С-130 "Геркулес" в строю уже 66 лет. На его базе создано множество специфических машин, например знаменитый "ганшип" АС-130, разведчики погоды ("охотники за ураганами"), поисково-спасательные самолеты и другие.
Сегодня мы рассмотрим одну не самую известную его модификацию - МС-130. Этот борт создан для доставки отрядов спецназа в районы выполнения боевых задач, эвакуации бойцов после завершения миссии, снабжения групп в тылу противника и дозаправки авиации сил спецопераций.
Я давно хотел подготовить материал по этой теме для вас, друзья. Перегуглил десятки гигабайтов, и могу утверждать, что накопал кое-что интересное для уважаемой публики, и вот вам небольшой спойлер, что будет в данном материале:
- покопаемся в радиоэлектронных потрохах, скрытых носовым обтекателем;
- узнаем, как МС-130 может поднимать десант с земли без посадки;
- посмотрим, как МС-130 использовался в качестве бомбардировщика.
Интересно? Поехали.
Доставка десанта
Возить людей и высаживать парашютистов в воздухе может и обычный С-130. Но когда речь идет о спецоперациях, для которых предназначен МС-130, есть вполне понятные нюансы:
- тактические группы спецназа высаживаются в тылу противника, а туда ещё нужно доехать, преодолев систему ПВО;
- противник не обязан предоставлять вам аэродромы, поэтому доставку припасов и эвакуацию нужно делать без посадки.
Учитывая такие требования, несложно сделать два важных вывода:
- лететь нужно скрытно;
- самолет необходимо защитить от ПВО противника.
Спрятать С-130 от радаров ПВО в воздухе сложно, таки это не дрон DJI, и "Геркулес" ни разу не стелс. Сделать это можно только одним способом: лететь с огибанием рельефа местности. Такая фича у самолета есть, и дело здесь не только лишь в мастерстве пилотов: МС-130 оснащен сканирующим радаром, позволяющим повторять неровности рельефа в полете. Так как "базовый" С-130 обладает отличной устойчивостью и маневренностью, сочетание с электронным управлением позволяет МС-130 летать даже через ущелья, прижимаясь к поверхности. Это делает его по-настоящему сложной целью для обнаружения и перехвата наземной ПВО.
Именно радар, размещаемый в носовой части, придает ей характерные узнаваемые очертания. И именно с ним связаны значительные технические сложности, удорожание проекта и вообще критика самолета. На МС-130 успели послужить разные модели, но в настоящее время основными являются две:
AN/APN-241 - считается устаревшим и не соответствующим современным требованиям. Обтекатель радара так и не был доведен до ума, что вызывает проблемы с климатом в кабине и обледенение. Да и сам радар работает с перебоями: он состоит из одного модуля Х диапазона, который функционирует не на всех бортах, и двух модулей Кu диапазона, которые не могут обеспечить выполнение всех требований к радару;
AN/APQ-187 "Silent Knight radar" - перспективный, им планируется оснастить и другие образцы авиации сил спецопераций. Радар всепогодный, имеет опции малой заметности (LPD) и малой вероятности перехвата (LPI), что важно для скрытности. Заявлено, что радар может работать в Арктике, в жару и над морем.
Защита
МС-130J оснащается системой радиоэлектронного противодействия, изготовленной Northrop Grumman и SNC Team. Это модуль AN/ALQ-251 RFCM.
Информации о системе мало, но вот что известно из пресс-релизов компаний:
RFCM обеспечивает обнаружение угроз - это означает, что сенсоры способны детектировать облучения РЛС ПВО, ракет с РЛ-наведением и тепловые следы прочих ракет;
точная геолокация - имеется ввиду наличие двойной инерциальной навигационной системы, помимо GPS. Инерциальная навигация обеспечивает информацию о собственном местоположении в случае глушения противником сигналов спутниковых систем позиционирования. Помимо этого, в навигации участвует и упомянутый выше сканирующий радар, так как он имеет функцию картографирования. Путем наложения полученной картинки местности на карту, борт может получить информацию о своем местоположении без участия навигационной системы;
активные возможности противодействия - это говорит о постановщиках помех на борту. Отстреливаемые инфракрасные ловушки, радиочастотные и лазерные излучатели системы РЭБ;
обработка реагирования на угрозы - похоже, на самолете есть вычислительная система, которая обнаруживает угрозы, оповещает экипаж и автоматически применяет средства противодействия, отстреливает тепловые ловушки и наводит лазерные излучатели на ракеты;
модульная открытая системная архитектура - означает, что электроника не являет собой жесткое решение. Это бортовой вычислитель, локальная сеть и датчики, подключенные к ней в качестве внешних устройств. Такой подход обеспечивает гибкость системы, замену отдельных модулей и т.д.
Разведка
Для повышения ситуационной осведомленности на борту есть оптико-электронные станции с инфракрасными каналами. Это необходимо для обнаружения угроз и для ведения самолета в плохих метеоусловиях. Станция установлена на вращающейся опоре в носу под фюзеляжем. В хвостовой части по бокам корпуса находятся лазерные турели направленной системы подавления ракет с ИК-наведением:
Картинки с камер, радара и других систем могут выводиться на любой дисплей. Ниже показано, как видео с камеры выводится на рабочее место второго пилота:
Но для работы с камерами и радаром предусмотрены специально обученные наиболее подготовленные члены экипажа - офицер боевых систем и офицер по связи и навигации (опционально). Вот как выглядят их рабочие места:
Офицер боевых систем (обычно один, иногда больше) управляет системами наблюдения и навигации, РЭБ и дозаправкой в воздухе.
Дозаправка в воздухе
МС-130, как и базовая машина, может заправляться в воздухе. На современных модификациях оборудование сделано по типу "штанга". Но помимо этого, самолет имеет четыре подвесных заправочных модуля, с помощью которых он сам становится заправщиком и может пополнять запас топлива другой авиации спецназа: конвертопланов MV-22/CV-22, вертолетов MH-47/MH-60 и даже штурмовиков "Харриер".
Такое техническое решение существенно повышает мобильность групп специальных операций, увеличивает боевой радиус десантных вертолетов и конвертопланов. Подвесное оборудование создано по схеме "шланг-конус", одновременно МС-130 может работать с двумя вертолетами.
Десант, пополнение запасов в тылу и эвакуация без посадки
Базовый С-130 неприхотлив к качеству взлетно-посадочных полос и может приземляться на более-менее ровные грунтовые площадки. Тем не менее, для оснащения десанта боеприпасами и прочими необходимыми вещами, предусмотрено десантирование грузов в стандартных модулях без посадки.
Кроме этого, есть довольно интересные фичи:
например, для морского спецназа с воздуха могут сбрасываться моторные лодки и даже скоростные катера;
для доставки боеприпасов в район, контролируемый ПВО противника, могут использоваться планеры с системой точной посадки типа Silent Arrow. Такое решение позволяет самолету работать вне зоны досягаемости ракет.
Скажем больше. МС-130 может не только высаживать десант без посадки, но и эвакуировать людей и грузы без приземления. Для этого используется специальное оборудование - система подъема Фултона "Skyhook". Для эвакуации десанта на землю в точку подъема сбрасывают специальный контейнер. Из него в воздух поднимается небольшой аэростат с нейлоновым тросом длиной 150 метров. Самолет проходит на скорости 240-270 км/ч ниже аэростата, зацепляет трос специальным крюком, и поднимает контейнер с людьми или грузом в воздух. Хотя в настоящее время система считается не совсем безопасной из-за возможности травмирования и утратившей актуальность в свете развития конвертопланов, тем не менее, она по-прежнему может применяться в экстренных случаях.
Немного бомбардировщик
Во время войны во Вьетнаме был разработан особо мощный боеприпас BLU-82 "Daisy Cutter" для создания посадочных площадок для вертолетов в густых джунглях. Это 5700 кг взрывчатки GSX, что делало BLU-82 самой большой неядерной бомбой в арсенале США в то время. Самолеты MC-130 использовали это оружие во время войны в Персидском заливе в 1991 году и во время операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане в 2001 году. Сообщается, что BLU-82 больше не входит в арсенал США, но то что делалось однажды, когда-нибудь может повториться вновь.
Спасибо за внимание!
Любая критика приветствуется. Пожалуйста, сообщите в комментариях, если нашли ошибку.
Материалы по теме:
Подробно про радар Silent Knight
Закупки для американских сил спецопераций (2020 - 2021 год)
#спецназсша #спецоперация #самолет #авиация #ввссша #оружие #военная техника #osint #секретноеоружие