Когда в каких-то странах борются с русским языком, это означает – борются с Россией, вносят свою лепту, чтобы Россию ослабить. Туда, откуда ушел русский язык, приходит английский. Запад начинает воздействовать на умы местных жителей, формируя в коллективном сознании образ России как врага. Умная мысль, нельзя не признаться.
И Россия в окружении врагов или, по крайней мере, недружественных стран не будет развиваться такими темпами, какими бы могла, и эти страны тоже будут топтаться на месте, а то и вовсе деградировать, мечтая, что «рулевые» Запада распахнут свои объятья и примут их в свои ряды.
Эта борьба особенно активизировалась после распада СССР. Поэтому защита русского языка, его продвижение за рубежом, пропаганда русского языка, утверждение его престижа должны быть одним из важнейших направлений государственной политики. Для этого необходимо выделять деньги, оказывать научную, методологическую поддержку, даже учителей русского языка отправлять на работу за границу. Системная работа нужна, каковой я что-то не наблюдаю.
Пока позиции русского языка еще довольно сильные, о чем свидетельствуют данные, приведенные недавно Евростатом. В Европе русский язык вошел в пятерку самых популярных для изучения языков. Впереди него английский, французский, немецкий и испанский. Русским владеют 2,7 процента европейцев.
Такую популярность русскому языку придают, вероятно, следующие факторы:
- Русский является официальным языком многих международных организаций, в том числе ООН.
- По количеству русскоязычных сайтов мы на втором месте в мире после англоязычных.
- По количеству научных статей на русском языке, опубликованных в международных базах Scopus и Web of Science – пятое место.
- Количество СМИ, выходящих на русском языке, превышает количество китайских, арабских и хиндиязычных СМИ (а сравните по количеству населения, например, Китай и Россию).
В государственной сфере русский язык по-прежнему используется в ряде постсоветских стран (откуда его очень хотят выдавить наши западные «друзья»). Высокий рейтинг у русского языка в Белоруссии, Киргизии и Казахстане. Совершенно вытеснили русский язык из общественно-политической жизни в Литве и Грузии (способствовало ли это соблюдению равных прав для всех граждан, как это должно быть в демократических странах, и вообще межнациональному согласию, мы обсуждать не будем).
Выявилась проблема, о которой я говорила в самом начале этой статьи:
На русском языке в постсоветских странах теперь учатся в два раза меньше детей, чем в 1991 году, – всего 19 процентов от общего числа учащихся (российские школьники не учитываются). Число русскоязычных студентов в вузах сократилось примерно в такой же пропорции. Лидеры антирусскости – Литва, Украина, Туркмения, Грузия и Армения.
Специалисты говорят, что в течение ближайших семи лет не останется специалистов, которые смогут готовить учителей русского языка в постсоветских странах.
Ситуация с русским языком пока терпимая, но это скорее происходит по инерции. Намечаются совсем другие тенденции.
Видимо, по этой причине на днях было предложено объявить 2023 год Годом русского языка на территории СНГ. Сейчас идет формирование плана мероприятий, который на сегодняшний день уже содержит 150 пунктов. Предполагается включить в него общегуманитарные, научно-образовательные и культурные мероприятия характера, а также подготовку и повышение квалификации педагогов-русистов, выявление и поддержку одаренных детей и молодежи в области русского языка, обучение граждан стран СНГ в российских вузах и др.
Это все очень хорошо, но такая работа, повторюсь, не должна делаться наскоками, ее нужно вести продуманно, планомерно, систематически, необходимо ставить конкретные цели и к ним стремиться, иначе все будет бесполезно.
Лингвоцид как часть геноцида на примере Латвии
Русский язык в Туркменистане
Чем русофобия отличается от других фобий?