Найти тему
Mrs. Murchenko

Основные проблемы и художественные особенности современной прозы для подростков

Фото: https://clubvodoley.ru/wp-content/uploads/2019/10/tehnika-chteniya.jpg
Фото: https://clubvodoley.ru/wp-content/uploads/2019/10/tehnika-chteniya.jpg

На фоне развития современной литературы с ее жанровыми исканиями, обращением к классическим текстам, тенденцией к стилистически маркированной речи особняком стоит литература для подростков. Неоднозначные сюжеты, герои-подростки и взрослые, находящиеся на этапе искания, принятия или отторжения нравственных принципов – вот что характеризует, на мой взгляд, современную прозу для подростков. Как результат, приходится сталкиваться с мнением, что лучше сохранить классику и не тратить время уроков на чтение текстов, не проверенных временем на качество и эстетическую ценность. С другой стороны, именно современная литература отражает так называемый дух времени, специфику восприятия жизни современными авторами и читателями; авторы современных произведений и их читатели обладают общим социальным и культурным опытом эпохи; наконец, важно и то, что тексты современных писателей понятны для подростков без дополнительных исторических и культурно-просветительских справок, комментариев, поэтому, им легче вступить в диалог с авторами произведений без посредников в виде объяснений учителя, критических статей в учебнике.

Таким образом, вопрос о том, изучать или нет современную литературу для подростков в школе решается в положительную сторону. Однако несомненен и тот факт, что выбранные произведения должны соответствовать возрасту и способствовать морально-нравственному росту учащихся.

Как пишут сами читатели, «художественная литература для подростков может иметь двоякое влияние на детей – либо слишком уводить их в вымышленный мир, либо, наоборот, вызывать желание как можно больше узнать о настоящем». Я хочу сделать акцент именно на втором типе книг, не затрагивая такие популярные среди подростков произведения в жанре фэнтези как «Гарри Поттер и узник Азкабана» (Д.Роулинг), «Игра престолов» (Д.Мартин), «Темная башня» (С.Кинг) и другие, так как данные произведения требуют отдельного научного исследования. Обратимся к современным проблемам, поднимаемым в прозе для подростков.

Ученые высоко оценивают значение правильного понимания проблем, поднимаемых в произведении – его проблематики.

«Проблематика требует повышенной активности от читателя: если тему он принимает как данность, то по поводу проблематики у него могут и должны возникнуть собственные соображения, согласие или несогласие, размышления и переживания, направляемые размышлениями и переживаниями автора, но не целиком им тождественные».

Реальная картина современной российской школы предстает в произведениях Марины Аромштам. Образ Марсем (Марины Семеновны) – общий для повестей «Как дневник. Рассказы учительницы» и «Когда отдыхают ангелы». Если в американских школах в изображении Лорен Оливер педагоги не выступают в своей образовательной и воспитательной функции, то школа для Марсем – это и профессия, и хобби, и любовь. М.Аромштам высоко оценивает творческую педагогическую деятельность подобных педагогов, но не идеализирует ее как личность.

В произведениях М.Аромштам главным образом поднимается проблема обновления российской образовательной системы. В произведениях сталкиваются два вида обучения – традиционная, с непременным авторитетом и диктатом учителя и демократическая, где все основано на доверии, личностном интересе, привитии ни столько знаний, сколько нравственных ценностей. Способны ли современные педагоги стать для учеников моральным ориентиром – это показывается на примере образа Марины Семеновны (Марсем), который во многом автобиографичен.

Останавливаясь на художественных особенностях произведений М.Аромштам, хочется отметить, что она блестяще соединяет повествование и дневниковые записи, реальные события и мифы, педагогическую терминологию и разговорный стиль. Вообще, известно, что большинство писателей постмодерна в качестве стилистического средства используют жаргонную лексику, обесцененные слова, бранную речь. Вместе с тем я не считаю находкой образ педагога, в речи которого (как внешней, так и внутренней) постоянно присутствуют слова-паразиты (значит так, ну, ну вот) и грубая лексика (тресну, отходняк, идиот, свинтили, не надо дергаться и др.).

Фото: https://coachforkids.ru/upload/iblock/762/762d7bab55e628483a77d46fa43018b8.jpg
Фото: https://coachforkids.ru/upload/iblock/762/762d7bab55e628483a77d46fa43018b8.jpg

Не могут оставить равнодушным читателя проблемы, поднимаемые Диной Сабитовой в повести «Три твоих имени». В центре повествования – судьба девочки Ритки из неблагополучной семьи. Проблема алкоголизма, в том числе и женского, жизнь детей в неблагополучных условиях, которые заставляют их рано взрослеть, приспособление ребенка к условиям детского дома, затем к приемным родителям – неполный перечень проблем, поднимаемых автором в произведении. Повесть способна захватить подростка-читателя, так как в ней нет пространных описаний грязного родительского дома Ритки и ее сестренки Гельки, их постоянного ощущения голода и недоласканности, их подсознательного стремления к обретению полноценной семьи. Ритка вполне довольна своей жизнью: «и это неправда, что она голодная. Осенью картошку выкопали: татка копал, Ритка с Гелькой помогали, таскали ее ведрами, часть мамка продала, а часть засыпали в подпол. И теперь картошка есть каждый день, пусть холодная, но посолишь ее, подсолнечного масла плеснешь – вот и сыта».

Об уровне безответственности родителей же читатель узнает, когда в школу 1 сентября Ритку ведет соседка Муратовна, и она же покупает канцтовары и школьную форму, хотя и Ритка была уверена: «Татка с мамкой много про что забывают. Забывают еды сварить. Забывают, что у Гельки валенок нет. Забывают, что детям спать пора. Но уж про школу не забудут, не может такого быть».

Конечно, читателю жаль детей, растущих в таких условиях, но его возмущение родителями Ритки растет по мере взросления девочки, а взрослеть ей приходится очень быстро. Семилетняя девочка успокаивает Гельку, когда сестренка ревет от голода. Она идет в школу, надев резиновые сапоги на босую ногу, потому что понимает, что соседка Муратовна и дала бы носки, но она им не родная и не обязана заботиться о них. Первая часть жизни Ритки – первая глава заканчивается пожаром, во время которого пьяные родители погибают, а героиню повести ждет известный в таких случаях путь «больница – детский дом». И зовут ее уже во второй главе не Ритка, а Марго. Судьба Марго не менее трагична, чем судьба Ритки. Теперь она знакомится с предательством не взрослых-маргиналов, а вполне уважаемых людей – мамы Ларисы, работника медицинской сферы и ее безвольного мужа Виталия. В третьей части повести имя главной героини сменяется на Гошку. Здесь героине приходится мириться со сплетнями о том, за что приемные родители отказались от нее, мириться с тем, что бывшие «мама» и «папа» не то, что не заберут ее из детдома назад, а даже не пришлют открытки на Новый год. Но именно в этой главе она обретает семью в лице мамы Лидии, папы Степана и братишек Матюшки и Антона. Можно полагать, что решение взять домой детдомовского ребенка и этой семье пришлось нелегко, так как бабушка считает, что они «подбирают отбросы общества. Хороших детей в этих детдомах нет! За таких детей должно отвечать государство, пусть оно и тянет этот воз».

Неприятие детдомовского ребенка Ириной Михайловной доходит до такой степени, что она ставит ультиматум. Трудно представить себе состояние Маргариты (теперь уже Гошки), которая становится невольным тайным свидетелем данной сцены. Достоин уважения ответ папы Степана: «У меня теперь трое детей. Тебе придется принять наши жизненные обстоятельства такими, какие они есть. Жаль, если для тебя это окажется трудным. Я все же надеюсь, что ты не будешь так категорична».

Таким образом, Ритка – Марго – Гошка наконец по-настоящему обретает семью. Стоит отметить, что счастливый финал повести не воспринимается читателем как нечто надуманное, наоборот, ощущение реальности происходящего не покидает и в глубине души остается горечь утраты семейных ценностей современным обществом, которое порождает рождение семей с родителями-алкоголиками, в котором Ларисы без угрызения совести забирают детей из детдома и с легкостью отдают обратно, в котором дети-сироты – это отбросы, в котором даже, если один из сотен детдомовце, обрел семью, остаются много тех, кто мечтают о ней, прекрасно осознавая, что подростка уже никто не усыновит, остается Гелька, судьба которой неизвестна ни читателю, ни самой Гошке.

Д.Сабитова акцентирует внимание на том, что судьба ребенка зависит от взрослых. Так, финал первой главы заканчивается тем, что Ритку из горящего дома спасает отец. При этом случившееся оказывает на него такое сильное влияние, что он неожиданно твердо дает отпор празднествам матери и планирует начать работать. Именно такой финал произведения был бы правильным и справедливым по отношению к Ритке и Гельке. Но на самом деле родители угорают, даже не проснувшись от пьяного сна.

Вторая глава заканчивается тем, что услышав неприятный разговор Мамы Ларисы и папы Виталия, Марго оставляет прощальную записку и, не желая быть им обузой, уходит в детский дом. Однако за ночь Лариса все обдумывает и понимает всю бесчеловечность возвращения ребенка, словно использованной игрушки, обратно в детдом и покупает три билета до Зеленодольска. Лишь прочитав первые страницы третьей главы, читатель понимает, что и это были вариации на тему как должен поступить адекватный взрослый человек. На самом деле Ларису трудно чем-то затронуть, и записка Марго только облегчает ей жизнь. В третьей главе взрослых людей – новых приемных родителей главной героини тоже ждет испытание в виде требований бабушки отказаться от приемного ребенка. И только эти герои-взрослые совершают нравственный поступок, не уступая бабушке, не отдавая Ритку обратно в детский дом.

Следует отметить, что современная литература для подростков имеет целый ряд произведений, в центре которых оказывается школа с ее укладом.

Рассмотрим произведения М.Аромштом и Л.Оливер. Первый автор описывает школу и школьников в современной России, второй – школу и школьников Америки. Стоит ли выбирать учителю для изучения в классных или внеклассных занятиях данные произведения – вопрос спорный, особенно если речь идет о втором произведении. Несомненное достоинство повести Л.Оливер в том, что здесь достаточно четко встает проблема нравственного выбора подростков. В центре повествования – Сэм, семнадцатилетняя выпускница американской школы. Она, как и трое ее подруг – Линдси, Элли, Элоди – самые популярные девочки в школе. После одной из вечеринок они попадают в автомобильную катастрофу, и Сэм погибает. Однако ей дается шанс исправить свои жизненные ошибки, и она на протяжении семи дней вновь и вновь проживает свой последний день, с каждым днем открывая для себя истинные ценности. В конце седьмого дня ей удается спасти Джулиет Сиха – свою ровесницу, которая являлась объектом насмешек.

Произведение пестрит безнравственными поступками школьников, обилие обсценной лексики поражает читателя. Однако в нем есть и образы-находки, среди которых выделяется образ сестренки главной героини – Иззи. Иззи – ученица младшей школы, однако она в гораздо большей степени, чем популярные старшеклассницы ориентируется в этом мире, выделяя главное и второстепенное. Главное для нее – сохранить собственную индивидуальность, а издевательства в школе по поводу ее картавой речи – второстепенно.

Подытоживая вышесказанное, стоит отметить, что современная литература предлагает довольно большое количество изданий для чтения подростков. В то время учитель должен с осторожностью подходить к выбору произведений, а также правильно подобрать форму, методы и приемы разбора произведений. Так, повесть Дины Сабитовой, затрагивающая струны души, вполне подходит для беседы о нравственных составляющих современного общества, о роли семьи в жизни человека. Повести Марины Аромштам могут стать основой для педагогической беседы. «Прежде чем я упаду» Лорен Оливер я бы не советовала как отдельное произведение для анализа, но разбор достоинств и недостатков повести (возможно, в виде рецензии или отзыва) на уроках внеклассного чтения вводного типа обобщающе информативного характера вполне возможен.