазию», синтез реализма, мифа и народной сказки.

Роман «Покинутые небеса» входит в цикл «Легенды Ньюфорда».
Я весь цикл не читала, только этот роман, поэтому говорить буду только о нём.

Роман написан в жанре «магического реализма», в нём переплетаются элементы реальной городской жизни и мистики. Наряду с людьми, действующими лицами произведения являются «зверолюди», которые, по мысли автора, являются расой более древней, чем люди, и обладают, по сравнению с обычными людьми, сверхъестественными способностями.

« — Зверолюди? Это что-то вроде оборотней?
Лили кивнула:
— Думаю, да. Или вроде существ, которые — как бы поточнее выразиться — выглядят так, как ожидаешь их увидеть, но на самом деле они совсем другие. Просто мы настроены их так увидеть. Но в то же время они животные, а не люди». «…зверолюди появились на земле первыми, все остальные пришли позже».


«Зверолюди» - это и вороны, и галки, и сойки, и лисы, и койоты, и кукушки – в облике людей. А также их дети от связей с обычными людьми.

Всё это – не просто домыслы автора, а переработанные легенды североамериканских индейцев, которые и легли в основу романа де Линта.

Герои романа занимаются поисками «магического горшка», в котором спрятана Благодать, и который, при попадании его в корыстные руки, может привести мир к его концу. К счастью, конца света не случается, потому что один из героев жертвует собой.

Роман наполнен космогоническими мифами и легендами, и от этого чтение нельзя назвать совсем уж развлекательным. В какие-то моменты произведение напомнило мне роман Стивена Кинга «Оно» - там, где герои Кинга сталкиваются с чем-то надмирным, первозданным (у Кинга это черепаха и мёртвые красные огоньки, а у Линта – дерево, ворон и благодатный свет) и там, где после всего пережитого у героев в качестве защитной реакции память стирает «лишние» воспоминания.

Я бы, наверное, не стала писать об этом романе и рекомендовать его к прочтению, если бы не нашла в нём некой мудрости, которая запала в память.

«Карме свойственно вращательное движение. Все твои поступки рано или поздно снова возвращаются к тебе».

«Что если природа времени не настолько линейна, как ты о ней думаешь? А вдруг прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно, только разделены между собой — ну, я не знаю, чем-то вроде дымки, и есть люди, способные видеть сквозь эту дымку?»


Главной мыслью романа мне показалась вот эта простая, но очень мудрая и важная фраза:
«мир гораздо больше и сложнее, чем мы о нем думаем».

Как же жить в таком сложном мире?
«…у нас два пути. Мы можем уступить победу темноте или прославлять Благодать и поддерживать ее свет, чтобы он разгорался ярче и ярче».

Вот такая
«поэтичная и немного жутковатая притча о вечном танце света и тьмы в душу человеческой. Или не совсем человеческой?»

Ранее этот материал был размещён мною здесь: https://my.mail.ru/community/knigi/66A94DFBF67EBD17.html

#литература_канады

#де_линт_чарльз

#магический_реализм