Найти в Дзене
Ювелирные истории

Путь сквозь века: как менялись тиары и диадемы в разные исторические периоды?

Оглавление

Мы привыкли видеть диадемы на королевских особах, в крайнем случае на невестах, но на протяжении долгой истории этого украшения их носили представители разных слоев общества. Сегодня тоже надеть тиару может любая женщина, но это как-то не в моде, да и смотрится излишне претенциозно. Но скажу честно, когда я смотрю на творения рук знаменитых ювелиров, очень хочется примерить эту красоту.

А вы знали, что история диадемы уходит в глубокие века? Давайте одним глазком, но все-таки посмотрим.

Эпоха античности

Начинаем с этой точки, потому что именно в те годы расцвело буйным цветом искусство работы с металлами, в том числе и драгоценными. Собственно, и само слово «диадема» произошло от греческого «обвязывать».

Диадема раннего бронзового века
Диадема раннего бронзового века

Но по факту всяческие венки придумали наши самые далекие предки, движимые желанием украсить себя, выделиться.

Эллинистическая диадема, около 330 года до н.э.
Эллинистическая диадема, около 330 года до н.э.

Древние греки венчали лавровыми венками головы победителей Олимпийских игр, а с течением времени и императоров. Освоив обработку металлов, начали изготавливать эти символы из них. Постепенно всяческие венки и трансформировались в короны и диадемы.

Эллинистический золотой венок с дубовыми листьями, пчелами и цикадами, Турция, около 330 г. до н.э.
Эллинистический золотой венок с дубовыми листьями, пчелами и цикадами, Турция, около 330 г. до н.э.

Носили их и римляне, причем очень искусные, украшенные драгоценными камнями. Но падение Римской империи привело к тому, что все ее символы, в том числе и украшения, начали считаться аморальными и вышли из моды.

Темное Средневековье

В принципе, не таким уж темным оно было. Во всяком случае, женщины снова носили драгоценности, причем в немалых количествах. В моде были диадемы и короны, которые не считались прерогативой исключительно королей.

 Корона Ломбардии
Корона Ломбардии

Однако с тех пор сохранилось очень мало работ, поскольку спустя время искусство Средневековья для модников последующих веков стало считаться из разряда «фу» и «как можно такое носить». Однако золото, серебро и драгоценные камни ценности не теряли, поэтому крашения без зазрения совести переделывалось в нечто более современное. Эх, не ценили ребята историческое наследие…

XVIII век

Это была эпоха драгоценных камней. Из инкрустации они стали центром композиции, а все остальное — лишь оправой.

Ценились крупные камни. Носить такие тиары могли себе позволить лишь очень обеспеченные дамы.

XIX век

Здесь погоду делал Наполеон. Он был неравнодушен к имперскому Риму и всему, что с ним было связано. Поэтому и своим женам дарил драгоценности, удивительно напоминающие лавровые венки и диадемы знатных римлянок. Эпоха Наполеона закончилась, а вот заложенная им любовь к тиарам не угасла. Даже наоборот.

Тиара с бриллиантами в форме желудя и дубовых листьев
Тиара с бриллиантами в форме желудя и дубовых листьев

Тиары становились все более изысканными и разнообразными. Английская королева Виктория носила их с огромным удовольствием, тем самым задавая тренды. Потеряв мужа, принца Альберта, от украшений она не отказалась, просто сделала их более траурными. Ювелиры начали использовать черную эмаль, резную сталь, берлинское железо и гагаты. Естественно, что мода ушла в массы.

Тиара с жемчугом и камеей Жозефины, 1805 год
Тиара с жемчугом и камеей Жозефины, 1805 год

К концу XVIII века особенно роскошными украшениями выделялись русские аристократки. Никто не стеснялся носить на себе буквально килограммы драгоценностей. Кричаще усеянные крупными камнями диадемы а-ля гребень даже называли «русским стилем».

Неспокойный XX век

Штормило и мировую политическую арену, и ювелирные коллекции прекрасных дам. Начался век с того, что ювелирное искусство достигло небывалых высот.

Тиара из горного хрусталя, хризопраза, эмали и серебра , 1908 год
Тиара из горного хрусталя, хризопраза, эмали и серебра , 1908 год

Ювелиры научились создавать потрясающе изящные вещи, от которых по сей день не оторвать глаз. Но мировые войны внесли свои коррективы — людям стало не до побрякушек. Многие разорялись и сбывали фамильное наследие. Носить драгоценности стало не просто дурным тоном, но и опасным предприятием.

Тиара в стиле ар-деко из бриллиантов и платины, 1925 года.
Тиара в стиле ар-деко из бриллиантов и платины, 1925 года.

Войны закончились, но идея носить на голове огромные камни так и не вернулась к людям обеспеченным. Нет, от них никто не отказался, просто камни перекочевали в кольца, ожерелья, браслеты. Диадемы же стали более изящными и менее бросающимися в глаза. Скромными, если так можно назвать обилие бриллиантов и жемчугов.

Аквамариновая диадема от Cartier 1937 года
Аквамариновая диадема от Cartier 1937 года

К концу XX века тиары практически исчезли из коллекций модниц и сохранились лишь у королевских особ. У них же ношение диадем на определенных мероприятиях стало уже не правом, а обязанностью. Собственно, так обстоит дело и сейчас.