Ну что, продолжаем наше путешествие по толерантому Средиземью.
Начинается серия с отличной сцены, в которой Мириэль видит во сне волну, в будущем, которая в будущем смоет Нуменор. В книгах этого нет (хорошая шутка - а что вообще из сериала в книгах есть?), но сама идея такого сна очень толкиновская, на самом деле. Подобные сны видел и сам Толкин, и некоторые его персонажи - например, Фарамир.
Но привыкать к хорошему не стоит. Мы же смотрим кино про проблемы в США. Нуменорцы недовольны появлением Галадриэли, и беспокоятся, что вот, мол, приплывут эльфы, и мы из-за этих хадов будем без работы сидеть. Без работы. Серьёзно? Вот когда вы думаете про различные недопонимания между людьми и эльфами, вы что представляете? Разную скорость жизни, разный уровень знаний, зависть из-за бессмертия? Неправильно думаете, эльфы ведь могут у вас работу отнять, вот в чём причина-то.
Кстати, хотите занимательный факт? В сети попадались на глаза рецензии, где было сказано, что у эльфов-то и слова "работа" нет, они творят искусство. Так вот, это не так, в эльфийском языке есть слово "работа" -mólë, причём, оно родственно слову "раб" - mól, совсем как в русском языке. В родном Толкину английском слово work восходит к слову "делать, заниматься". Может, след того периода, когда Толкин пытался изучать русский язык? Кто знает.
Фаразон успокаивает толпу, и в целом раскрывается как персонаж. Всё, вроде, неплохо, если бы не одно но - мы внезапно узнаём, что у него есть сын. Неужели Амазон забьёт на такую важную сюжетную линию как то, что Фаразон вынудил свою двоюродную сестру Мириэль жениться на себе, чтобы захватить власть?
В общем, вымышленный сын Фаразона Кемен, подкатывает к вымышленной дочери Элендиля Эариен, а я пока хочу поговорить о том, что мне давно режет слух - нуменорские имена. Дело в том, что в позднем Нуменоре боролись со всем эльфийским и, соответственно, имена на эльфийском были не в почёте. Короли их по-прежнему брали, но чаще это было как имя на латыни для европейского правителя - просто формальность. А обычно использовались имена на адунайском, языке людей Нуменора. Фаразон (которого по-эльфийски зовут Калион) тому пример. В общем, можно стерпеть Мириэль (её отец был другом эльфов), можно стерпеть Исильдура и Элендиля, Верных, но вот все остальные нуменорцы тоже носят имена на эльфийском, даже сына Фаразона зовут Кемен. Не, я, конечно, понимаю, какая тут задумка - мол, Эариен, "Дочь моря" встречается с Кеменом, "Землёй", но вот это засилье эльфийских имён в этот период выглядит странно.
Галадриэль опять собачится со всеми подряд. На этот раз под горячую руку попадает Мириэль. Я, честно, старался нейтрально относится к сериальной Галадриэли, но тут она начала бесить даже меня - женщина, тебе к этому моменту пять тыщ лет, ты в два с лишним раза старше Келебримбора и примерно раз в тридцать-сорок старше Мириэли, веди себя прилично, а?
В общем, Галадриэль бросают в тюрьму (пожалуй, первый момент в её арке, когда я испытал чистые положительные эмоции), где сидящий в соседней камере Халбранд называет её лошадью и объясняет, что с людьми можно разговаривать по-человечески.
Исильдур, который не идентифицирует себя как моряк, решает нарочно косячить на занятиях, и за это его выгоняют из флота. И заодно с ним за что-то ещё двух его друзей. И, вроде, неплохая задумка - нам хотят показать, как люди мечтали о морской службе, а Исильдур ненароком всё разрушил, но вот это решение капитана - выгнать за один проступок двух человек, которые в этом и участия-то не принимали, выглядит настолько глупо, что нормально воспринимать этот эпизод очень сложно.
Арондир знакомится с тем самым Адаром, которого так уважают орки. И тут мы опять приходим к той спорной теме про орков, о которой я уже дважды писал в своём блоге - могут ли орки уважать этого человека не из страха, а именно так, по-настоящему? И если это эльф, то могут ли эльфы служить злу и сотрудничать с орками? Ну, тут как говорится, "смотря в каком томе". Поздний Толкин не одобрил бы. В то, что это Саурон я по-прежнему не верю - слишком уж активно создатели шоу напускают туман вокруг всех этих неизвестных персонажей, кучи имён и прочего. Делать Адара Сауроном было бы слишком уж бесталанным решением.
В общем, Адар отпускает Арондира с условием, что тот доставит послание людям из Мордора, которые сбежали от подземного нашествия орков в местную крепость, куда мы и переносимся. Забегая вперёд, послание простое - вы тут можете жить, но только поклянитесь в верности и забудьте про свои права на эти земли.
Там людям не хватает еды, и Тео с товарищем отправляются в деревню за припасами. Но там оказываются орки. Друг Тео проверку не прошёл и убежал с тележкой при первом шорохе, а вот сам Тео спалил свой волшебный чёрный меч, и стал для орков мишенью номер один. Ну а мы наблюдаем какое-то позорище постановки.
Ясный солнечный день, что-то около полудня.
Тео уходит в таверну, сталкивается там с орком, а его друг убегает. Судя по всему, резко наступает вечер, раз орк так смело выбегает на солнце (в книге солнце действовало на них не так уж страшно, но не будем к этому цепляться - в сериале они ведут себя как вампиры, и солнце их натурально сжигает). Не обращайте внимания, что светло и ясно - это вечер.
Тео сидит в колодце до наступления ночи, и когда деревню заполоняет толпа орков, решает вылезти и сбежать.
Спасает его Арондир. Вместе они убегают от целой армии орков, встречают Бронвин, которая пришла на поиски сына, и выбегают из леса на поляну с наступлением рассвета. Орки целые сутки не могли найти пацана в колодце? А что им сейчас-то мешает, мы ведь видели, что им достаточно накрыться тканью от прямых солнечных лучей, и всё? Что это за убогая стойка у Арондира? Ладно, про стойки как-нибудь в следующий раз отдельную статью запилю, но вот эта общая чехарда с резкой сменой времени суток сделана очень некачественно. Просто некачественно - такие длительные временные промежутки надо как-то визуально обозначать, а не просто бросать персонажей из одного времени суток в другое.
Видимо, чтобы это скрыть, в промежутке между вечером и ночью мы видим две другие ветки сюжета. Келебримбор беспокоится, что Дурин что-то скрывает, и Элронд отправляется на разведку. Диса, как обычно, находится в своём амплуа большой чёрной мамочки, с афроамериканским акцентом, сленгом из чёрных гетто и прочими прелестями. Она врёт, что Дурин ушёл в самую обычную шахту, но Элронд замечает, что Дурин не взял с собой рабочий топор (ага, камни добывают с помощью топоров, а вы не знали?), а чуть позже с помощью эльфийского супер-зрения окончательно убеждается, что всё не так просто.
Он находит Дурина, и узнаёт, что тот обнаружил митриль (и именно он был в шкатулке в одной из прошлых серий), но боится распространять эту новость. И, господи, как же мне нравится этот мужик. Да, я не так представлял себе Дурина (любого из них), да, это всё не по книгам, но какой же это хороший персонаж на фоне остальных. У него есть свои ценности, свои эмоции, свой характер, в конце концов. За те десять минут, которые он присутствует на экране мы получаем просто огромное количество контента - узнаём про митриль, про желание Дурина make the Dwarves great again, видим его внутреннюю борьбу между дружбой и "политическими" целями. Когда он даёт Элронду первый добытый кусок митриля и говорит: "Оставь себе" - это реально очень трогательный момент, который при этом абсолютно не выглядит наигранным.
А можно я буду смотреть кино про гномов? Нет, нет, пожалуйста, не надо Галадриэли, не-е-е-ет... Эх. Галадриэль пробирается в королевские покои, где обнаруживает, что Тар-Палантиру, настоящему королю Нуменора не очень хорошо, он буквально находится при смерти.
А мы, кстати, опять наблюдаем, как художники-постановщики пытаются работать с расовой разнообразностью, за счёт освещения и цветокоррекции сглаживая разный цвет кожи у персонажей. Впрочем, в этом случае это совершенно не помогает, я не думаю, что хоть кто-то поверит, что в этом кадре мы видим отца и дочь.
Галадриэль, впрочем, перестаёт быть вредной злобной истеричкой и впервые за четыре серии адекватно разговаривает с собеседником (как же в этом месте хочется пошутить про то, что ей просто мужика нормального не хватало, в виде Халбранда). И это приносит плоды - они с Мириэль могут таки понять друг друга. Нуменорская королева показывает Галадриэли палантир, в котором, оказывается, и транслировалось предсказание с гибелью Нуменора. Это, кстати, слегка так противоречит самой идее появления палантиров у людей - по книге, когда Нуменор начал закрываться от эльфов, они дали семь палантиров Амандилю, лидеру Верных и отцу Элендиля, потому что сами больше приезжать в Нуменор не могли. Соответственно, ни один из палантиров никогда не принадлежал никому из королевского рода.
Галадриэль видит затопление Нуменора, а Морвед Кларк впервые за сериал играет эмоцию, которая отличается от "я обиженка, как вы все меня бесите, но я стараюсь этого не показывать" (если не считать того кринжового момента с лошадями в прошлой серии).
Мы мельком заглядываем в Морию, где отец Дурина приказывает остановить опасные разработки. И мы видим ещё одну просто великолепнейшую сцену - Дурин злится на отца, а Элронд рассказывает о том, как он хотел бы вновь хотя бы раз поговорить со своим отцом, Эарендилем, и Дурин идёт мириться со своим отцом. Я даже готов простить тот факт, что Элронд, возможно, последний раз с отцом мог говорить в возрасте двух-пяти лет - Эарендиль вскоре после его рождения начал плавать в поисках пути в Благословенные Земли, а когда Элронду и его брату Элросу исполнилось шесть, их захватили и воспитали сыновья Феанора. Всё равно, это очень хорошая сцена с точки зрения кино.
В предпоследней сцене бывший владелец чёрного меча рассказывает Тео о Сауроне и утверждает, что упавший с неба метеорит - это он и есть (опять-таки, в это я тоже не верю - слишком явно).
Ну а заканчивается серия тем, что Мириэль решает не изгонять Галадриэль, а прислушаться к ней, и вместе с войском отправиться в Средиземье, чтобы освободить южные земли от захватившей их тьмы. Народ, который совсем недавно практически бунтовал против присутствия эльфийки, радостно её поддерживает, а мы ещё раз вздыхаем о том, насколько сильно обрезали роль Ар-Фаразона и смотрим финальные титры.
Случилось невероятное - сериал стало местами интересно смотреть. Нет, серьёзно, мы увидели аж три момента с развитием персонажа - два у Дурина и один у Галадриэли, да и события какие-никакие, а происходят. После трёх часов повторения одних и тех же мыслей в прошлых сериях это ощущается как глоток свежего воздуха. Некоторые персонажи наконец-то начали говорить не как пафосные второклассники, а по-нормальному. Отсутствие канона и некоторые неуместные вещи никуда не делись, но это, пожалуй, первая серия, во время первого просмотра которой я именно смотрел за персонажами и сюжетом, а не боролся со сном, разглядывая мелкие детали на фоне и пытаясь угадать их источники вдохновения.
Так бы - с начала, а не с середины сезона, и, глядишь, не пришлось бы закрывать зрительский рейтинг на своих сайтах. А, товарищ Ар-Амазон, как думаешь?
#властелин колец #кольца власти