Ни в коем случае не одобряя и не считая мародерство военных во время боевых действий нормальной практикой, приходится признать: оно практиковалось во все периоды человеческой истории и фактически всеми народами. И не только в архаичной первобытности, в древних культурах или в средние века. Даже история Нового времени в Европе просто полна случаев мародерства на войне.
Характерно, что фактически тем же мародерством, но считающимся приемлемым в военных условиях является захват трофеев у противника. Их разделяет тонкая грань. Мародерство - все же грабеж военными (или иных силовиков) имущества у мирного населения либо у убитых или раненых врагов. А захват оружия или иной военной техники у побежденного врага и в наше время полагается за доблесть.
Самыми знаменитыми мародерами в раннесредневековой Европе после эпохи переселения народов с ее «варварами» были, конечно, скандинавские викинги. Даже у тех народов, у которых нечем было поживиться в плане материальных ценностей, варяги находили что взять – самих людей.
Именно с тех пор слово «славянин» вошло в ряд европейских языков, таких как английский и французский, в значении «раб». В отличие от богатых средиземноморских стран на территории бывшей Римской империи, у славян нечего было грабить, так что в качестве объекта мародерства выступали они сами.
В Киевской Руси такая ситуация также сохранялась веками: во время междууобиц князья обычно «уводили в полон» молодежь и умелых ремесленников. А уж нашествие орды хана Батыя в 1237 году вовсе лишило Русь такого количества опытных мастеров, что целые отрасли перестали существовать на несколько столетий.
Но военными «трофеями» иногда становились и западные европейцы. Так, германский император Фридрих Барбаросса (1122-1190) в ходе своих походов на север Италии захватывал в плен местных зодчих. Известно, что император, друживший с владимирским князем Андреем Боголюбским (1111-1174), даже прислал ему в подарок несколько таких мастеров. Именно они и создали лучшие образцы белокаменного зодчества во Владимире и близлежащем Боголюбове.
Еще одним распространенным видом мародерства, характерным для христианизированной Европы, стал грабеж религиозных святынь. В частности, в той же северной Италии немцы поживились в Милане реликвиями трех волхвов, которые и поныне хранятся в Кельнском соборе на западе Германии. Но, конечно, всех переплюнули в этом отношении крестоносцы, вывозившие священные для всех христиан останки святых с Ближнего Востока буквально тоннами.
Также в период крестовых походов стал распространяться такой вид мародерства, как воровство произведений искусства. Во время знаменитого разграбления Константинополя в 1204 году, в ходе Четвертого крестового похода Второй Рим был разграблен христианами не меньше, чем Первый - варварскими язычниками.
Больше всех преуспели венецианцы. Опять же до сих пор в соборе Святого Марка в Венеции можно видеть знаменитую квадригу (статуи 4 скаковых лошадей), которая была вывезена с константинопольского ипподрома. Если что: на фасаде собора сейчас установлена точная копия, оригинал хранится внутри храма.
Излишне говорить, что раннесредневековые правители умыкали из Средиземноморья произведения античного искусства, но лишь потому, что они считали их символами своей власти, уподоблявшейся власти римских и византийских императоров. Так, германский император Карл Великий вывез из Рима и Равенны даже древние колонны, чтобы украсить ими свой храм в Ахене. Аналогичным образом поступил в конце Х века русский князь Владимир Святославич, когда из греческой колонии Херсонес Таврический перевез в Киев ряд тамошних артефактов.
Сама Италия в очередной раз стала объектом мародерства во время военных походов французского короля Франциска Первого (1494-1547), большого поклонника искусства и мецената. Однако этот любитель шедевров итальянского Возрождения вел себя относительно цивильно. Например, Леонардо да Винчи он заманил во Францию в качестве хорошо оплачиваемого экспата.
Между тем, на востоке Европы увод в плен людей и работорговля процветали вплоть до 17 века. Крымское ханство широко практиковало походы за молодыми девушками и крепкими парнями в русские, польские и украинские земли. Даже сам запорожский гетман Богдан Хмельницкий (1595-1657) не избежал крымского плена (по одной из версий его биографии).
Работорговлей занимались все те же итальянцы: в Кафе (ныне Феодосия) крымчаки продавали пленников генуэзцам, а те везли их на кораблях через Черное море на стамбульские невольничьи рынки. Историю украинки Хюррем-Роксоланы (1502-1558), любимой жены турецкого султана Сулеймана Великолепного (1494-1566), сейчас знают все.
Что характерно, развитие цивилизации не сильно повлияло на мародерство в сторону его уменьшения. Во время наполеоновских войск, как и ранее в 30-летнюю войну 1618-1648 годов или в период больших военных конфликтов 18 века, грабежом занимались все воюющие страны.
Более того, в ряде государств, включая Российскую империю, возникла своеобразная форма узаконенного мародерства на собственной территории применительно к своим же гражданам.
Это был так называемый постой, когда мирное население обязывали размещать в своих жилищах и содержать представителей своей же армии.
Вторая мировая война сочетала все архаичные формы мародерства: угон живых людей в плен (как известно, захват таких «трофеев» широко использовала нацистская Германия), захват произведений искусства (знакомые всем примеры – Янтарная комната, захваченная немцами и так не найденная впоследствии, и Дрезденская галерея и Пергамский алтарь, захваченные советской армией, но возвращенные в ГДР в 1958 году по указанию Хрущева).
О продуктах питания, одежде, бытовых предметах и иных материальных ценностях и говорить нечего.
Но было и свое новшество: с развитием технологий трофеями очень часто становилась военная и гражданская техника. Так, например, в Киеве немцы захватили советские троллейбусы ЯТБ и вместе с проводами и электрооборудованием перевезли и смонтировали их в Кенигсберге (Калининграде).
А еще ранее, в Зимнюю войну 1939-40 годов финны активно использовали в боевых действиях сотни танков, захваченных у красноармейцев.
К концу Второй мировой войны в качестве трофеев выступали уже целые военные заводы и технологии вместе с технической документацией и опять же живыми людьми – носителями важных знаний. Самый яркий пример здесь – копирование американцами немецкой атомной бомбы и ракет Вернера фон Брауна, которого вывезли в США.
Советский Союз тоже не отставал. Послевоенные ракеты Сергея Королева во многом были скопированы с немецких Фау. Из Германии вывезли оборудование и чертежи многих видов промышленной продукции. Самый известный пример – автомобиль «Опель Кадет», освоенный в советском производстве под наименованием «Москвич-400».
Первые в Советском Союзе реактивные истребители МиГ-9 и Як-15 также поднялись в воздух, благодаря немецким же двигателям БМВ и Юнкерс соответственно. О множестве паровозов и подвижных составов и говорить нечего: их у Германии отнимали все страны-победительницы еще в Первую мировую войну.
Тем не менее, напоследок хочется напомнить кое-кому, кого сейчас запрещено «дискредитировать», но кто сам себя дискредитировал уже ниже плинтуса: мародерство в любой уважающей себя армии – это все же уголовно наказуемое преступление.
Также на канале: