Сегодня добровольно ушел из жизни французский режиссер Жан-Люк Годар. Вспоминаем творчество режиссера и рассуждаем о его вкладе в мировой кинематограф
Жан-Люк Годар родился 3 декабря 1930 года в Париже. А сегодня, 13 сентября, на 92-м году жизни, режиссер добровольно ушел из жизни в Швейцарии. «Он не был болен, он просто устал», — поделились его близкие. В Швейцарии разрешена активная непрямая эвтаназия, при которой человеку, решившему уйти из жизни, предоставляются средства для самоубийства, чем, по-видимому, и воспользовался Жан-Люк Годар.
Режиссер стоял у истоков французской «новой волны» и стал своеобразным символом этого направления в кинематографе.
За свою карьеру Годар неоднократно сталкивался с критикой. Его работы неоднозначно оценивали как профессионалы сферы, так и массовый зритель, из-за новаторских и не очень понятных зрителю (на тот момент) идей режиссера. Тем не менее, в настоящее время сложно переоценить вклад Жан-Люка Годара во французский и мировой кинематографы.
Сейчас критики, кинолюбители и массовая аудитория по всему миру практически единогласно признают величие французского режиссера. Он одним из первых начал показывать жизнь такой, какая она есть: сценарии к фильму умещались в одной странице, а диалоги часто были импровизацией актеров. Одним из первых Годар начал использовать реальный мир в качестве декораций, менять роль зрителя, ломать «четвертую стену», смешивать жанры. Все это повлияло на развитие французской «новой волны» и кинематографа в целом.
«Репортёр» собрал самые высокооцененные и значимые фильмы Жан-Люка Годара. Приятного просмотра!
«На последнем дыхании» (1960)
Кто-то считает, что после этого фильма Годар мог ничего больше и не снимать, потому что уже вошел историю. Смесь нуара, комедии и любовной истории в дебютной картине режиссера, изменившей ход развития кинематографа.
«Безумный Пьеро» (1965)
Своеобразное продолжение фильма «На последнем дыхании», но в альтернативной реальности. Точно так же в фильме смешаны различные жанры, от нуара до любовной драмы, роль главного героя исполняет тот же актер, что в предыдущей картине, но картинка уже цветная, а за криминальное в фильме отвечает не мужчина, а его возлюбленная.
«Жить своей жизнью» (1962)
Фильм о женщине, которая бросает вызов буржуазному обществу и становится проституткой. В картине звучат темы поиска себя, независимости. Кроме того, фильм стал своего рода пощечиной обществу — освещение подобных тем в кинематографе и взгляд на мир глазами проститутки стало достаточно смелым шагом, нарушающий правила кино и здравого смысла того времени.
«Банда аутсайдеров» (1964)
Достаточно легкий фильм, также не лишенный элементов классического нуара. Картина пользовалась и пользуется популярностью среди других режиссеров, например в фильме «Мечтатели» режиссер Бертолуччи сделал отсылку к «Банде», повторив сцену пробежки по Лувру, а Тарантино назвал свою киностудию A Band Apart в честь оригинального названия фильма — «Bande à part».
«Страсть» (1982) и «Имя Кармен» (1983)
Эти два фильма стоит поставить рядом, так как в обоих Годар рассуждает о природе кинематографа. Что должно служить источником искусства? Жизнь? Люди? Уже существующие, другие, виды искусства? В фильмах режиссер размышляет о собственных взаимоотношениях с искусством кинематографа и ищет ответы на многочисленные вопросы.
#жан-люкгодар #кинематограф #франция #кино #культура #искусство