Найти в Дзене

Палубный бомбардировщик «Бакэнир»

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

В июне 1952 г. английское Адмиралтейство разослано авиастроительным фирмам заказ ТТТ NA39 на новый самолет. Это было вызвано беспокойством ВМС страны по поводу строительства новых кораблей в Советском Союзе. В то время у пас было заложено и спущено на воду несколько крупных боевых кораблей. Великобритания, стараясь нейтрализовать эту мощь, и решилась на создание палубного ударного самолета. Новый самолет, атакуя корабли, должен был считаться с наличием на кораблях РЛС и зенитных ракет. Вот из этих соображений и появилась спецификация NA39. Самолет должен был лететь на высоте 60 м (ниже зоны видимости РЛС противника) и иметь большой внутренний отсек подвески вооружения. К тому же он должен был базироваться на существующих английских авианосцах.

Военным экспертам было предложено 12 различных проектов, наиболее перспективным был признан представленный фирмой «Блэкберн». Главный конструктор фирмы Барри Лэйт представил первоначальный проект 13.103. Это был огромный (по авианосным меркам) двухдвигательный самолет с поворотными соплами, с целью улучшения взлетно-посадочных характеристик. Но со временем проект удалось значительно улучшить, уменьшить габариты самолета. и рассчитывали повысить его несущие свойства за счет сдува пограничного слоя (СПС) крыла. Предполагаюсь отбирать воздух от компрессора двигателя и выдувать через тонкую шель вдоль всей передней кромки крыла. Для достижения высоких скоростей полета без форсажных камер применили «правило площадей». В этом англичанам помогли аэродинамические исследовательские работы американцев в NACA.

Нововведением также считалось крыло с переменной стреловидностью передней кромки и Т-образное оперение. За кабиной экипажа располагались вместительные топливные баки, под которыми и размещался бомбоотсек, способный вместить до 4 тонн. Кроме этого, необходимая нагрузка могла подвешиваться на четырех подкрыльевых пилонах. Учитывая условия полета у воды, требовалась повышенная прочность и жесткость конструкции самолета. Число деталей и, соответственно, число соединений было сведено к минимуму. Многометровые фрезерованные заготовки были изготовлены на станках, разработанных самой фирмой.

Конструкторам пришлось много повозиться с конструкцией бомбоотсека, стандартная кон­струкция не обеспечивала надежный сброс вооружения. Было найдено оригинальное реше­ние — бомбы кренились к нижней створке бомбоотсека, которая перед сбросом поворачива­лась вокруг продольной оси на 180°.

Так как проектируемый самолет был палубным, ему требовалась малая скорость посадки, а поскольку двигатели работали на полной тяге (для обеспечения работы системы СПС), нужны были мощные воздушные тормоза. Единственным местом их установки оставалась хвостовая часть фюзеляжа за оперением. Нашли особый способ их крепления и раскрытия, обеспечивавший не только отсутствие какого-либо влияния па полет, но и значительно уменьшивший (при полном раскрытии) длину самолета на стоянке. Также для уменьшения длины самолета на палубе авианосца откидывался носовой конус с РЛС.

В июле 1955 г. с фирмой был заключен контракт на постройку двух прототипов и назна­чен первый полет не позже апреля 1958 г. В марте 1958 г. самолет перевезли из завода г. Бро на аэродром в Бедфорд. К первому полету машину подготовили только 30 апреля. В этот день первая опытная машина, пилотируемая летчиком-испытателем Дэриком Уайтхэдом, совер­шила свой первый полет продолжительностью 39 минут. В августе к испытаниям присоеди­нилась вторая машина. После первых испытаний фирма получила новый контракт на по­стройку 18 предсерийных машин. Их должны были использовать в обширной программе раз­носторонних испытаний. 19 января 1960 г. летчик-испытатель Д. Уайтхэд совершил первую посадку на авианосец «Виктории». В августе 1960 г. военные присвоили самолету обозначе­ние «Бакэнир» S.1, а в марте 1961 г. была образована специальная эскадрилья 700Z для испы­таний и ознакомления с машиной. Испытания продолжались целых четыре года, в результате авиация флота получила недорогой и необычайно мощный самолет — настоящий «карман­ный линкор» воздуха. Ничего подобного в то время не было пи у соперников, ни у союзников.

Первые серийные машины стали поступать на флот в 1962 г. Было сформировано не­сколько боевых эскадрилий, которые базировались на авианосцах «Виктория» и «Игл». Авиа­носцы находились в дальних походах у берегов Африки. В тропиках при высокой темпера­туре воздуха мощности двигателей самолета для взлета с полным весом было явно недоста­точно. Пришлось взлетать с минимальным запасом топлива, получая остальное топливо сразу же после взлета от заправщика. Единственной страной, закупившей «Бакэниры», была ЮАР. В 1974 г. серийное производство самолетов закончилось, всего было выпущено 202 ма­шины. В марте 1991 г. все самолеты сняли с вооружения английских ВВС. Самолеты «Бакэ­нир» принимали участие в гражданской войне в Анголе 1974 г. и в боевых действиях в Пер­сидском заливе в 1991 г.

Самолет представляет собой моноплан со среднерасположенным стреловидным кры­лом, Т-образным хвостовым оперением и двумя двигателями. Стреловидность крыла в кор­невой части 40% в средней части 38,16° и на концах 30.12° по линии 25% хорд. Фюзеляж типа полумонокок, выполненный по правилу площадей. В концевой части фюзеляжа хвостовой конус расходится в стороны, образуя большой воздушный тормоз.