Найти в Дзене

«Я в синий троллейбус сажусь на ходу, последний, случайный…»

В то время как в Москве все троллейбусы, за исключением одного туристического маршрута, заменили на электробусы, в Санкт-Петербурге этот вид транспорта продолжает процветать. Хотя по логике троллейбусы должны были убрать с улиц Северной столицы, а не Южной (чтоб не мешать любоваться красотами города, как это уже давно сделали, например, в Праге). Более того, на Васильевском острове работает очень интересный Музей электротранспорта, где, наряду с ретро-трамваями, можно увидеть уникальные образцы троллейбусов. Самое крутое – практически все экспонаты «на ходу».

Здание трамвайного депо на Васильевском острове - памятник архитектуры "модерн" начала XX века.
Здание трамвайного депо на Васильевском острове - памятник архитектуры "модерн" начала XX века.

Так как Музей городского электрического транспорта расположен на территории действующего трамвайного бюро, основная часть экспозиции посвящена именно трамваям. (Кстати, само здание трамвайного депо построено еще в 1906-1908 годах в стиле «модерн»).

Трамваи сыграли важную роль в жизнеобеспечении блокадного Ленинграда.
Трамваи сыграли важную роль в жизнеобеспечении блокадного Ленинграда.

Тем более что они сыграли огромную роль в жизни Питера, в частности в период печально знаменитой блокады Ленинграда.

Документальные фото "американок" из блокадного Ленинграда навевают жуть.
Документальные фото "американок" из блокадного Ленинграда навевают жуть.

Тогда выполненные по американскому образцу фирмы Peter Witt советские трамваи ЛМ-33 с деревянным кузовом полностью сгорали во время артобстрелов, так что от них оставалась только металлическая рама. Прозванные «американками», эти машины эксплуатировались с 1933 по 1979 год.

А уцелевшие от них рамы после войны использовали для новой модели ленинградского трамвая – ЛМ-47/ЛП-47 с полностью металлическим кузовом, имевшего большой вес (23 тонны), плавные обводы кузова и окраску верхней части цвета слоновой кости, за что эта модель и получила популярное в народе наименование - «слон».

По городской легенде, однажды трейлер с новым танком, выезжавший из ворот Кировского завода, столкнулся с таким слоном. В итоге столкновения трейлер не подлежал восстановлению, танк вернули на завод, а поврежденный трамвай своим ходом уехал в депо.

Но вернемся к «троллейбусному эксклюзиву» музея. Это совершенно уникальный образец техники – троллейбус ЯТБ-1 производства Ярославского автомобильного завода. Он выпускался в 1936-37 годах и эксплуатировался в Ленинграде вплоть до 1959 года. ЯТБ-1 не был первым питерским троллейбусом – ему предшествовал ЛК (Лазарь Каганович). Однако с технической точки зрения это была прорывная для той эпохи машина. Она развивала высокую для своего времени скорость до 45-50 км/ч, имела в салоне мягкие сиденья, а также систему отопления и вентиляции (тогдашние трамваи и близко не располагали ничем из перечисленного).

Даже сейчас ЯТБ-1 производит эффектное впечатление: обтекаемый кузов выполнялся на основе деревянного каркаса из ценных пород дерева, изготовление которого занимало до 70% всего времени постройки машины. Заготовки для него в течение нескольких месяцев подготавливались и сушились в различных регионах СССР.

Рабочее место водителя ЯТБ-1.
Рабочее место водителя ЯТБ-1.

Кондуктор отсчитывал количество пассажиров в салоне (50 человек), чтобы не допустить перегруза. А стоимость проезда в этом «люксовом» троллейбусе была выше, чем в ленинградских трамваях, и составляла 20-25 копеек за одну зону.

Салон ЯТБ-1.
Салон ЯТБ-1.

До начала Великой Отечественной войны в Ленинграде насчитывалось около 120 троллейбусов. Сохранившиеся машины были капитально отреставрированы после войны и использовались до 1953 года. Списанные экземпляры отправлялись в пригороды в Ленобласть. Со временем их следы затерялись, и многие годы считалось, что ни один ЯТБ-1 не уцелел.

Но вот в 1996 году в Курортном районе на дачном участке недалеко от Зеленогорска был обнаружен остов такой машины №44.

Ее восстановление заняло 5 лет, причем троллейбус удалось вернуть к рабочему состоянию! К сожалению, во время посещения Музея электротранспорта внутрь него не пускают, однако он принимает участие в многочисленных парадах по городу и различных киносъемках.

ЯТБ-1 во время парада ретро-троллейбусов по улицам Питера.
ЯТБ-1 во время парада ретро-троллейбусов по улицам Питера.

Также на канале:

Музеи ретро-техники или свалки металлолома?

Музей трамвае в Коломне

Новый московский трамвай (видеозарисовка)

Новый московский трамвай vs старая чешская Tatra (видеозарисовка)

Уникальный швейцарский дизель-поезд на юге Подмосковья

Как выглядит сейчас знаменитый абзетцер под Воскресенском (видеозарисовка)

Музей бронетехники в Пароле (Финляндия)

Танки НАТО на улицах Таллина

Зачем по Эстонии ездит бронепоезд?

Ретро-самолеты на авиасалоне МАКС

Истории Берлинского автосалона посвящается, или Кое-что из истории Skoda

Музей мотоциклов Jawa в Конопиште (Чехия)