Найти в Дзене
Диванные войска

Спецназовский MC-130: секреты транспорта сил спецопераций

Оглавление

С-130 "Геркулес" в строю уже 66 лет. На его базе создано множество специфических машин, например знаменитый "ганшип" АС-130, разведчики погоды ("охотники за ураганами"), поисково-спасательные самолеты и другие.

Сегодня мы рассмотрим одну не самую известную его модификацию - МС-130. Этот борт создан для доставки отрядов спецназа в районы выполнения боевых задач, эвакуации бойцов после завершения миссии, снабжения групп в тылу противника и дозаправки авиации сил спецопераций.

Цифровизация. Кошмар для любителей физических кнопок.
Цифровизация. Кошмар для любителей физических кнопок.

Я давно хотел подготовить материал по этой теме для вас, друзья. Перегуглил десятки гигабайтов, и могу утверждать, что накопал кое-что интересное для уважаемой публики, и вот вам небольшой спойлер, что будет в данном материале:

  • покопаемся в радиоэлектронных потрохах, скрытых носовым обтекателем;
  • узнаем, как МС-130 может поднимать десант с земли без посадки;
  • посмотрим, как МС-130 использовался в качестве бомбардировщика.

Интересно? Поехали.

Носовой обтекатель радара создает технические трудности. В том числе холод в кабине и даже обледенение
Носовой обтекатель радара создает технические трудности. В том числе холод в кабине и даже обледенение

Доставка десанта

Возить людей и высаживать парашютистов в воздухе может и обычный С-130. Но когда речь идет о спецоперациях, для которых предназначен МС-130, есть вполне понятные нюансы:

  • тактические группы спецназа высаживаются в тылу противника, а туда ещё нужно доехать, преодолев систему ПВО;
  • противник не обязан предоставлять вам аэродромы, поэтому доставку припасов и эвакуацию нужно делать без посадки.

Учитывая такие требования, несложно сделать два важных вывода:

  • лететь нужно скрытно;
  • самолет необходимо защитить от ПВО противника.
-4

Спрятать С-130 от радаров ПВО в воздухе сложно, таки это не дрон DJI, и "Геркулес" ни разу не стелс. Сделать это можно только одним способом: лететь с огибанием рельефа местности. Такая фича у самолета есть, и дело здесь не только лишь в мастерстве пилотов: МС-130 оснащен сканирующим радаром, позволяющим повторять неровности рельефа в полете. Так как "базовый" С-130 обладает отличной устойчивостью и маневренностью, сочетание с электронным управлением позволяет МС-130 летать даже через ущелья, прижимаясь к поверхности. Это делает его по-настоящему сложной целью для обнаружения и перехвата наземной ПВО.

Редкий кадр: техобслуживание радара AN/APN-241. Видно, что обтекатель крепится на специальных защелках
Редкий кадр: техобслуживание радара AN/APN-241. Видно, что обтекатель крепится на специальных защелках

Именно радар, размещаемый в носовой части, придает ей характерные узнаваемые очертания. И именно с ним связаны значительные технические сложности, удорожание проекта и вообще критика самолета. На МС-130 успели послужить разные модели, но в настоящее время основными являются две:

AN/APN-241 - считается устаревшим и не соответствующим современным требованиям. Обтекатель радара так и не был доведен до ума, что вызывает проблемы с климатом в кабине и обледенение. Да и сам радар работает с перебоями: он состоит из одного модуля Х диапазона, который функционирует не на всех бортах, и двух модулей Кu диапазона, которые не могут обеспечить выполнение всех требований к радару;

Элемент AN/APN-241 во время техобслуживания
Элемент AN/APN-241 во время техобслуживания

AN/APQ-187 "Silent Knight radar" - перспективный, им планируется оснастить и другие образцы авиации сил спецопераций. Радар всепогодный, имеет опции малой заметности (LPD) и малой вероятности перехвата (LPI), что важно для скрытности. Заявлено, что радар может работать в Арктике, в жару и над морем.

Вероятно, радару "Silent Knight" предстоит стать лучшим решением в серии МС-130. Под носовым обтекателем - оптико-электронная станция FLIR
Вероятно, радару "Silent Knight" предстоит стать лучшим решением в серии МС-130. Под носовым обтекателем - оптико-электронная станция FLIR

Защита

МС-130J оснащается системой радиоэлектронного противодействия, изготовленной Northrop Grumman и SNC Team. Это модуль AN/ALQ-251 RFCM.

Так выглядит комплектация АС-130 с системой AN/ALQ-251
Так выглядит комплектация АС-130 с системой AN/ALQ-251

Информации о системе мало, но вот что известно из пресс-релизов компаний:

RFCM обеспечивает обнаружение угроз - это означает, что сенсоры способны детектировать облучения РЛС ПВО, ракет с РЛ-наведением и тепловые следы прочих ракет;

точная геолокация - имеется ввиду наличие двойной инерциальной навигационной системы, помимо GPS. Инерциальная навигация обеспечивает информацию о собственном местоположении в случае глушения противником сигналов спутниковых систем позиционирования. Помимо этого, в навигации участвует и упомянутый выше сканирующий радар, так как он имеет функцию картографирования. Путем наложения полученной картинки местности на карту, борт может получить информацию о своем местоположении без участия навигационной системы;

В хвосте еще два оптико-электронных датчика. Десантируемые контейнеры на картонных подложках, для амортизации.
В хвосте еще два оптико-электронных датчика. Десантируемые контейнеры на картонных подложках, для амортизации.

активные возможности противодействия - это говорит о постановщиках помех на борту. Отстреливаемые инфракрасные ловушки, радиочастотные и лазерные излучатели системы РЭБ;

обработка реагирования на угрозы - похоже, на самолете есть вычислительная система, которая обнаруживает угрозы, оповещает экипаж и автоматически применяет средства противодействия, отстреливает тепловые ловушки и наводит лазерные излучатели на ракеты;

модульная открытая системная архитектура - означает, что электроника не являет собой жесткое решение. Это бортовой вычислитель, локальная сеть и датчики, подключенные к ней в качестве внешних устройств. Такой подход обеспечивает гибкость системы, замену отдельных модулей и т.д.

-10

Разведка

Для повышения ситуационной осведомленности на борту есть оптико-электронные станции с инфракрасными каналами. Это необходимо для обнаружения угроз и для ведения самолета в плохих метеоусловиях. Станция установлена на вращающейся опоре в носу под фюзеляжем. В хвостовой части по бокам корпуса находятся лазерные турели направленной системы подавления ракет с ИК-наведением:

Лазерная турель направленной системы противодействия зенитным ракетам
Лазерная турель направленной системы противодействия зенитным ракетам

Картинки с камер, радара и других систем могут выводиться на любой дисплей. Ниже показано, как видео с камеры выводится на рабочее место второго пилота:

-12

Но для работы с камерами и радаром предусмотрены специально обученные наиболее подготовленные члены экипажа - офицер боевых систем и офицер по связи и навигации (опционально). Вот как выглядят их рабочие места:

Офицер управляет камерой FLIR
Офицер управляет камерой FLIR

Офицер боевых систем (обычно один, иногда больше) управляет системами наблюдения и навигации, РЭБ и дозаправкой в воздухе.

Видны экраны, на которые выводится информация
Видны экраны, на которые выводится информация
Оборудование рабочего места офицера боевых систем зависит от модификации самолета
Оборудование рабочего места офицера боевых систем зависит от модификации самолета

Дозаправка в воздухе

МС-130, как и базовая машина, может заправляться в воздухе. На современных модификациях оборудование сделано по типу "штанга". Но помимо этого, самолет имеет четыре подвесных заправочных модуля, с помощью которых он сам становится заправщиком и может пополнять запас топлива другой авиации спецназа: конвертопланов MV-22/CV-22, вертолетов MH-47/MH-60 и даже штурмовиков "Харриер".

Такое техническое решение существенно повышает мобильность групп специальных операций, увеличивает боевой радиус десантных вертолетов и конвертопланов. Подвесное оборудование создано по схеме "шланг-конус", одновременно МС-130 может работать с двумя вертолетами.

Подвесной дозаправочный модуль
Подвесной дозаправочный модуль

Десант, пополнение запасов в тылу и эвакуация без посадки

Базовый С-130 неприхотлив к качеству взлетно-посадочных полос и может приземляться на более-менее ровные грунтовые площадки. Тем не менее, для оснащения десанта боеприпасами и прочими необходимыми вещами, предусмотрено десантирование грузов в стандартных модулях без посадки.

Кроме этого, есть довольно интересные фичи:

например, для морского спецназа с воздуха могут сбрасываться моторные лодки и даже скоростные катера;

для доставки боеприпасов в район, контролируемый ПВО противника, могут использоваться планеры с системой точной посадки типа Silent Arrow. Такое решение позволяет самолету работать вне зоны досягаемости ракет.

Скажем больше. МС-130 может не только высаживать десант без посадки, но и эвакуировать людей и грузы без приземления. Для этого используется специальное оборудование - система подъема Фултона "Skyhook". Для эвакуации десанта на землю в точку подъема сбрасывают специальный контейнер. Из него в воздух поднимается небольшой аэростат с нейлоновым тросом длиной 150 метров. Самолет проходит на скорости 240-270 км/ч ниже аэростата, зацепляет трос специальным крюком, и поднимает контейнер с людьми или грузом в воздух. Хотя в настоящее время система считается не совсем безопасной из-за возможности травмирования и утратившей актуальность в свете развития конвертопланов, тем не менее, она по-прежнему может применяться в экстренных случаях.

Принцип действия схематично (википедия)
Принцип действия схематично (википедия)

Немного бомбардировщик

Во время войны во Вьетнаме был разработан особо мощный боеприпас BLU-82 "Daisy Cutter" для создания посадочных площадок для вертолетов в густых джунглях. Это 5700 кг взрывчатки GSX, что делало BLU-82 самой большой неядерной бомбой в арсенале США в то время. Самолеты MC-130 использовали это оружие во время войны в Персидском заливе в 1991 году и во время операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане в 2001 году. Сообщается, что BLU-82 больше не входит в арсенал США, но то что делалось однажды, когда-нибудь может повториться вновь.

Спасибо за внимание!

Любая критика приветствуется. Пожалуйста, сообщите в комментариях, если нашли ошибку.

И там ещё рядом "подписаться"
И там ещё рядом "подписаться"

Материалы по теме:

Подробно про радар Silent Knight

Подробно про радар AN/APQ-170

Закупки для американских сил спецопераций (2020 - 2021 год)

#спецназсша #спецоперация #самолет #авиация #ввссша #оружие #военная техника #osint #секретноеоружие