Найти тему
script bro | сценаристы

6 приёмов из фильма «Нет» (Nope) Джордана Пила, которые помогут вам написать сценарий

Оглавление

Какие методы сторителлинга использует Джордан Пил в фильме «Нет»?

Джордан Пил быстро зарекомендовал себя как один из лучших сценаристов и режиссёров в Голливуде на сегодняшний день. Оба его сценария для фильмов «Прочь» и «Мы» являются удивительными примерами великолепного повествования, у которого может поучиться любой сценарист на любом этапе, но для этой статьи мы рассмотрим его новейший фильм «Нет».

Давайте проанализируем концепции написания сценариев, которые Джордан Пил использует в «Нет», чтобы вы могли взять его методы для улучшения своего мастерства.

Начните сценарий со зрелища

Мы все знаем, насколько важны открывающие сцены наших сценариев. Вступление задаёт тон всему фильму и даёт зрителям первое впечатление, которое в большинстве случаев определяет, насколько охотно зрители будут уделять вам своё внимание.

Когда начало отстойное, многие люди подсознательно оценивают фильм и сразу же отключаются от него. Это не значит, что в конечном итоге фильм им не понравится, но это создаёт психологический и эмоциональный барьер, который фильму придётся преодолевать с ещё большими усилиями.

Одной из основных тем «Нет» является опасность погони за зрелищем. Итак, чем же Пил начинает этот фильм?

Настоящим зрелищем… И то, и другое верно, как в случае «привлечения внимания», так и в случае чего-то, что может произойти или что уже произошло. И не только это, но это худший вид зрелища – нечто ужасающее, от чего мы просто не можем отвести взгляд.

-2

Инцидент с Горди на самом деле основан на реальной истории Карлы Нэш (или вдохновлён ею), которую растерзал шимпанзе её друга, съев ей лицо. Я знаю, это жестоко, но это важно обсудить. Пил очень сознательно начал свой фильм зрелищем наихудшего рода, чтобы не только подготовить нас к тому, что должно произойти, но и сразу же нарисовать картину того, насколько серьёзны темы.

Это не просто забавный фильм об инопланетянах. Это фильм с глубиной, весом – фильм, который требует нашего полного внимания. И Пил рассказал нам всё это в первые две минуты своего фильма.

Включите тон и тему в экспозицию

Ещё один действительно важный аспект отличного сценария – это экспозиция. Именно здесь задается тон и излагаются темы.

Как я уже говорил ранее, Пил начал «Нет» чем-то привлекающим внимание, тематически значимым и символизирующим то, о чём весь фильм – зрелище. Итак, он зацепил нас с первого кадра. Затем он переходит к некоторым действительно интересным, похожим на Кубрика кадрам НЛО и «Лошади в движении» Эдварда Мэйбриджа.

Подумайте о существующих слоях и о том, как этот переход формирует будущую историю. Я мог бы проанализировать только начало фильма в целой статье, но я оставлю это на ваше усмотрение.

После того, как он потратил время на то, чтобы задать тон этими таинственными кадрами, мы переходим к провоцирующему инциденту – когда умирает отец О’Джея.

-3

Что Пил отлично делает в этом фильме, так это позволяет персонажам говорить самим за себя, а не говорит нам, что о них думать. Здесь нет длинных монологов, объясняющих отношения между О’Джеем, Эмеральдой и их отцом. Просто показав нам, как они оба реагируют на смерть отца, мы узнаём так много о том, кто они такие. Не только это, но и то, как они ведут себя друг с другом, также показывает нам, кто они такие. Для меня это лучший вид сторителлинга.

Позволяя событиям и реакциям персонажей рассказывать историю, вместо того чтобы использовать диалог, у зрителей получается гораздо легче подключиться к персонажам.

Как показать персонажей

Создать своих персонажей и заставить аудиторию отправиться с ними в путешествие, – это одна из самых трудных вещей, которые нужно сделать правильно. И снова Пил мастерски справляется с этим в «Нет», показывая нам сущность персонажей, а не рассказывая, что они чувствуют. Он погружает нас непосредственно в травматические переживания с которыми сталкиваются персонажи, позволяя нам увидеть, как они реагируют и ведут себя.

В первые 30 минут этого фильма Пил позволяет нам пообщаться с О’Джеем и Эмеральдой, показывая нам, как они справляются со смертью своего отца и состоянием ранчо. Он ни к чему не принуждает. Он не показывает их слёзы на похоронах или разговоры за кофейным столиком о драгоценных воспоминаниях. Он вводит нас в ситуацию гораздо более реалистичным образом, что даёт нам простор для подключения.

Показывая нам, как они справляются с проблемами и их приоритеты, мы на самом деле ЧУВСТВУЕМ их мотивацию, а не просто слышим, как они её проговаривают.

-4

О’Джей хочет сохранить ранчо и имя своего отца.

Эмеральда хочет добиться славы, сделав «снимок НЛО для шоу Опры».

Эти намерения – то, что движет ими до конца фильма, конечно, меняясь в конце, когда всё идёт наперекосяк.

На самом деле, каждый главный персонаж в этом фильме построен подобным образом. Они не говорят, что они чувствуют или чего они хотят в каждой сцене. Мы наблюдаем за их поведением, которое показывает нам, кто они такие. Подумайте об этом…

  • Антлерс: Мы видим, как ему скучно на съёмках рекламы лошадиной фермы, что говорит нам о его характере, относящемся к его карьере и жизни, что проявляется позже в сценарии.
  • Анхель: Мы видим его на своей работе, которую он ненавидит, отчаянно пытающимся установить хоть какую-то реальную связь с людьми, которые действительно его интересуют, что вступает в игру позже в истории.
  • Рикки «Джуп» Парк: И, конечно же, Джуп. Мы знакомимся с ним благодаря инциденту с Горди, который так много раскрывает о его мировоззрении, позволяя нам пережить его травму вместе с ним.

Предоставьте всё воображению вашего зрителя

В чём, на мой взгляд, Пил особенно хорош, так это в расплывчатости – он оставляет всё на усмотрение нас (зрителей).

На данный момент Пил известен своей сознательной неопределённостью. Он хочет, чтобы зрители проецировали своё воображение на экран и на персонажей. Он хочет, чтобы мы придумали свои собственные интерпретации того, что означают определённые персонажи, темы и символы.

-5

В интервью The Hollywood Reporter Пил сказал:

«Воображение вашего зрителя работает на вас, они сами мастерски дополнят вашу историю...».

И, конечно, многие кинематографисты делают так, но мало кто может осуществить это, не поставив под угрозу историю и кинематографический опыт. Потому что, создание весёлого кинематографического впечатления для зрителей – это то, к чему всегда стремится Пил.

По сути, «Нет» – это весёлый триллер-блокбастер. Это фильм, которым среднестатистический зритель может наслаждаться просто из-за напряжения, экшна, острых ощущений и страха. Это фильм, который не нуждается в анализе. История работает на поверхности, замыкая все петли истинного кинематографического опыта.

Но…

Если вы ХОТИТЕ вы всегда можете погрузиться в историю. Пил задействует всё то забавное, что мы, любители кино, любим пережёвывать в отличных фильмах. Каждый персонаж представляет собой нечто более значимое. Символы появляются в каждой сцене. И слои истории смешиваются вместе, создавая опыт, который заставляет нас задавать вопросы, отчаянно желая большего. Но он никогда не делает этого в ущерб основной истории, рассказываемой о персонажах, которых он создаёт.

Меньшее количество локаций поможет вам сфокусировать историю

Локации играют важную роль в сценариях, и Джордан Пил тщательно проработал их в «Нет».

В фильме не так уж много локаций, если вдуматься. Дом, ранчо и парк «Сокровища Юпитера» – это места, где происходит 90% фильма, но Пил знает, как использовать эти локации и воплотить их в жизнь, чтобы не наскучить зрителям.

Особенно начинающим сценаристам, иногда лучше использовать как можно меньше локаций. Меньшее количество мест в большинстве случаев приравнивается к меньшему бюджету, что означает меньший риск.

Кроме того, меньшее количество локаций может облегчить нам, авторам, работу – меньшее количество деталей приводит к более понятной для нас и зрителя истории.

При 68 миллионах долларов у «Нет» определённо был не маленький бюджет, но это отличный пример того, как вы всё ещё можно создать ОГРОМНЫЙ опыт для зрителя, но с небольшими ресурсами на странице.

Как сочетать жанры

Джордан Пил – мастер смешения жанров. Если вы хотите написать сценарий, который берёт элементы из разных жанров и смешивает их вместе, Пил, безусловно, один из лучших, у кого можно поучиться.

«Нет» исследует множество различных жанров, включая научную фантастику, вестерн, триллер, хоррор и боевик. Не так много фильмов, снятых в наши дни, могут соединить жанры таким образом, чтобы они не казались запутанными, но этот фильм прекрасно сбалансирован, меняя жанры только тогда, когда это необходимо, чтобы усилить повествование и влияние тем.

Например, печально известная сцена с кровавым домом – такая же настоящая сцена ужасов, как сцена с кровавыми лифтами в «Сиянии». Непосредственно перед этим есть сцена, которая больше похожа на весёлые сцены из триллера «Челюсти» – сцена, где О’Джей должен спасти Лаки из «Сокровища Юпитера». Даже при резкой смене жанра ничто не кажется надуманным. На самом деле, кажется, что самая ужасная сцена должна произойти именно в этот момент, чтобы стало ясно, что всё вот-вот примет худший оборот.

Если вы хотите улучшить свой навык соединения разных жанров, изучайте, как пишет Джордан Пил.

Помните, что в нашем ремесле нет жёстких правил, но есть закономерности, которые вы можете найти в каждом замечательном сценарии и которые помогут вам рассказать лучшую историю. Вы можете многому научиться у Джордана Пила, но самый важный урок, который я получил после просмотра «Нет», заключается в следующем:

НИКОГДА не бойтесь рисковать. Изучите все «правила» и приёмы, но чувствуйте себя уверенно, когда решите нарушить их для себя.

by Kole Lyndon Lee

Автор перевода: Вадим Дутов.

Переведено в образовательных целях.

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.