«Мона Лиза», написанная Леонардо да Винчи в начале 16 века, часто считается самой известной картиной в мире. Но, несмотря на всё, что мы знаем об этом произведении искусства, остается ряд нерешенных вопросов. Вот взгляд на пять неразгаданных тайн, окружающих «Мону Лизу».
1. Какое название Леонардо да Винчи на самом деле дал картине?
Известность названия «Мона Лиза» скрывает важный факт: нет никаких доказательств того, что сам Леонардо так назвал свою картину. В трудах искусствоведа Джорджо Вазари содержится одно из самых ранних описаний этой работы. Он обсуждал это в биографии Леонардо в «Жизнеописаниях наиболее выдающихся итальянских архитекторов, художников и скульпторов», более известных как «Жизнеописания художников» (1550 г.): «Леонардо взялся выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, его жены». Рассказ Вазари – первое использование ныне известного названия, и он не утверждает, что картина на самом деле имела такое название, а просто использовал его для описания произведения вообще («портрет Моны Лизы, его жены»).
Слово «Mona» в названии также является неправильным написанием «Monna», итальянского термина, использовавшегося в то время для обозначения женщины с высоким статусом (сокращение термина mia donna, или «моя леди» на английском языке). Леонардо прямо не упоминает об этой картине в своих заметках, поэтому остается неизвестным, какое название (если таковое вообще было) он дал ей сам.
2. Где находится пейзаж на заднем плане картины?
Мона Лиза на картине сидит перед пейзажем с деревьями, тропинками и далекими вершинами холмов. Что не ясно, так это идентичность этого места. Было даже предположение, что фон воображаемый и не воспроизводил реальное место. Однако был также выдвинут ряд аргументов в пользу мест, которые существуют в действительности: одно из них — город Боббио на севере Италии, в котором есть мост, похожий на тот, что изображен на заднем плане «Моны Лизы», в то время как другие предположили долину реки Арно в Тоскане.
3. Почему Джорджо Вазари считал «Мону Лизу» незаконченной?
Еще одна загадка, окружающая картину, проистекает из разницы между описанием Вазари в «Жизнеописаниях художников» и произведением в том виде, в каком оно предстает перед нами сегодня. Одна странность заключается в том, что историк искусства рассказывает о Леонардо как не завершившим картину: «После четырех лет работы над ней он оставил ее незаконченной». И все же картина в Лувре не кажется заметно незавершенной, с большим количеством деталей, посвященных особенностям пейзажа, а также образу самой женщины. Одна из возможностей состоит в том, что незаконченные элементы были завершены позже другими, отсюда и ее нынешний вид. Однако маловероятно, что двор короля Франции, получившего картину, стал бы вмешиваться в работу уважаемого художника.
4. Почему на «Моне Лизе» видны только края колонн с обеих сторон?
Одной из самых необычных особенностей картины является то, что на ней с обеих сторон изображены края оснований колонн, но не видны сами колонны. В течение многих лет это приводило людей к выводу, что картина была обрезана, а часть материала утеряна (как это было в случае с некоторыми другими известными картинами, например, «Ночным дозором» Рембрандта, который был обрезан в 18 веке, чтобы его было легче выставлять в музее).
В начале 1990-х профессор искусства Франк Цёлльнер исследовал Мону Лизу без рамы и пришел к выводу, что она не была обрезана. Леонардо нарисовал портрет на дереве, а не на холсте, благодаря чему было легче сказать, что исходный материал не был изменен после снятия рамы. Вопрос о том, почему он решил показать только края колонн, а не включить их в картину целиком, остается без ответа.
5. Леонардо да Винчи создал более одной версии «Моны Лизы»?
Одна из наиболее распространенных теорий о «Моне Лизе» заключается в том, что Леонардо, возможно, написал несколько ее версий. Картина также известна под своим итальянским названием «Джоконда» (по-итальянски «Улыбающаяся»). Художник Джованни Паоло Ломаццо, писавший в конце 16 века, однажды заявил, что «два самых красивых и важных портрета Леонардо — это Мона Лиза и Джоконда». Это говорит о том, что тогда они считались двумя разными картинами, а не альтернативными названиями одной и той же работы.
На возможность иной версии портрета указывает и знаменитый набросок, сделанный Рафаэлем во время посещения мастерской Леонардо. Она в некоторых отношениях отличается от картины из Лувра, к тому же на заднем плане отчетливо видны две целые колонны.
Изучая картину из Лувра в 90-х годах, Цёлльнер решил, что, возможно, Леонардо создал вторую версию работы, в которой были целые колонны. В качестве второй «Джоконды» был предложен ряд других картин, наиболее известной из которых является «Айлвортская Мона Лиза», но на сегодняшний день не доказано, что они были второй версией «Моны Лизы».
- Пожалуйста, помните, что у всех нас разные мнения, подумайте, прежде чем говорить или писать что-то жестокое по отношению к другим. В конце концов, мы всего лишь люди. Чтобы поделиться опытом или оставить комментарий, просто напишите ниже.