На днях промелькнули в СМИ публикации, что президент Молдавии Майя Санду в одном из своих выступлений выразила озабоченность с положением гагаузского языка – он, мол, находится на грани исчезновения и надо с этим что-то делать.
Мне стало интересно, с чего это вдруг власти Молдавии стали проявлять такое внимание к гагаузскому языку. Так что будем разбираться вместе.
После того как Молдавия стала независимой, Гагаузия вошла в ее состав на правах автономии (в это же время Приднестровская республика отделилась совсем).
Половина жителей Гагаузской автономиии – гагаузы: народ, близкий по происхождению туркам и азербайджанцам, но, в отличие от них, исповедующий христианство, причем христианство не какое-нибудь, а православие. Это в некоторой мере объясняет то, почему жители Гагаузии всегда симпатизировали России.
В то время как по всей Молдавии русский язык давно был изгнан из обращения, в Гагаузии он по-прежнему широко распространен и используется повсеместно. А раз жители знают русский язык, значит легко могут получать информацию из российских СМИ и поддаваться российскому влиянию.
Русский является одним из трех официальных языков Гагаузской автономии. Кроме него, официальными признаны молдавский и гагаузский язык. Однако в самой Гагаузии молдавский (или румынский, как его требуют сейчас называть) народ практически не знает и никто им не пользуется.
Что касается гагаузского языка, исчезающим он был признан только в 2010 году. В Гагаузии и законы соответствующие принимают, и всяческую поддержку ему оказывают, и продвигают везде – в культуре, в СМИ, в образовании.
Турция в этом принимает активное участие. Например, на турецкие деньги в Гагаузии была открыта библиотека, для которой турецкоязычный книжный фонд, я полагаю, тоже был предоставлен.
Тем не менее, все равно народ в повседневном общении предпочитает русский язык. И Майю Санду, сделавшую свое заявление, можно расценивать не как радетельницу о гагаузском языке, а как врага русского языка – пусть, мол, лучше все будет в Гагаузии говорить на гагаузском языке, чем на русском.
Вообще же у этого молдавского политика (у многих других тоже) очень недружелюбное отношение к Гагаузии и гагаузам. Особенно оно усложнилось после того, как Гагаузия попросила у России газ подешевле, когда вся Молдова собирается страдать вместе с Европой.
В Молдове стал обсуждаться вопрос о лишении Гагаузии автономного статуса. 2 октября должен состояться съезда депутатов всех уровней Гагаузии, участники которого будут просить защиты у гарантов автономии – России и Турции.
Как-то так.
Валашский – предок румынского языка
Русский язык в Туркменистане
Какие позиции занимает русский язык в современном мире?
#лингвистика #политика #русский язык #молдова #языковая ситуация #Gagauz language #Russian linguocide