Найти тему

Продолжаем изучать ДНК в 9 классе. За практической работой следует теория

На предыдущем уроке мы с девятиклассниками клеили модель-аппликацию ДНК. Теперь, когда школьники представляют, как выглядят двойная спираль ДНК, схема нуклеотида и комплементарность, материал можно теоретически обобщить.

Фото с ресурса https://minobrnauki
Фото с ресурса https://minobrnauki

Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.

Предыдущий урок я проводила в формате практической работы. Несмотря на то, что клейка аппликаций вроде бы считается детским занятием, девятиклассники охотно выполняют эту работу. Во-первых, им «по приколу», во-вторых, интригует: а что выйдет в конце.

Сегодня результаты этой работы можно использовать как фундамент для более прочного «оседания в мозгах» сведений о ДНК. В наше время, когда миллионы неспециалистов в интернете рассуждают о биотехнологиях вообще и ГМО в частности, очень важно, чтобы выпускники понимали, как выглядит физический носитель наследственности. Тогда они смогут отделить подлинную информацию от фейковой.

Итак, на первом этапе урока мы рассматриваем, что у нас получилось. Я задаю вопросы по ходу работы и по ее результатам. Снова звучат термины «нуклеотид», «азотистое основание», «дезоксирибоза», «комплементарность», «принцип ключ к замку» и другие. Причем важно, чтобы этими терминами оперировали сами ученики. И они прекрасно справляются, опираясь на свою аппликацию.

Затем переходим к работе на интерактивной доске.

Это боль. Я узнала, что летом все доски в Москве перевели на линукс и пока не разрешили системным администраторам школы ставить на доски какие-то программы, кроме предустановленных. Поэтому все мои интерактивные флипчарты, которые я разрабатывала несколько лет, стали бесполезны. Но я продолжу выкладывать слайды из них. Просто как идеи, которые можно будет реализовать в иных программах.

Итак, на доске несколько нуклеотидов, которые можно передвигать в произвольном порядке и произвольных направлениях. Можно двигать любой из них вдоль имеющейся цепи ДНК, а ученики будут комментировать: нет, сюда не встанет, и сюда не встанет, о, а сюда подойдет! А почему? А потому что аденин комплементарен тимину. Графически — имеет сходную форму. Ключ к замку.

Слайд флипчарта. Те нуклеотиды, что кучкуются справа, можно двигать по слайду в произвольном порядке. Ковалентные и водородные связи дорисовываем сами
Слайд флипчарта. Те нуклеотиды, что кучкуются справа, можно двигать по слайду в произвольном порядке. Ковалентные и водородные связи дорисовываем сами

Здесь же можно, построив двухцепочечный фрагмент ДНК, задать вопрос: а что будет, если часть ДНК разрушить. В идеале ученики должны задать встречный вопрос: какую именно часть? Одну из цепей или двухцепочечный кусочек? Двигая нуклеотиды по доске, можно визуально объяснить оба варианта.

Так выглядит слайд на определенном этапе работы
Так выглядит слайд на определенном этапе работы

В принципе, можно взять обыкновенную PawerPoint и работать в ней не в режиме демонстрации, а в режиме создания. Наверное. У меня нет возможности проверить. У кого есть, поделитесь в комментариях.

Дальнейший ход урока предполагает пояснения учителем функций ДНК и работы с опорным конспектом. Вот эту работу с опорным конспектом я начинаю с того, что перехожу от аббревиатуры ДНК и полноценному названию этого соединения.

Это заготовка опорного конспекта. Сегодня делаем записи везде, кроме раздела РНК. Красный кружок возле слова "комплементарность" подразумевает, что ученики должны знать определение. Зеленые кружки в данном случае - гиперссылки на определенные слайды
Это заготовка опорного конспекта. Сегодня делаем записи везде, кроме раздела РНК. Красный кружок возле слова "комплементарность" подразумевает, что ученики должны знать определение. Зеленые кружки в данном случае - гиперссылки на определенные слайды

Как видите, на конспекте слово разделено на слоги. Сообщаю школьникам, что сейчас они научатся лихо произносить его и могут этим поразить своих родных и друзей. Для этого просто беру слово «рибонуклеиновая» и поясняю значение каждого кусочка слова, начиная справа. «Нуклеиновая» - нашли в ядре, «рибо» - в состав входит углевод рибоза. Потренировались — переходим к ДНК. Снова видим «рибонуклеиновая», это уже умеем произносить. Далее «окси» - кислород (школьники сами скажут), значит, какое-то ее отличие связано с атомом кислорода. «Дез» - вспоминаем из слова из ряда «дезинфекция», «дегазация», т. е. что-то исчезает, убирается. «Дезокси» - убирается кислород, т. е. в молекуле дезоксирибозы нет одного атома кислорода. (На самом деле гидроксильной группы, но в сентябре 9 класса это перебор, поэтому ограничимся атомом кислорода).

Всё. Все заинтересованные лица легко и непринужденно произносят слово «дезоксирибонуклеиновая». Всеобщая радость и ликование. Попробуйте - ваши ученики будут счастливы.

Опорные конспект с записями текущего урока
Опорные конспект с записями текущего урока

Кстати, в этом месте можно открыть опорный конспект по углеводам (описан в этом уроке) и добавить в него рибозу и дезоксирибозу как моносахара, выполняющие структурную функцию.

Урок получается не очень насыщенный, неспешный, но такая тема в 9 классе и должна подаваться медленно и вдумчиво. Иначе мало кто ее поймет, и митоз-мейоз, генетика и другие интереснейшие вопросы тоже останутся для школьников темным лесом.

А вы как справляетесь с ДНК в девятом классе? Делитесь в комментариях.

Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.