Найти в Дзене

1971 г. Первый мой коммерческий турнир

Старшее поколение, наверное, не раз слышало о "подставах" в спорте. Кто-то за кого-то выступал по борьбе или лыжным гонкам, по лёгкой атлетике или...

Даже фильм есть о таких неспортивных случаях - «Штрафной удар».

И у меня есть заметка про "подставы" –

Брат за брата, мастер за мастера! - Зобач Георгий Григорьевич

Но сегодня речь пойдет обо мне, где я ещё десятиклассником выступал за "Вагановский гарнизон".

Гарнизон «Ваганово» был от нашего поселка в пятнадцати километрах. И дети из гарнизона учились в нашей школе. Да и завод, и гарнизон поддерживали крепкие связи.

Чтобы не томить читателя, перейду к заметке.

Осенью в десятом классе, мой тренер Сергей Михайлович попросил меня выступить за Вагановский гарнизон. Им нужен был железный «зачетник».

— За тобой заедут и объяснят, как там себя вести и сколько поднять. Встретит майор, он мужик нормальный.

Эти соревнования можно назвать первым коммерческим турниром в моей спортивной карьере.

Майор Фролов, увидев меня, покачал головой.

— Я просил хлопца, чтоб зачет дать, мне же через три месяца в запас. Ну, Николаев, все объяснил по-человечески, сказал, рассчитаюсь.

После краткого инструктажа, я уяснил — я сын офицера, тренирует меня сам Фролов, и должен железно поднять третий разряд.

— На тебя надежда, не подведи, мои хлопцы уже месяц тягают. Сергей сказал, что ты смышлен и сам закажешь, только дай зачет, мне эта спартакиада ночью снится и расслабиться не дает.

В поселке Васкелово на мандатной комиссии, все было быстро — по-военному. Мне даже дали талоны в офицерскую столовую, правда, их давали почти всем выступающим. Ночевали все в казарме. Некоторые, видимо, не спали, кто отжимался, кто бегал по лестницам. Солдат есть солдат — он не дремлет и не спит, он за Родину стоит. Почему-то вспомнил тогда эту присказку.

На следующий день с утра зашел в столовую, плотно позавтракал, был я еще недовесок. Идя на взвешивания, я видел, как почти два десятка парней бегали около ДК, где проводились соревнования тяжелоатлетов, в спортивно-военных камуфляжах, они гоняли вес. На взвешивании я весил меньше, чем ожидал, видно, плотность воздуха от скопления переодевающихся военных превышала допустимые нормы «САНГ». Заказал 100%-ные подходы и пошел гулять по площади. Осень красивая пора, многокрасочная, прохладный воздух. На улице было легче дышать и ничто не отвлекало.

К началу соревнований я посмотрел протоколы в легком весе, почти сорок человек. Легкая весовая категория, для солдата, что надо. Почему-то, большинство начинало с одного веса во всех упражнениях. Только потом в разминочном помещении, понял, что наш советский солдат должен поднимать третий спортивный разряд.

Нас заставили построиться. Вывели для представления участников, а затем перед нами какой-то важный чин начал говорить. Поставленным голосом главнокомандующего он разъяснял суть снаряда и упражнений, которые мы, здесь собравшиеся, должны выполнить на помосте. Я на него смотрел, раскрыв рот от услышанного, а он, глядя на меня, покачал головой, подошел и сказал, чтобы я крепился, и смотрел на старших товарищей.

Бардак на разминке меня не смущал, а вот переживания спортсменов и их тренеров и товарищей меня забавляли. Каких я только советов тут не наслышался, как вести себя на помосте, как поднимать штангу, чтобы судьи засчитали подход. Многие крепкие парни выполняли любимое народное упражнение – жим, странно на мой взгляд, но мощно. Жал я почти как все, и мои зафиксированные в третьей попытке 90 кг дали мне в результате 5 — 6 место в этом упражнении. Это норматив первого взрослого разряда. Жал я еще слабо, видно не окреп. С рывком и толчком у меня обстояли дела лучше, там больше решала техника.

1972 г. 95 кг - мой самый лучший жим!
1972 г. 95 кг - мой самый лучший жим!

Разминаться в рывке я боялся, все бегали по залу, балансируя со снарядом как с коромыслом. Многие пытались выполнять рывок в ножницы, более старый вид подъема штанги. Я решил подождать немного с разминкой. Благо вес на штанге на соревновательном помосте, уже как минимум полчаса, оставался на одном уровне. Прибежал Фролов, найдя меня, присел, поинтересовался сколько я начинаю. Стал наставлять меня, как выполнять толчок. Почему толчок подумал я, ведь я еще и рвать не выходил!

— Соберись, толкнешь зачет и все в ажуре, — и убежал.

Когда меня вызвали на помост к первой попытке, меня смутила тишина, я посмотрел на судью. Тот внимательно на меня, мол давай. Я уверенно вырвал начальный вес и меня подозвали к жюри. Подбежал и Фролов, весь красный и потный. Важный чин спросил от куда я.

— Из Ваганово.
— Кто тренер?
— Сказали говорить Фролов, - я чуть замялся.
— Так, а на самом деле?
— Сосед курсант, наши отцы вместе служат, а он «кмс» уже и меня учит. А что? — соврал я и глазом не моргнул.
— Молодец, иди.

В толчке я уже был местной звездой, Фролов, подвыпивший, держал мои тренировочные брюки во время подходов, а я наслаждался маленькой славой.

-2

Через два дня, после соревнований, когда мы приехали в военный городок, веселый майор меня повел к себе. Открыл каптерку:

— Выбирай костюмы, штангетки, обувь для тяжелоатлетов, ремни. Мне уже чуть-чуть осталось, на всех ваших пацанов бери!

Это была пещера «Али-Бабы».

Вернувшись через полчаса, он вручил мне голубую шерстяную олимпийку, лично для меня. В те времена это был очень дорогой подарок. Снял со стены несколько вымпелов и протянул их мне.

– Заслужил! Правильно Михалыч сказал, смышлен ты, — и расплылся в улыбке.

Через три часа на «Газике», довольного, меня доставили к самому дому.

Уважаемые читатели! Спасибо, что зашли на мой канал. Читайте посты, смотрите видео. Лучшей Вашей благодарностью будет подписка или репост в соцсетях!

Общественные работы - наказание за рекордные 122,5 кг в толчке

#спортсмены #тяжелаяатлетика #заметкизобач #георгийзобач