Из цикла "Мемориал".
С шутливой иронией, как обычно, Серёга Макаров обращался к своему братцу по первому отделению второго взвода: “Эй, паренёк из Волгограда!”. Тот, в заданный товарищем юморной такт общения, неизменно отзывался: “Что, Макарка?”. Так и повелось: Виктор Мельников — паренёк из Волгограда. И этих слов будет достаточно, чтоб вызвать ностальгическую улыбку у любого из соротных товарищей.
Друзья уходят. Уносят с собой целый мир. Что остаётся после? Что-нибудь, хоть остаётся? Уникальные воспоминания о человеке, которые не передать словами.
С Богом, как получится...
Простые чистосердечные воспоминания друзей.
***
1983 год. Самая первая сессия. Самый страшный экзамен — высшая математика. В аудитории, взяли билеты, готовимся… Ещё никто не отвечал.
Экзаменатор, Борис Аркадьевич Вульфович: “Время подготовки вышло! Кто готов отвечать?”.
А у нас сценарий расписан наперёд. У кого какие шпаргалки, “бомбы”, т.е. листы с заранее написанными ответами и прочие хитрости. По данному сценарию мне отвечать первому, чтоб у остальных было время ещё подготовиться. Но я не спешу. Таков уговор — тянуть время. Преподаватель встал и пошёл между рядов, заглядывая кто и как готовится к ответу.
Уже после того экзамена нам рассказывал Витя: “Взял билет, прочитал вопрос и понял, что “не в зуб ногой”. На листке бумаги нарисовал самолёт, тот что с пачки сигарет “Ту-134”. Аккуратно так, старательно. Стрелочку и домик… Домик, что в Волгограде…” Как бы, графический снимок эмоционального состояния, мыслей Виктора в те минуты.
И вот Вульф шагает между рядов, останавливается возле Вити и проворно хватает этот лист. Секунды ему хватило, чтоб разгадать нарисованный шариковой ручкой несложный ребус. Лист яростно скомкан. Жуткая головомойка с самыми нелестными эпитетами обрушивается на голову паренька из Волгограда.
— Я тебя заставлю учиться! — стращал Борис Аркадьевич. Мы всей группой "дрожали" тогда, пригнувшись к партам. Гневные проклятия в адрес лентяев и лоботрясов сотрясали воздух над нашими головами. Но, как заведено, после бури в зачётке у Виктора стояла оценка “удовлетворительно”. Вот случись штиль, тогда бывал "неуд". Но мы, тогдашние первокурсники, об этой мудрости ещё не знали и потому сильно удивлялись везению паренька.
***
“Помню 1-й грот, как тебе гИтов в интерфейс прилетел.” — вспомнил Володя Козловский.
“Штормило. А ты уже пояс страховочный отстегнул. Мы грот взяли на рифы, спускались... Я, Абрам и Емеля. В общем, твоя роба выдержала наши мозолистые руки. Только твой берет улетел, достался волнам в подарок. Раньше нас мы не дали тебе спуститься.
Будь здоров, дорогой!!!”
За день до ухода, в 56-й день рождения поздравлял Виктора Мельникова Владимир Козловский.
***
1987 год, Промысловая практика. Вчетвером попали на одно судно — БМРТ “Зарница”, Севрыбпромразведка.
Виктор Мельников, Александр Дьяконов, Александр Осипов, и сам рассказчик Володя Астафьев.
Летели в Лас-Пальмас. Экипаж сокращенный, матросов всего 22 человека, включая нас, "студЭнтов". Старпом распорядился: раз вас четверо, то два человека рулевые и двое работают на палубе. Через два с половиной месяца поменяетесь. Первая половина рейса выпала нам с Витьком на палубе и рыбфабрике. Рыбный мастер был из Литвы. Мы его прозвали Тимофяючус. Нас, как "студентов", постоянно оставлял мыть фабрику, моряков он отпускал. Не пришлись ему по душе наши курсантские физиономии.
Надоело это. В середине рейса, когда наш срок работы на фабрике подошёл к концу, Витек предложил наказать "рыбкина". В очередной и заключительный раз помыли фабрику. Как раз банный день выдался. Пришёл рыбмастер после бани проверить работу. Хотел нас заставить мыть бункер для рыбы. Мы отказались, и так всё вымыли. Да и не наша это обязанность.
Залез он в бункер с фонарём, начал со всех углов рыбу выковыривать. Тут Витек и говорит: “Закрываем бункер!”. Два лаза по бокам, что были. Закрыли их, включили систему обмыва бункера (куча труб с отверстиями, в них подается забортная вода под давлением) и пошли в баню.
Примерно через час вернулись. Из бункера крики! Открыли, оттуда появляется Тимофяючус подмокший и дурно пахнущий рыбой. Орал, конечно, угрожал… Мы флегматично всё выслушали и ответили, что думали. Ушёл он. В бане по второму разу мыться пришлось. Да еще и судовой пес ему тапки пометил…
Царствие небесное новопреставленному рабу.
15/09/2022 год.