Найти в Дзене
Капканы Истории

5 тайн, окружающих «Мону Лизу»

Оглавление

«Мона Лиза», написанная Леонардо да Винчи в начале 16 века, часто считается самой известной картиной в мире. Но, несмотря на всё, что мы знаем об этом произведении искусства, остается ряд нерешенных вопросов. Вот взгляд на пять неразгаданных тайн, окружающих «Мону Лизу».

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи. / Fine Art/GettyImages
«Мона Лиза» Леонардо да Винчи. / Fine Art/GettyImages

1. Какое название Леонардо да Винчи на самом деле дал картине?

Известность названия «Мона Лиза» скрывает важный факт: нет никаких доказательств того, что сам Леонардо так назвал свою картину. В трудах искусствоведа Джорджо Вазари содержится одно из самых ранних описаний этой работы. Он обсуждал это в биографии Леонардо в «Жизнеописаниях наиболее выдающихся итальянских архитекторов, художников и скульпторов», более известных как «Жизнеописания художников» (1550 г.): «Леонардо взялся выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, его жены». Рассказ Вазари – первое использование ныне известного названия, и он не утверждает, что картина на самом деле имела такое название, а просто использовал его для описания произведения вообще («портрет Моны Лизы, его жены»).

Слово «Mona» в названии также является неправильным написанием «Monna», итальянского термина, использовавшегося в то время для обозначения женщины с высоким статусом (сокращение термина mia donna, или «моя леди» на английском языке). Леонардо прямо не упоминает об этой картине в своих заметках, поэтому остается неизвестным, какое название (если таковое вообще было) он дал ей сам.

2. Где находится пейзаж на заднем плане картины?

«Мона Лиза» на выставке в Лувре / Marc Piasecki/GettyImages
«Мона Лиза» на выставке в Лувре / Marc Piasecki/GettyImages

Мона Лиза на картине сидит перед пейзажем с деревьями, тропинками и далекими вершинами холмов. Что не ясно, так это идентичность этого места. Было даже предположение, что фон воображаемый и не воспроизводил реальное место. Однако был также выдвинут ряд аргументов в пользу мест, которые существуют в действительности: одно из них — город Боббио на севере Италии, в котором есть мост, похожий на тот, что изображен на заднем плане «Моны Лизы», в то время как другие предположили долину реки Арно в Тоскане.

3. Почему Джорджо Вазари считал «Мону Лизу» незаконченной?

Еще одна загадка, окружающая картину, проистекает из разницы между описанием Вазари в «Жизнеописаниях художников» и произведением в том виде, в каком оно предстает перед нами сегодня. Одна странность заключается в том, что историк искусства рассказывает о Леонардо как не завершившим картину: «После четырех лет работы над ней он оставил ее незаконченной». И все же картина в Лувре не кажется заметно незавершенной, с большим количеством деталей, посвященных особенностям пейзажа, а также образу самой женщины. Одна из возможностей состоит в том, что незаконченные элементы были завершены позже другими, отсюда и ее нынешний вид. Однако маловероятно, что двор короля Франции, получившего картину, стал бы вмешиваться в работу уважаемого художника.

4. Почему на «Моне Лизе» видны только края колонн с обеих сторон?

Детали левой стороны «Моны Лизы». Край основания колонны, внизу слева / Музей Лувра, Wikimedia Commons // Public Domain
Детали левой стороны «Моны Лизы». Край основания колонны, внизу слева / Музей Лувра, Wikimedia Commons // Public Domain

Одной из самых необычных особенностей картины является то, что на ней с обеих сторон изображены края оснований колонн, но не видны сами колонны. В течение многих лет это приводило людей к выводу, что картина была обрезана, а часть материала утеряна (как это было в случае с некоторыми другими известными картинами, например, «Ночным дозором» Рембрандта, который был обрезан в 18 веке, чтобы его было легче выставлять в музее).

В начале 1990-х профессор искусства Франк Цёлльнер исследовал Мону Лизу без рамы и пришел к выводу, что она не была обрезана. Леонардо нарисовал портрет на дереве, а не на холсте, благодаря чему было легче сказать, что исходный материал не был изменен после снятия рамы. Вопрос о том, почему он решил показать только края колонн, а не включить их в картину целиком, остается без ответа.

5. Леонардо да Винчи создал более одной версии «Моны Лизы»?

Одна из наиболее распространенных теорий о «Моне Лизе» заключается в том, что Леонардо, возможно, написал несколько ее версий. Картина также известна под своим итальянским названием «Джоконда» (по-итальянски «Улыбающаяся»). Художник Джованни Паоло Ломаццо, писавший в конце 16 века, однажды заявил, что «два самых красивых и важных портрета Леонардо — это Мона Лиза и Джоконда». Это говорит о том, что тогда они считались двумя разными картинами, а не альтернативными названиями одной и той же работы.

На возможность иной версии портрета указывает и знаменитый набросок, сделанный Рафаэлем во время посещения мастерской Леонардо. Она в некоторых отношениях отличается от картины из Лувра, к тому же на заднем плане отчетливо видны две целые колонны.

Изучая картину из Лувра в 90-х годах, Цёлльнер решил, что, возможно, Леонардо создал вторую версию работы, в которой были целые колонны. В качестве второй «Джоконды» был предложен ряд других картин, наиболее известной из которых является «Айлвортская Мона Лиза», но на сегодняшний день не доказано, что они были второй версией «Моны Лизы».

  • Пожалуйста, помните, что у всех нас разные мнения, подумайте, прежде чем говорить или писать что-то жестокое по отношению к другим. В конце концов, мы всего лишь люди. Чтобы поделиться опытом или оставить комментарий, просто напишите ниже.
  • Присоединяйтесь к «Истории» в Телеграм.

Дорогой друг, спасибо за чтение! Надеемся, ты оценишь скромный труд авторов этого канала. Пожалуйста, поставь лайк, подпишись на наш канал, расскажи о нем в соцсетях.