Во времена царя Давида главной святыней у народа израильского был Ковчег Завета. В нём хранились две каменные скрижали с десятью заповедями, сосуд с манной небесной и расцветший жезл Аарона. Ковчег располагался во святом святых передвижной скинии, которая представляла собой передвижной храм. А после постройки Соломоном храма - во святом святых храма. За завесой, которая разорвалась при смерти Христа. Именно там, над крышкой Ковчега Завета, являлась священнику слава Господня. Именно там Моисей получал от Господа наставления, слыша Его голос.
В особых случаях, Ковчег Завета выносили из скинии и несли перед собой, чтобы победить в сражении.
Итак, Ковчег Завета был величайшей святыней.
Что бы вы сделали, если бы в ваш город привезли нечто подобное? Обычно, когда привозят великие святыни, то к ним выстраивается огромная очередь из паломников. Все хотят приложится к благословенному предмету (или мощам святого), чтобы получить здоровье или ответ на какую-то свою сокровенную просьбу. От святыни все ожидают для себя блага и идут к ней, не задумываясь и не боясь, что результат может быть обратным. Что святыня может не только исцелить, но и наказать. Вплоть до серьёзной болезни и даже смерти. И здесь я не говорю о тех случаях, когда святыня открыто и нагло попирается, таких случаев известно множество. Нет, я говорю о другом.
Однажды, после очередной победы над филистимлянами, израильский народ шествовал в торжественном марше. С ними был и Ковчег Завета, передвигаемый на колеснице. Колесницу вели сыновья Аминадава - Ахио и Оза. И друг Оза увидел, что колесница наклонилась на неровной дороге. Чтобы Ковчег не выпал, Оза решил придержать его и протянул к нему свои руки...
Казалось бы, мотивация вполне богоугодная - спасти святыню от падения. Наверное, за такое можно было бы ожидать большой награды от Бога, обрести вечное здоровье и благословения на всю свою жизнь. Но как отреагировал Господь?
Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия.
(2Цар.6:7)
Но Господь прогневался на Озу. И поразил его. За дерзновение. Другими словами - за наглость. Оза умер там, где посмел прикоснутся к Ковчегу. Это место до сих пор называется - "Поражение Озы".
Очень поучительная история, заставляющая задуматься над тем, как мы подходим к святыням.
Ещё один поучительный случай произошёл с сыновьями первосвященника Аарона, тоже помазанными священниками. Однажды они не уследили за святым огнём, который использовался при богослужении в скинии. И решили, что достаточно принести любой другой огонь. Не прерывать же службу. И вот, что с ними произошло:
Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им;
и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним.
(Лев.10:1,2)
Задумайтесь, всегда ли вы имеете достаточный страх Божий при обращении с благодатным огнём из Иерусалима или горящей лампадкой на святом месте? Конечно, эта история учит нас прежде всего следить за святостью нашего внутреннего огня веры. Чтобы не приносить рукотворный душевный огонь к Господу. Но и к материальным вещам урок имеет самое прямое отношение.
Кто-то может сказать, что истории эти связаны с Ветхим Заветом, а там Бог был более строгим и даже жестоким. А в Завете Новом, дескать, Господь уже другой, более добрый. Что ж, давайте обратимся к величайшей святыне Нового Завета - Крови и Плоти Христа. Вспомните, что говорит апостол Павел причащающихся недостойно.
Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
От того многие из вас немощны и больны и немало умирает.
(1Кор.11:29,30)
Как видите, в Новом Завете сохраняется тот же принцип. Святая Чаша для одних будет источником исцеления, очищения, благословения и избавления от грехов. А для других - осуждением, причиной болезни и даже смерти. Всё точно так же, как с Ковчегом Завета.
Чем больше присутствия Божьего в святыне, тем сильнее работает этот принцип. Это касается любого священного предмета и даже места. Поэтому очень важно не спешить прикладываться к святыне, будь то чудотворная икона или мощи святого. Или любая другая святыня. Точно так же, как перед причащением мы готовимся, чтобы получить благо, а не смерть. Так же мы должны готовится перед прикосновением к любой святыне. Не в суете, не легкомысленно, как Надав и Авиуд. Не дерзко, как Оза. Но со страхом Божиим и благоговением. Зная своё место пред Богом. С покаянием и сокрушением сердца. Дерзая прежде всего получить прощение грехов, избавление от страстей, небесные блага и спасение души, а уж потом здоровье и блага земные.
Кто знает, сколько болезней и других проблем мы набираем, соприкасаясь со святыней без страха Божия. Некоторые христиане скорее испугаются помолится о ком-то, чтобы "им не отомстили бесы".
Однажды Бог позволил филистимлянам украсть Ковчег Завета. Они забрали его себе, надеясь улучшить свою жизнь. Но вместо этого народ стал покрываться язвами и болеть. Поняв в чём дело, Ковчег вернули. Вот вам и святыня. Она полезна лишь тем, кто со смирением и верой с ней соприкасается.
А всем привычный православный крестик? Это тоже святыня. Как он действует на тех, кто крестился без должной веры и носит крестик в качестве амулета от всех бед? Думают, что помогает в чём-то, а очень вероятно, что наоборот - через болезни и страдания будет вести к Богу и смирению. Хотя это тоже помощь, своего рода...
Пожалуй, самый простой пример благоговения и страха Божьего к святыне мы видим в псалмах Давида.
А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой,
поклонюсь святому храму Твоему
в страхе Твоем.
(Пс.5:8)
Посмотрите сколько смирения и благоговения перед Богом...
Научи и нас, Господи, страху Твоему!