Продолжаем прогулки по переулку Огородная слобода. Ведь эта улица – кладезь для любителей старой Москвы. Что ни дом, то история. Мы уже рассказывали о сказочно-европейском замке чаеторговцев Высоцких. Сегодня «побываем» в еще одном необычном доме, где за более чем вековую историю произошло множество невероятных событий, в том числе драматических.
Началась история этого необычного особняка в 1885 году, когда в голову фабриканта Щербакова – выходца из крестьянского сословия, пришла мысль выстроить в центре Москвы шикарный дом. Такой, чтоб «баре обзавидовались», а представитель «плебса» сидел на балконе, пил «кофию» с фарфоровых чашек и на них сверху вниз поглядывал…
«Голубую мечту» Михаила Федоровича Щербакова помог осуществить уроженец Баварии архитектор Петер-Йозеф Дриттенпрейс. Благо семейная мануфактура братьев Щербаковых их стараниями интенсивно развивалась, была оборудована по последнему слову техники и к концу XIX века превратилась в большую механизированную текстильную фабрику. Другими словами, могли себе позволить!
Кстати, по поводу «голубой мечты». В случае с Михаилом Щербаковым, это вовсе никакой не фразеологизм. Заказчик, действительно, выдвинул зодчему условие - дом должен быть насыщенного голубого цвета. Так в Огородной слободе появился этот роскошный дом в модернистском стиле с элементами классицизма. Особенно приятен фасад этого особняка, украшенный двумя симметричными эркерами и фигурными надстройками-аттиками над ними, прибавьте сюда богатое декорирование лепным узором.
Дриттенпрейс достойно воплотил купеческую фантазию… Однако, исполнив мечту, фабрикант отчего-то к ней охладел. И вскорости продал дом своему коллеге – владельцу крупной мануфактуры бумажных, шелковых и суконных товаров Алексею Назаровичу Грибову. Он поселился здесь со своей супругой, актрисой Ольгой Васильевной, той самой, из-за которой особняк в Огородной слободе прозвали «Домом трех самоубийц». А все потому, что из-за классического треугольника, приправленного карточными долгами и ревностью, с собой покончил юный любовник Ольги Грибовой, она сама, прослышав о его кончине, а после и ее богатый покровитель. Последний посчитал себя виновным в трагических смертях, так как из ревности отказал в займе молодому сопернику, проигравшемуся в преферанс. Да, кстати, супруг роковой красавицы Оленьки – владелец дома 5 по Огородной слободе – Алексей Грибов – остался за бортом любовного треугольника. С одной стороны – это обстоятельство позволило ему остаться в живых, с другой – он тоже покинул бренный мир безвременно. После смерти жены, наделавшей в то время в Москве немало шуму, он впал в безудержное пьянство, от которого и скончался. В общем, все умерли - La commedia e finita. Но это уже совсем другая история... Сам особняк в советское время много лет был филиалом Дома пионеров, там держали зверюшек для нужд советских юннатов. В наши дни его занимает частная организация.