Найти тему
Журнал «History Project»

Интриги правления шаха Тахмаспа: как влиятельную женщину Персии казнили за мимолётный взгляд

Хитрость, мудрость, интриги, властолюбие и невероятная жестокость, вводящая в ступор даже профессиональных воинов того времени, роднят Махди Улью с такими знаковыми женскими персонажами, как Роксолана, княгиня Ольга, императрица Византии Феодора или возглавившая баронский мятеж в Англии мать короля Эдуарда III Изабелла Французская. Правда, и жизнь её оборвалась трагически – всё же Восток есть Восток. А изворотливости Роксоланы-Хюррем у неё не хватило…

Бошар «Египетские танцы»
Бошар «Египетские танцы»

А ведь как хорошо и удачно всё начиналось! В лучших традициях восточных сказок. Или, вернее, на манер ходящих в соседнем Багдаде слухов и легенд о тамошнем правителе Гарун-аль-Рашиде, который переодевался в одежду бедняка и ходил по базару, слушая разговоры подданных. Чтобы узнать о положении дел в своём царстве напрямую от народа. Вот и шах-заде, то есть принц Мухаммад Худабенде, переодевался крестьянином и ходил по торговым рядам, слушая своих будущих подданных. Вот только зачем? Слабый здоровьем, полуслепой, он даже не мог различить лиц говорящих. И наверное поэтому не заметил нанятого одним из врагов правящей династии лучника – который и пустил в него стрелу!

Мухаммед не был убит, только ранен. И оказавшаяся здесь же совершенно случайно Хайруниса оказала ему первую помощь. Теряющий сознание Мухаммед был поражён красотой своей 16-летней спасительницы. Но когда уже во дворце пришёл в себя, очень огорчился, что этой красотки нет рядом.

Но пути Аллаха неисповедимы…и извилисты! Через несколько месяцев, осенью, двору была представлена осиротевшая дочь Абдулла-хана, губернатора одной из иранских провинций, убитого собственным двоюродным братом. То есть девушка была знатного рода и на роль простой наложницы при дворце не годилась. А когда правящий шах-ин-шах Тахмасп узнал об обстоятельствах уже состоявшегося летом знакомства его сына с Хайрунисой, он сразу загорелся идеей женить на этой знатной сироте собственного сына. С дальним прицелом: в девушке чувствовался характер, и шах справедливо рассудил, что такая сильная личность рядом с сыном всегда поддержит его в трудную минуту. Если вообще не подхватит в нужный момент бразды правления! Ну и что, что женщина? Вечный соперник Персии Турция, которая в ту пору управлялась султаном Сулейманом и не зря называлась Блистательной Портой, совсем недавно, каких-то пару десятков лет назад, вообще чаще была под рукой (или под пятой) не самого Сулеймана, а его первой и любимой жены Хюррем!

Так что Хайруниса, сначала отказавшаяся от такой высокой чести, потом передумала. И брак состоялся. И молодые (Хайруниса была на 18 лет моложе своего болезненного и безвольного мужа) поселились в провинции Фарс, где до поры вели тихую и незаметную жизнь. Но – «до поры». Потому что молодая жена внимательно присматривалась к перипетиям дворцовых интриг. И поддерживала своего слабого и мягкого мужа в тонусе, не давая ему полностью отдаться стихосложению и выращиванию роз. Попутно родив ему двух сыновей – Хамза-Мирзу и Аббаса. Молодая женщина знала, что наличие сыновей у мужа любого шах-заде может автоматически сделать её Махди Улья – «высокой колыбелью», матерью правящего властителя Персии. Для этого только и нужно – превратить титул «принц» у мужа в титул «Царь». Ну, или «Шах», в соответствии с персидскими реалиями.

Работа Худ. А. Бриждмена
Работа Худ. А. Бриждмена

Тем временем умирает правящий шах, и на престол восходит…младший брат Мухаммада – Исмаил. Он был полной противоположностью своего брата: крепкий здоровьем, и при этом агрессивный, необузданный, свирепый. Полтора года его правления так настроили против такого шаха всю знать, что он был отравлен. По слухам, собственной сестрой Перихан, которая жаждала власти не меньше братьев – уже покойного и вот этого. То есть разборки происходили внутри самого правящего клана. Но так как по законам престолонаследия Персии женщина сама править не могла, ей (да и прочей знати) нужна была подставная фигура, удобная всем. При таких критериях годности кандидата на трон выбор естественным образом пал на Мухаммада.

Только царедворцы не учли амбиции тихой красавицы-жены новоиспечённого шаха. Она отлично представляла себе как «внутридворцовый» расклад, так и свои возможности по манипуляции безвольным мужем. И после воцарения супруга первым делом добилась эдикта об аресте и казни Перихан-ханум. Чтобы под ногами не путалась. А заодно с нею были уничтожены и около дюжины царедворцев. Из тех, кто слишком близко стоял у трона. Был задушен даже годовалый сын Исмаила Шахшуджа, потому что в будущем мог стать реальным претендентом на трон, устранив уже её детей.

А потом началось то, что происходит неминуемо при смене власти, когда ключевые посты начинает занимать новая знать – до того тихо сидевшая в провинции. Кумовство, протекционизм чрезвычайно ослабили в первую очередь армию. А ведь армия как раз в эти годы находилась в состоянии активного противостояния с османами. И в военной верхушке стал зреть заговор по устранению от власти самовластной шахини.

Повода долго не находилось. Даже отменённый поход на Дербент не пошатнул положения Махди Ульи. Но тут, как на грех, случилось пленение крымского царевича Адиль-Гирея, и поселение его на правах почётного пленника в пределах шахского дворца. Высокий, широкоплечий, с тонкой талией и жгучими чёрными глазами, он стал кумиром многих знатных девушек персидской столицы. И – «Вот оно!» - решили заговорщики. Царствующая жена формально правящего Мухаммеда была обвинена ревнителями нравственности в супружеской измене и задушена в своих покоях. Кстати, «доказательством» такой измены было случившийся однажды открытый взгляд шахини на красавца пленника. Что по строгим законам шариата было абсолютно недопустимо - это же государственная измена! Несмотря на то, что ислам в Персии был и есть мягкого, шиитского, толка. Сунниты, ведомые своими безумными муфтиями, просто забили бы шахиню камнями…

Работа Худ. А. Бриждмена
Работа Худ. А. Бриждмена

В результате начавшейся чистки погибли и многие сторонники Махди Ульи. Даже её старший сын Хамза-Мирза. А слабый телом и духом Мухаммад остался на троне. Его слабое здоровье, тем не менее, позволило дожить ему до 65 лет. И лишь после того, как подрос младший сын бывшей самовластной правительницы Аббас, отец сам, добровольно, передал ему власть. Возможно, избавив страну от очередной междоусобицы.

А в народе осталась память о Махди Ульи как о защитнице народа и милосердной девочке, которая в жаркий летний полдень спасла шах-заде от неминуемой гибели.