Найти в Дзене
Православие.ONE

"Жизнь наша есть как бы дом искушений и... Но мы не отступим!" (Преподобный Серафим Саровский)

Оглавление

Батюшка Серафим любим многими людьми. И не зря его так ласково называют, ведь он скорый помощник и молитвенник. Много известно историй о помощи по молитвам преподобного Серафима Саровского.

При жизни преподобный был достаточно строгий пастырь, но в тоже время и очень добрым и это видно из его многочисленных наставлений. Да и не будет секрета, что душу спасти - не лапоть сплести, нужно трудиться и молиться. И потому советы батюшки Серафима хоть и в чем-то строги, но испытаны опытным путем, а от того и полезны всем, кто желает спасти свою душу.

Преподобный Серафим Саровский всегда предупреждал чад, что Бог там, где нет зла:

Бог являет нам свое человеколюбие не только тогда, когда мы делаем доброе, но и когда оскорбляем и прогневляем Его. Как долготерпеливо сносит Он наши беззакония, и когда наказывает, как благоутробно наказывает. Где Бог, там нет зла. Все происходящее от Бога мирно и полезно, и приводит человека к смирению и самоосуждению. Все, имеющие твердую надежду на Бога, возводятся к Нему и просвещаются сиянием вечного света.

Преподобный Серафим так же в своих беседах обращал на один интересный факт, что любящий только себя, не может полюбить Бога:

Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земле сей; ибо душею и умом в своем стремлении к Богу созерцает Его одного.

Многие и сейчас ищут на стороне каких-то экстрасенсов, гадалок, которым они открывают душу, а потом не могут прийти в себя ещё очень долго...

Открывать свою душу на самом деле опасно кому бы то ни было. Многие святые отцы советуют только духовнику говорить, что либо касаемое спасения своей души. А если это какая-то тайна, то и вовсе надо быть осторожнее в общении с людьми.

-2

Преподобный Серафим так говорит:

Не должно без нужды другому открывать сердца своего; из тысячи можно найти только одного, который бы сохранил твою тайну. Когда мы сами не сохраняем ее в себе, то как можем надеяться , что может она быть сохранена другим. С человеком душевным надобно говорить о человеческих вещах; с человеком же, имущим разум духовный, надобно говорить о небесных. Исполненные духовною мудростию люди рассуждают о духе какого-либо человека по Священному Писанию, смотря, сообразны ли слова его с волею Божиею; и потому делают о нем заключение. А о духовных вещах кому-либо говорить не должно, особенно, когда в них не примечается и желания к слушанию. Потому всеми мерами должно стараться скрывать в себе сокровище дарований. В противном случае потеряешь, и не найдешь.

Придя в храм, мы часто блуждаем умом и никак лукавый не даёт нам настроиться на молитву. Придя домой и не понимаешь, то ли был в храме, то ли нет... Наверное, однажды, каждый замечал за собой такое.

Преподобный наставляет:

В церкви на молитве стоять полезно с закрытыми очами во внутреннем внимании; открывать же очи разве тогда, когда уныешь, или сон будет отягощать тебя и склонять к дреманию; тогда очи обращать должно на образ и на горящую пред ним свещу. Если в молитве случится плениться умом в расхищение мыслей, тогда должно смириться пред Господом Богом и просить прощения, говоря: согреших, Господи, словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы. Когда же ум и сердце будут соединены в молитве, и помыслы души не рассеяны, тогда сердце согревается теплотою духовною, в которой воссияет свет Христов, исполняя мира и радости всего внутреннего человека.

Грех уныния чаще называют теперь депрессией. Но человек, который ведёт духовную жизнь, должен знать о том, что уныние просто так не возникает. Лукавый так и стремиться украсть радость и свести с истинного пути. И об этом преподобный говорит:

-3
Господь печется о нашем спасении. Но диавол старается привести человека в отчаяние. Душа высокая и твердая не отчаивается при несчастьях, какие бы они ни были. Жизнь наша есть как бы дом искушений и пыток; но мы не отступим от Господа, доколе не повелит Он пытающим оставить нас и пока мы не будем оживлены терпением и твердым бесстрастием.

О душе своей нужно заботиться. И без исповеди и покаяния, добрых дел и милосердия - очистить душу от греха практически невозможно.

Человек по телу подобен зажженной свече. Свеча должна сгореть, так и он должен умереть. Но душа бессмертна, потому и попечение наше должно быть более о душе, нежели о теле: «Кая бо польза человеку, мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Или что даст человек измену за душу свою?» (Мф.16, 26–27), за которую, как известно, ничто в мире не может быть выкупом? Если одна душа сама по себе драгоценнее всего мира и царства мирского, то несравненно дороже Царство Небесное. Надобно так себя приучить, чтобы ум как бы плавал в Законе Господнем, которым руководствуясь, должно устроять жизнь свою. Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставляет человека Своею милостью, но исполняет его дара разумения. Следует также снабдевать душу и познаниями о Церкви, как она от начала и доселе сохраняется, что терпела она в то или другое время; знать же сие не для того, чтоб желать управлять людьми, но на случай могущих встретиться вопрошений, также для убеждения и утешения своего духа. Человек должен обращать внимание на начало и конец жизни своей, в середине же, где случается счастие или несчастие, должен быть равнодушен.

Когда человек приносит добрые плоды покаяния (исправляется), то всё Небо радуется о нем, говорят святые отцы.

-4

И преподобный Серафим Саровский говорил, что

... когда мы искренно каемся во грехах наших и обращаемся ко Господу нашему Иисусу Христу всем сердцем нашим, Он радуется нам, учреждает праздник и созывает на него любезные Ему Силы, показывая им драхму, которую Он обрел паки, то есть царский образ Свой и подобие. Возложив на рамена заблудшую овцу, Он приводит ее ко Отцу Своему. В жилище всех веселящихся Бог водворяет и душу покаявшегося вместе с теми, которые не отбегали от Него. Как всякой болезни есть врачевание, так и всякому греху есть покаяние. Итак, несомненно приступай к покаянию, и оно будет ходатайствовать за тебя пред Богом. Непрестанно твори молитву преподобного Антиоха.

И молитва эта следующая:

Дерзая, Владыко, на бездну благоутробия Твоего, приношу Тебе от скверных уст и нечистых устен молитву сию: помяни, яко призвася на мне имя святое Твое, и искупил мя еси ценою крове Твоея, яко запечатлел мя еси обручением Святого Духа Твоего, и возвел мя еси от глубины беззаконий моих, да не похитит мя враг. Иисусе Христе, заступи мя и буди ми помощник крепкий в брани, яко раб есмь похоти и воюем от нея. Но Ты, Господи, не остави мя на земли повержена во осуждении дел моих: свободи мя, Владыко, лукавого рабства миродержителя и усвой мя в заповедях Твоих. Путь живота моего, Христе мой, и свет очей моих – лице Твое. Боже, Владыко и Господи, возношения очей моих не даждь ми, и похоть злую остави от Мене; заступи мя рукою Твоею святою. Пожелания и похотствования да не объимут мя, и душе бесстудней не предаждь мене. Просвети во мне свет лица Твоего, Господи, да не объимет мене тма, и ходящий в ней да не похитят мя. Не предаждь, Господи, зверем невидимым душу, исповедающуюся Тебе. Не попусти, Господи, уязвитися рабу Твоему от псов чуждих. Приятелище Святого Духа Твоего быти мя сподоби, и дом Христа Твоего, Отче Святый, созижди мя. Путеводителю заблудших, путеводствуй мя, да не уклонюся в шуяя. Лице Твое, Господи, видети вожделех. Боже, светом лица Твоего путеводи мя. Источник слез даруй ми, рабу Твоему, и росу Святого Твоего Духа даждь созданию Твоему, да не иссохну яко смоковница, юже Ты проклял еси: и да будут слезы питием моим, и молитва моя пищею. Обрати, Господи, плач мой в радость мне, и приими мя в вечныя Твоя скинии. Да постигнет мя милость Твоя, Господи, и щедроты Твоя да объимут мя, и отпусти вся грехи моя. Ты бо еси Бог истинный, отпущаяй беззакония. И не попусти, Господи, посрамитися делу рук Твоих по множеству беззаконий моих, но воззови мя, Владыко, единородным Твоим Сыном, Спасителем нашим. И воздвигни мя лежащего, яко Левию мытаря, и оживотвори мя грехми умерщвленного, яко сына вдовицы. Ты бо един еси воскресение мертвых, и Тебе слава подобает во веки. Аминь.

Спасибо всем за внимание и до встречи на нашем канале!

Другие публикации канала

"Если мы будем умолкать об этом грехе, то мытарства не пройдём!" (Старец Зосима)