Немало наших соотечественников работает в европейских странах домашней прислугой. Но отношение там к россиянам сильно изменилось, даже кому-то угрожают, доходит до того, что их избивают представители соседней страны. Их же там тоже немало. И многие стали возвращаться домой в Россию.
А в России тоже экономика претерпевает не лучшие времена. Безработица, как обещают, станет ещё круче. И люди стали присматриваться к странам восточным.
Раньше было так
И мы туда заглянем. Начнём с Ливана. Чтобы понять и оценить, сначала чуть-чуть углубимся в историю вопроса.
До гражданской войны Ливан был процветающим государством. В нём проживало немало богатых и состоятельных семей. А девочки из бедных ливанских семей, а также девочки из других стран (Сирия, Египет, Палестина) работали прислугой у богатых.
Принято было так: девочку от 10 лет и старше отдают в богатую семью, где она не только работает, но и проживает и питается. Она могла находиться там до замужества. Зарплату получали родители.
Но гражданская война, начавшаяся в 1975 году, разрушила привычный уклад. Экономика из года в год падала, люди беднели, преступность росла, страну раздирали межрелигиозные разборки. Прислуга, прибывшая из соседних стран, разъехалась по своим домам.
Но свято место пусто не бывает. Стали прибывать мигранты из африканских и других азиатских стран и нанимались в домработники. Они появились уже в конце 70-х, в основном, мужчины. Но лет через десять стали преобладать женщины.
Они разными путями и способами добирались до Ливана. И легально, и нелегально. Итак, к миллениуму в Ливане оказалось около 100 тысяч шри-ланкийцев, 30 тысяч индийцев, 20 тысяч филиппинцев, 40 тысяч египтян и 250 тысяч сирийцев.
Большинство проникало на территорию Ливана нелегально. Они не могли законно оформить пребывание, не получали защиты и социальных услуг. Часто подвергались избиениям. Были и убитые.
В ответ на плохое обращение с прислугой-мигрантами некоторые страны запретили своим гражданам ехать на заработки в Ливан. Например, Мадагаскар ввёл такой запрет после того, как в 2010 году 17 человек из этой страны были убиты. Такой же запрет установили правительства Эфиопии, Филиппин, Непала. Правда, зарегистрировано немало случаев нелегального проникновения в Ливан людей из этих стран.
Правовая сторона дела
Правительство Ливана особо не занималось проблемами прислуги-мигрантов, не до них было.
Законы о мигрантах принимались, но не всегда адекватные. Например, в 2014 году служба безопасности Ливана начала депортировать детей мигрантов вместе с родителем или обоими родителями. Не отправишь же ребёнка одного! Объясняли это тем, что мигранты к ним приезжают не семьи создавать, а работать. Нечего тут размножаться! Но через полтора года, под напором общественности, отменили. Но ужесточили правила выдачи разрешений мигрантам. Прогресс есть, но проблемы с мигрантами решены не в полном объёме.
Случаи гибели прислуги из числа мигрантов полицией почти не расследуются, работодатели к ответственности не привлекаются. Даже встречается дискриминация в отношении к мигрантам.
Ливан расположен у Средиземного моря, и здесь есть прекрасные пляжи. Однако на многие частные пляжи мигрантов не пускают. Им разрешили отдыхать в северной части общественного пляжа «Рамлат аль-Байда», куда сливаются сточные воды из многоэтажек, находящихся неподалеку. Вода там, конечно, очень грязная.
Появляются общественные движения и организации в защиту работников-мигрантов. MWTF (Целевая группа по трудящимся-мигрантам) проводит языковую подготовку. В Ливане широко распространены английский и французский языки. Пытаются создать профсоюз домашней прислуги. Феминистки Ливана организовали горячую линию и проводят юридические, психологические и медицинские консультации, предоставляют временный приют женщинам, подвергшимся насилию и оказавшимся без крыши над головой.
В целом, ситуация выравнивается. Прежняя господствовавшая система трудовых мигрантов, названная «системой кафала», стала приравниваться к рабству. В той системе вся ответственность накладывается на работодателя, которого называют спонсором. А он что желал, то и творил с работником, – ведь он заплатил за него нужные сборы и стал его владельцем. Прикупил, приобрёл в собственность, получается.
О системе кафала, которая присуща арабским странам, напишу в другой статье.
Системы кафала, как таковой, сейчас в Ливане нет. В 2019 году в стране ввели новую форму контракта с трудовыми мигрантами. Самым важным изменением является возможность расторжения контракта без согласия работодателя. Ведь это было самым злобным местом контракта по кафале – расторгнуть соглашение мог только работодатель или спонсор.
Более подробно о работе в домах ливанцев напишу в следующий раз.