Альбом Led Zeppelin IV – один из самых известных в дискографии группы и наиболее коммерчески успешный. Вспомним несколько интересных фактов о его создании.
У группы была причина не помещать свои имена и лица на обложку
В интервью 2001 года Пейдж говорит:
Обложка была сделана такой в ответ на слова критиков о том, что успех первых трех альбомов был связан с истерией, а не талантом. Так что мы максимально все упростили и убрали лишнее, позволив музыке говорить за нас.
Вступление к Black Dog появилось во время постобработки на студии
Джордж Кейс, автор масштабной биографии группы, объясняет:
Пейдж записал несколько дублей, в итоге осталось три разные дорожки, которые надо было синхронизировать. В итоговой записи можно услышать, как мотается пленка кассеты. Этот звук можно было бы убрать.
Однако Пейдж решил оставить все как есть.
В When the Levee Breaks на стандартной скорости звучит только голос Планта
Чтобы добиться такого инопланетного звучания, к барабанам, записанным в Хэдли-Грандж, добавили дополнительное эхо, а еще при сведении значительно снизили скорость музыки, и песня получилась более гулкой и тяжелой. Обычную скорость оставили только у вокальной партии Планта.
На обложку альбома поместили картину XIX века
На лицевой стороне обложки можно увидеть картину, висящую на облупленной стене. На ней изображен крестьянин, несущий вязанку хвороста. Эту картину неизвестного художника, датированную XIX веком, Плант приобрел на барахолке в Рединге. Музыканты говорят, что обложка символизировала дихотомию «город-деревня», прогресс, а также привлекала внимание к проблемам экологии. Автор Classic Rock Крис Сэйлвиц считает, что изображенный на картине старик несет на своих плечах «всю тяжесть экологического мира».
Альбом записывался в нескольких местах
При разговоре о месте создания IV первым делом в голову приходит особняк Хэдли-Грандж, но значительные фрагменты альбома были записаны не там, а в Island Studios и Sunset Sound. Кейс говорит:
Хэдли-Грандж широко известен, потому что это крутое и мистическое место. В его больших залах гуляло эхо. Там записывали When the Levee Breaks. Но и другие студии группа тоже использовала, потому что в Хэдли запись велась недостаточно профессионально. У них была перевозная студия Ронни Лейна, но Пейдж считал, что этого недостаточно.
Музыканты начали ссылаться на источники своего вдохновения
В начале карьеры Led Zeppelin вызывали недовольство фанатов блюза, которым казалось, что музыканты берут слишком многое у своих предшественников. На альбоме IV Led Zeppelin стали ссылаться на источники. When the Levee Breaks – песня Канзас Джо Маккоя и Мемфис Минни о Великом наводнении на Миссисипи в 1927 году. Плант и команда ее частично поменяли, добавили свой текст и подогнали под свой стиль. А еще в конце была использована строчка из песни Каунта Бейси Going to Chicago – «Sorry that I can’t take you».
Несмотря на слухи, в Stairway to Heaven нет зашифрованного послания
Согласитесь, легенда о том, что в песне есть какое-то сатанинское послание, записанное задом наперед, звучит интересно, но она далека от истины. В Stairway to Heaven действительно есть фрагменты, записанные задом наперед, но сделано это для создания нужной атмосферы, и в них ничего не зашифровано. Интересно, что такая легенда появилась далеко не сразу, а уже в 80-х, когда антирелигиозные и сатанинские подтексты искали всюду, даже в Dungeons & Dragons.
Led Zeppelin не первыми назвали свою песню Stairway to Heaven
В 1960 году песня с таким же названием вошла в альбом поп-исполнителя Нила Седаки Neil Sedaka Sings Little Devil and His Other Hits. Композиция добралась до девятой строчке в чарте.
Песен в альбоме могло быть больше
У Led Zeppelin была привычка сидеть над материалом до того момента, пока он, по их мнению, не станет идеальным. Иногда на это уходили годы. Так, в Physical Graffiti 1975 года вошло несколько композиций, которые были придуманы еще в ходе работы над третьим альбомом. В треклисте также значатся Boogie with Stu и Black Country Woman, созданные, когда Led Zeppelin писали IV.
Символы, которые группа выбрала для себя, возможно, значат меньше, чем всем кажется
Долгие годы поклонники и критики пытались найти в этих знаках скрытый смысл. Как уже говорилось, на обложке не было ни названия, ни фото участников группы, но какой-то опознавательный знак был нужен, и Пейдж предложил всем участникам придумать себе по символу.
Джордж Кейс уверен, что Джон Пол Джонс и Джон Бонэм особенно не заморачивались с выбором и наверняка остановились на том, что просто понравилось визуально. Роберт Плант выбрал перо в круге, считая, что на этом символе основывалась вся философия. Про значок Пейджа спорили очень долго, но вполне вероятно, что это просто изображение козерога из документа 1500 годов и ничего более. В общем, никакого сатанизма или скрытых посланий здесь тоже нет.
P.S. Джордж Кейс – автор книги Led Zeppelin FAQ: All That’s Left To Know About the Greatest Hard Rock Band of All Time. В статье использованы цитаты из его интервью Ultimate Classic Rock 2021 года.
Автор: Катерина Гафт
Читайте также: