Найти тему
РБК Тренды

Огонь, батарея: зачем и как реформировать ЖКХ

Об эксперте: Артем Герасименко — урбанист, основатель Центра «Здоровые города», автор одноименного телегам-канала. В 2018—19 годах возглавлял образовательную программу «Архитекторы.рф» Института «Стрелка». В 2016—18 годах занимался разработкой реформ в Центре стратегических разработок (ЦСР). В 2014—16 годах занимал должность руководителя проектов в Департаменте транспорта Москвы, где принимал участие в подготовке стратегии развития пешеходной и велотранспортной инфраструктуры города, разработке нормативных документов и государственных услуг.

Что беспокоит россиян в ЖКХ?

Все хотят жить комфортно и хорошо, а уровень комфорта во многом определяется условиями проживания — состоянием дома и качеством коммунальных услуг. Проще говоря, дома должны быть вода, тепло и электричество, мусор должны вывозить, а поломки чинить.

На бытовом уровне проблемы с обеспечением не совсем понятны, как и ценообразование. Тут будет уместно сравнение со сферой ИТ, когда за фронт-эндом (интерфейсом и дизайном) пользователю сайта или сервиса не видно программно-аппаратную часть — базы данных, сервера, алгоритмы и служба поддержки. В случае с ЖКХ интерфейсом выступают вентили крана и баки для мусора, а магистральные сети и мусорные полигоны остаются вне зоны внимания.

Сложность с целостным восприятием отрасли понятна — она многомерна и сильно интегрирована в экономику на уровне региона, зависима от локальных ресурсов и федерального регулирования.

По данным опроса ВЦИОМ в 2019 году качество жилищно-коммунальных услуг устраивало 60% россиян, на одну пятую больше, чем девять лет назад (тогда было 39%). Опрос при этом умалчивает о напряженном отношении к постоянно растущим цифрам в квитанциях, хотя это традиционно второй пункт в списке основных трат большинства россиян, он идет сразу после продуктов питания.

Почему растет квартплата

При этом все специалисты единодушны в том, что отрасль накопила колоссальное количество проблем – построенные в период массового жилищного строительства панельные дома и коммунальные сети сильно изношены, капитальный ремонт не решает принципиальных проблем, благоустройство из года в год повторяет само себя, долги за услуги для неплательщиков продолжают накапливаться, из многих городов уезжают люди, что провоцирует рост тарифов для остающихся.

В мировом рейтинге стоимости коммунальных услуг Россия выглядит достойно, занимая 54-ю позицию и «отставая» от лидеров списка — Германии, Люксембурга и Австрии более чем в два раза. Но при этом и средний доход российской семьи после уплаты налогов отличается от европейцев в 2–3 раза. И плата за коммунальные услуги растет. С 2000 по 2010 год она выросла в 11 раз (при росте цен на энергоносители и воду всего в четыре раза), а за последние пять лет выросла еще на треть. Особенно это стало заметно на фоне замедления роста и спада в экономике — реальные доходы людей стали снижаться, а тарифы продолжили расти, будучи привязанными к инфляции и ценам на газ.

Итогом стал резкий рост долга за коммунальные услуги, который к 2020 году суммарно достиг ₽1,5 трлн, из которых более трети — долг граждан. Подробный рассказ про астрономическую сумму, которую задолжали поставщикам почти 5% россиян, складывается из миллионов историй о людях и семьях, оказавшихся в сложных условиях без возможности из них вырваться. Должники в буквальном смысле уходят в глухую оборону — баррикадируя двери и не впуская судебных приставов, они пишут письма с просьбами президенту страны и наблюдают за тем, как банки списывают с них до 50% пенсий или социальных выплат, порой их единственных доходов. В августе 2020 года на фоне ухудшения экономики Минстрой предложил правительству расширить список льготных категорий, которым государство бы помогало оплачивать часть услуг, однако Минфин категорически отверг такую возможность.

В 2019 году взять под контроль рост тарифов попробовала Федеральная антимонопольная служба — ее руководитель тогда заявил, что россияне уже давно переплачивают за коммунальные услуги почти двукратно, а причиной повышения цен является желание компаний обновлять свою инфрастуктуру за счет собранных денег. Можно сказать, что усиление контроля сработало — рост тарифов замедлился, перейдя в режим индивидуального согласования с федеральным правительством. Это тоже пример того, как решение вопросов в сфере коммунального хозяйства переходит из экономической плоскости в политическую.

Почему же тарифы на услуги ЖКХ постоянно растут? Эксперты уверяют, что ответов несколько. Во-первых, есть широко известная причина — инфляция. Во-вторых, это, безусловно, рост цен на энергоносители. В-третьих, логично увеличение расходов на ремонт ветшающей инфраструктуры. Но кроме них есть и менее заметные и менее прозрачные факторы — обслуживание банковских займов компаний-поставщиков и содержание профсоюзов работников отрасли.

Как обстоят дела в разных регионах и странах

Недавно проведенный анализ показал, что в России ярко выражено неравенство между регионами в вопросах тарифов на коммунальные услуги и доли оплаты этих услуг от общего дохода. Так, среднестатистическая российская семья тратит на них около ₽4,8 тыс. в месяц, при этом жители 47 субъектов отдают на эти цели более 10% от своих доходов. Но в Курганской области и Тыве платят менее ₽2,6 тыс. в месяц (это менее 7,5% от местного среднего семейного дохода), а в Магаданской области, Коми и на Чукотке платят больше ₽7,5 тыс., в районе 13% дохода. Лидер по размеру платы за коммунальные услуги — Камчатка, средняя семья здесь платит за услуги ЖКХ более ₽9 тыс. в месяц. Причин для подобного неравенства много, их можно разделить на естественные — вроде климатических и географических условий — и политические, играющие иногда не менее важную роль. К политическим можно отнести, например, готовность государства оплачивать долги граждан, чтобы повысить лояльность перед выборами.

В 2019 году по стране прокатилась волна просьб регионов о списании долгов за коммунальные услуги. Тренд задала Чеченская республика: долг ее жителей за газ в размере ₽9 млрд предлагалось признать «безнадежным к взысканию». Всего за месяц с аналогичными просьбами выступили еще 29 регионов страны. Упускать возможность облегчить хотя бы часть долговой нагрузки не хотел никто. Тем более, что с 2015 года долг за коммунальные услуги увеличился более чем в пять раз, со ₽136 млрд до ₽750 млрд (около 1,5% ВВП). Развивавшаяся четыре месяца ситуация разрешилась с отменой изначального постановления в Чеченской республике — долг списан не был.

История с долгами в России не уникальная, яркие примеры — Украина (где долг по ЖКХ составляет еще больший процент от ВВП), Прибалтика (где после вступления в Евросоюз резко подскочили тарифы и должником является чуть ли не каждый 10-й житель) и даже США: там в результате лавинообразного роста безработицы в начале сентября 2020 года под угрозой расторжения договоров энергоснабжения находились до 10% домохозяйств, а это около 34,5 млн человек в 14 штатах. Компании-поставщики планируют отключать электричество, чтобы сократить свои убытки, однако Конгресс намерен ввести мораторий на отключение. К чему приведет ситуация в долгосрочной перспективе — сказать сложно.

Коммунальные услуги как частный бизнес

Еще в 2010 году тогдашний Министр регионального развития Виктор Басаргин назвал причиной постоянного роста услуг ЖКХ «непоследовательность проведения реформ в жилищно-коммунальной сфере», и с тех пор в России были разработаны несколько стратегий для развития отрасли.

Самая актуальная из них, смотрящая на перспективу до 2035 года, подготовлена Минстроем РФ и сейчас активно обсуждается на разных уровнях власти. Стратегия предполагает повышение качества жилищных и коммунальных услуг по всем фронтам — энергоэффективность, синхронизацию развития территорий со схемами снабжения коммунальными ресурсами и градостроительной политикой, переход к управлению по фактическому состоянию, внедрение типовых решений для малых населенных пунктов и частных домов. Много впечатляющих и оптимистичных планов, но главный нерешенный до конца вопрос — сколько нужно денег и где их взять? Очевидный ответ — у частного бизнеса.

Алексей Макрушин, заместитель гендиректора «Российского экологического оператора»:

«Для инвестиций в сферу ЖКХ нужны понятные правила игры — долгосрочное тарифное регулирование, возможность защитить свои интересы в суде и гарантии того, что губернатор не может одним решением поменять весь бизнес компании. Частных компаний в отрасли уже очень много, а значит они видят возможность зарабатывать. И многие готовы вкладываться в модернизацию инфраструктуры для повышения эффективности».

Здесь возникает несколько проблем. Во-первых, сильно ограничена планка входа на рынке поставщиков услуг. Для небольших компаний заблокирован механизм модернизации — взять деньги на нее можно было бы, повысив тарифы, но региональные власти и ФАС могут повышение заблокировать или даже за него наказать. Поэтому для работы требуется или готовность инвестировать серьезные средства на старте и работать эффективно, или терять часть прибыли, используя старое оборудование и технологии. Яркий образ для таких ситуаций подобрал глава набсовета «Сообщества потребителей энергии» Александр Старченко:

«Это цементирование существующего технологического отставания российской энергетики от всего мира. Ближайшие 20 лет мы будем обречены использовать старые неэффективные технологии… вот у нас много паровозов, поэтому давайте мы будем модернизировать свою систему путем их ремонта. Паровозы уже больше нигде не используются, но мы будем их ремонтировать».

На рынке управляющих компаний перспективы шире. Во-первых, многие частные девелоперы в последние годы развивают свой управляющий бизнес, видя в нем более долгосрочный и устойчивый источник дохода. Во-вторых, стремительное развитие технологий открывает возможность независимым компаниям успешней конкурировать с традиционными государственными бюджетными организациями. Самое яркое явление — компания «Лига ЖКХ» Ильи Сотонина. Работая одновременно в двух направлениях — управление многоквартирными домами и внедрение облачных сервисов для жителей и управляющих компаний — фирма из Екатеринбурга стала агентом инноваций, показывающим возможность изменений не на картинках, а на практике.

Основатель «Лиги ЖКХ» Илья Сотонин:

«Когда управляющая компания связана с застройщиком, она может три-пять лет закрывать глаза на изначальные дефекты в инженерных конструкциях и конструктиве, обслуживание работает плохо. Когда жители потом захотят поменять управляющую компанию, окажется, что они должны платить за приведение коммуникаций в нормальный вид. У нас сейчас судов на 20-30 млн — пытаемся заставить компании выполнять их работу».

Прорыв в экономике вместо прорыва трубы

С 2018 года Россия живет в логике развития с упором на новые национальные проекты (2019–2024 годы). Цель их — экономический и технологический прорыв. Но нашлось ли место для коммунальной сферы в этом заряженном на успех плане? Проблемы отражены в некоторых проектах, например в «Экологии» и «Жилье и городской среде». Однако фокуса на проблемах ЖКХ в нацпроектах нет. Возможно, проблемы собираются решать сносом старых домов и строительством на их месте новых, как уже делают в Москве. Главный плюс этого подхода — он позволяет разобраться с проблемой устаревших сетей и вместе с домами обновить и всю локальную инфраструктуру ЖКХ. А это в перспективе — снижение объема регулярного обслуживания и ежегодного ремонта ветхих сетей.

Однако реновация — это долгий и дорогой процесс, для осуществления которого властям нужно кооперироваться с застройщиками. Помимо этого, реновация генерирует миллионы тонн строительных отходов, которые необходимо где-то утилизировать — а это новые свалки, а значит и новые конфликты.

Альтернативой может быть серьезный капитальный ремонт. Он сейчас осуществляется на средства специальных фондов, которые формируются за счет сборов с владельцев квартир.

Фонды бывают двух типов — для всех домов региона, или отдельные под каждый дом. Общие региональные деньги выделяются на самые старые дома в порядке очередности, а дома в связке со специальными фондами могут организовать ремонт самостоятельно. Главная проблема здесь в том, живущие в относительно «свежих» домах люди на серьезный ремонт с повышением энергоэффективности рассчитывать не могут — при работе с общими фондами им нужно десятилетиями ждать очереди, а при работе со специальными фондами также ждать накопления определенной суммы.

Эту ситуацию можно было бы изменить введением механизма капитального ремонта в кредит — договорившись между собой, жители могли бы оформить коллективный целевой заем на производство ремонта. Ежемесячные взносы продолжали бы собираться, но шли бы уже не в «общий котел» для оплаты кого-то сейчас и себя попозже, а в счет погашения кредита. Самое привлекательное здесь то, что это выгодно: если ремонт включает повышение энергоэффективности здания, то в холодное время года происходит экономия как минимум электричества и тепла. Так в одном из домов Барнаула в январе 2019 года был сделан энергоэффективный капремонт. Например, в квартире площадью 50 кв. м, несмотря на рост тарифа, жильцы уже в марте смогли сэкономить на отоплении 36% месячной платы.

Однако, эта простая схема так и остается непопулярной среди многоквартирников. Более того — с каждым годом растет число людей, которые никогда не слышали о возможности сделать такой ремонт при поддержке государства.

Анна Будникова, архитектор, сооснователь архитектурно-консалтинговой студии M-A SPACE:

«Парадокс в том, что обеспечить энергоэффективность многоквартирного или общественного здания проще и дешевле, чем индивидуального жилого дома. Чем больше само здание, тем дешевле комплекс энергоэффективных мероприятий. Два базовых мероприятия — утепление оболочки здания без тепловых мостов и система вентиляции с рекуперацией тепла могут обеспечить экономию на отоплении как минимум в два раза. В России имеет место быть и энергоэффективный дом с энергопотреблением около 25 кВт·ч/кв. м в год, что в пять раз меньше обычного.

В 2017 году был выдан Приказ Минстроя по требованиям к энергетической эффективности зданий, но он предъявляет самые минимальные требования. Поэтому мы, например, проектируем по немецкому стандарту, включающему требования к элементам здания, сопротивлению стен, обязательной системе вентиляции с рекуперацией тепла и многое другое».

Что будет дальше

Данные ВЦИОМ подтверждают, что самые активные действия в сфере ЖКХ россияне предпринимают именно с целью экономии — более 80% устанавливали энергосберегающие лампы или счетчики воды. Другими словами, механизмы экономии будут популярны и облегчат жизнь россиян, особенно на фоне смены поколений — дело за расширением набора решений и упрощением их использования. Помочь в этом могут активное просвещение и выход на рынок большого числа эффективных частных компаний. Однако, тяжесть накопленных долгов и колоссальное неравенство между регионами еще долго будут оставаться большой проблемой для государства — быстрых решений здесь просто не существует.

Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

ЖКХ
2331 интересуется