В то время как в Москве все троллейбусы, за исключением одного туристического маршрута, заменили на электробусы, в Санкт-Петербурге этот вид транспорта продолжает процветать. Хотя по логике троллейбусы должны были убрать с улиц Северной столицы, а не Южной (чтоб не мешать любоваться красотами города, как это уже давно сделали, например, в Праге). Более того, на Васильевском острове работает очень интересный Музей электротранспорта, где, наряду с ретро-трамваями, можно увидеть уникальные образцы троллейбусов. Самое крутое – практически все экспонаты «на ходу».
Так как Музей городского электрического транспорта расположен на территории действующего трамвайного бюро, основная часть экспозиции посвящена именно трамваям. (Кстати, само здание трамвайного депо построено еще в 1906-1908 годах в стиле «модерн»).
Тем более что они сыграли огромную роль в жизни Питера, в частности в период печально знаменитой блокады Ленинграда.
Тогда выполненные по американскому образцу фирмы Peter Witt советские трамваи ЛМ-33 с деревянным кузовом полностью сгорали во время артобстрелов, так что от них оставалась только металлическая рама. Прозванные «американками», эти машины эксплуатировались с 1933 по 1979 год.
А уцелевшие от них рамы после войны использовали для новой модели ленинградского трамвая – ЛМ-47/ЛП-47 с полностью металлическим кузовом, имевшего большой вес (23 тонны), плавные обводы кузова и окраску верхней части цвета слоновой кости, за что эта модель и получила популярное в народе наименование - «слон».
По городской легенде, однажды трейлер с новым танком, выезжавший из ворот Кировского завода, столкнулся с таким слоном. В итоге столкновения трейлер не подлежал восстановлению, танк вернули на завод, а поврежденный трамвай своим ходом уехал в депо.
Но вернемся к «троллейбусному эксклюзиву» музея. Это совершенно уникальный образец техники – троллейбус ЯТБ-1 производства Ярославского автомобильного завода. Он выпускался в 1936-37 годах и эксплуатировался в Ленинграде вплоть до 1959 года. ЯТБ-1 не был первым питерским троллейбусом – ему предшествовал ЛК (Лазарь Каганович). Однако с технической точки зрения это была прорывная для той эпохи машина. Она развивала высокую для своего времени скорость до 45-50 км/ч, имела в салоне мягкие сиденья, а также систему отопления и вентиляции (тогдашние трамваи и близко не располагали ничем из перечисленного).
Даже сейчас ЯТБ-1 производит эффектное впечатление: обтекаемый кузов выполнялся на основе деревянного каркаса из ценных пород дерева, изготовление которого занимало до 70% всего времени постройки машины. Заготовки для него в течение нескольких месяцев подготавливались и сушились в различных регионах СССР.
Кондуктор отсчитывал количество пассажиров в салоне (50 человек), чтобы не допустить перегруза. А стоимость проезда в этом «люксовом» троллейбусе была выше, чем в ленинградских трамваях, и составляла 20-25 копеек за одну зону.
До начала Великой Отечественной войны в Ленинграде насчитывалось около 120 троллейбусов. Сохранившиеся машины были капитально отреставрированы после войны и использовались до 1953 года. Списанные экземпляры отправлялись в пригороды в Ленобласть. Со временем их следы затерялись, и многие годы считалось, что ни один ЯТБ-1 не уцелел.
Но вот в 1996 году в Курортном районе на дачном участке недалеко от Зеленогорска был обнаружен остов такой машины №44.
Ее восстановление заняло 5 лет, причем троллейбус удалось вернуть к рабочему состоянию! К сожалению, во время посещения Музея электротранспорта внутрь него не пускают, однако он принимает участие в многочисленных парадах по городу и различных киносъемках.
Также на канале:
Музеи ретро-техники или свалки металлолома?
Новый московский трамвай (видеозарисовка)
Новый московский трамвай vs старая чешская Tatra (видеозарисовка)
Уникальный швейцарский дизель-поезд на юге Подмосковья
Как выглядит сейчас знаменитый абзетцер под Воскресенском (видеозарисовка)
Музей бронетехники в Пароле (Финляндия)
Зачем по Эстонии ездит бронепоезд?
Ретро-самолеты на авиасалоне МАКС
Истории Берлинского автосалона посвящается, или Кое-что из истории Skoda
Музей мотоциклов Jawa в Конопиште (Чехия)