Почему я взялась перечитывать «Крейцерову сонату» - это вопрос отдельный, я расскажу об этом позже. Но прочитала на одном дыхании.
Повесть, написанная 62-летним Львом Толстым в 1890 году, ничуть не устарела, потому что поднимает вечные вопросы – любовь и брак, любовь и ревность, порядочность и разврат.
Принято считать, что сюжет повести списан с реальных событий из жизни Толстого, а именно с увлечения Софьи Андреевны музыкантом Сергеем Танеевым. Но повесть написана в 1890 году, а история с Танеевым началась пятью годами позже.
Первая часть повести – рассуждения на морально-нравственные темы. Главный герой повести, купец Василий Позднышев, говорит: «Разврат ведь не в чем-нибудь физическом, ведь никакое безобразие физическое не разврат; а разврат, истинный разврат именно в освобождении себя от нравственных отношений к женщине, с которой входишь в физическое общение».
Герой находится в полном раздрае с самим собой, его физическое «я» пришло в противоречие с «я» общественным, моральным. Это, как мне думается, произошло от огрехов в воспитании и образовании. Некому было рассказать мальчику о физиологии, о взрослении, о физических потребностях тела, по большому счёту о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Кое-что абсолютно правильно, в частности, безделье имущих классов, которое и приводит многих к такому состоянию: «…наша возбуждающая излишняя пища при совершенной физической праздности есть не что иное, как систематическое разжигание похоти». В этом плане идеи Толстого об опрощении, об ограничении себя в пище, о тяжёлом физическом труде абсолютно верны. А вот идеи о воздержании… спорно. Здесь Толстой устами своего героя высказывает свои мысли о цели и смысле жизни. В чём смысл жизни? «…если цель человечества-благо, добро, любовь, как хотите; если цель человечества есть то, что сказано в пророчествах, что все люди соединятся воедино любовью, что раскуют копья на серпы и так далее, то ведь достижению этой цели мешает что? Мешают страсти. Из страстей самая сильная, и злая, и упорная -- половая, плотская любовь, и потому если уничтожатся страсти и последняя, самая сильная из них, плотская любовь, то пророчество исполнится, люди соединятся воедино, цель человечества будет достигнута, и ему незачем будет жить».
Конечно, многое в рассуждениях героя устарело или же изначально весьма спорно. Например, такое самокопание взрослого мужчины: «…быть блудником есть физическое состояние, подобное состоянию морфиниста, пьяницы, курильщика. Как морфинист, пьяница, курильщик уже не нормальный человек, так и человек, познавший нескольких женщин для своего удовольствия, уже не нормальный, а испорченный навсегда человек -- блудник. Как пьяницу и морфиниста можно узнать тотчас же по лицу, по приемам, точно так же и блудника. Блудник может воздерживаться, бороться; но простого, ясного, чистого отношения к женщине, братского, у него уже никогда не будет. По тому, как он взглянет, оглядит молодую женщину, сейчас можно узнать блудника».
В повести явно прослеживаются автобиографические моменты (но не те, что упомянуты в начале), в частности, эпизод, где герой говорит о том, как дал невесте почитать свой дневник. Так же сделал и сам Толстой. Зачем? Тут уж одно из двух: либо не пиши в дневнике неприятных откровенностей, либо держи его при себе.
Как мне кажется, большая беда героя повести (автора?) – это смешение понятий «страсть», «любовь» и «брак». В самом начале повести, в споре о браке никто не нашёл формулу счастливого брака, а она ведь довольно проста: в браке должны присутствовать обе составляющие – любовь и страсть. Тогда и брак будет счастливым. Другой вопрос – на сколько времени? Это уж кому как повезёт.
Вторая половина повести – это, собственно, рассказ Позднышева о том, что случилось в его семье: как ревность довела его до преступления. Причём, ревность без любви, ведь он сам многократно повторял, что любви между ним и его женой не было уже давно (а, скорее всего, и изначально не было). То есть, свой поступок Позднышев совершил не из-за любви, а из чувства собственности, как оскорблённый собственник, заподозривший, что его вещь захотел присвоить кто-то другой. И речь тут идёт даже не только о теле, но и о душе: Позднышев считает себя хозяином не только тела супруги, но и её мыслей, желаний. «Я хотел, чтоб она не желала того, что она должна желать».
Повесть написана с большой эмоциональной силой, и даже сейчас, сто тридцать лет спустя, читая её, бегут мурашки по коже, а это, несомненно, говорит о мастерстве гениального писателя.
Интересные цитаты, говорящие о взглядах Толстого на женщин и женский вопрос:
«Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не видишь глупости, а видишь умное. Она говорит, делает гадости, и ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна».
«Не в том отсутствие прав женщины, что она не может вотировать или быть судьей -- заниматься этими делами не составляет никаких прав, -- а в том, чтобы в половом общении быть равной мужчине, иметь право пользоваться мужчиной и воздерживаться от него по своему желанию, по своему желанию избирать мужчину, а не быть избираемой».
«Рабство женщины ведь только в том, что люди желают и считают очень хорошим пользоваться ею как орудием наслаждения. Ну, и вот освобождают женщину, дают ей всякие права, равные мужчине, но продолжают смотреть на нее как на орудие наслаждения, так воспитывают ее и в детстве и общественным мнением. И вот она все такая же приниженная, развращенная раба, и мужчина все такой же развращенный рабовладелец.
Освобождают женщину на курсах и в палатах, а смотрят на нее как на предмет наслаждения. Научите ее, как она научена у нас, смотреть так на самую себя, и она всегда останется низшим существом. Или она будет с помощью мерзавцев-докторов предупреждать зарождение плода, то есть будет вполне проститутка, спустившаяся не на ступень животного, но на ступень вещи, или она будет то, что она есть в большей части случаев, -- больной душевно, истеричной, несчастной, какие они и есть, без возможности духовного развития.
Гимназии и курсы не могут изменить этого. Изменить это может только перемена взгляда мужчин на женщин и женщин самих на себя. Переменится это только тогда, когда женщина будет считать высшим положением положение девственницы, а не так, как теперь, высшее состояние человека -- стыдом, позором. Пока же этого нет, идеал всякой девушки, какое бы ни было ее образование, будет все-таки тот, чтобы привлечь к себе как можно больше мужчин, как можно больше самцов, с тем чтобы иметь возможность выбора».
О детях – запредельно откровенно и эгоистично: «Мужику, работнику, дети нужны, хотя и трудно ему выкормить, но они ему нужны, и потому его супружеские отношения имеют оправдание. Нам же, людям, имеющим детей, еще дети не нужны, они -- лишняя забота, расход, сонаследники, они тягость. И оправдания свиной жизни для нас уж нет никакого. Или мы искусственно избавляемся от детей, или смотрим на детей как на несчастье, последствие неосторожности, что еще гаже».
Прочитать повесть можно здесь: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0240.shtml
#проза_русская
#толстой_лев