Дорогие друзья! Мы продолжаем рубрику «Не верь глазам своим» и снова ищем обманки в искусстве. Фраза «Не верь глазам своим» ― это часть афоризма Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона прочтёшь надпись „буйвол“, ― не верь глазам своим».
Обманки в искусстве ― это иллюзорные изображения, настолько виртуозно поданные зрителю, что он принимает их за реальность. Обманки играют с восприятием смотрящего, заставляя плоское казаться объёмным, близкое ― далёким, а неживое ― живым. В этом «обмане» есть одна важная особенность ― его можно раскрыть, стоит лишь присмотреться.
Несколько последних статей рубрики «Обманки в искусстве» мы посвятили имитациям предметов: мастера, используя различные материалы и техники, воспроизводили цветы и фрукты, насекомых и водных обитателей. Рукотворные создания часто были настолько правдоподобными, что отличить их от их прообраза было непросто. Но предметом имитации могли стать и произведения искусства, например, картины. Сегодня мы хотим рассказать вам об имитации графических произведений в тканях.
В искусстве ткачества удачно получалось имитировать гравюры. Вытканные на шелке, они во всех нюансах воспроизводили печатные оригиналы и даже тексты! Взгляните на тканые портреты Людовика XIV и Марии-Антуанетты.
Перед нами один из самых ранних примеров имитации техники резцовой гравюры на жаккардовом станке. Станок, созданный в 1804 году, позволял управлять отдельно каждой нитью или их небольшим объединением, создавать тонкие и сложные переплетения и, таким образом, имитировать картины. Портреты Людовика XVI и Марии-Антуанетты вытканы с использованием 3 350 нитей основы, и это при достаточно небольшом размере ― высота композиции около 18 сантиметров. Известно, что это произведение получило медаль от Академии Лиона и Первую медаль на выставке в Париже за ткачество Лиона, а сам король, Карл X, младший брат Людовика XVI, удостоил мастера аудиенции.
В изящных произведениях жаккардового ткачества в черно-серых тонах часто воспроизводились картины, рисунки, гравюры. Неудивительно, что был создан и портрет самого изобретателя жаккардового станка ― Жозефа Мари Жаккарда (1752―1834). Вытканный в конце 1830-х годов на шелке, он создает полное впечатление листа печатной резцовой гравюры.
Используя возможности жаккардового станка, в XIX веке создавались тканые репродукции многих известных картин. Примером может послужить тканая картина «Наполеон Бонапарт на перевале Сен-Бернар», созданная по живописному оригиналу французского художника Жака-Луи Давида (1748―1825).
Подобные тканые картины создавались и в России. Отечественная шелкоткацкая промышленность, зародившаяся в начале XVIII века, и уже на протяжении этого столетия достигла заметных успехов. Дальнейшее ее развитие в XIX веке выразилось в значительном увеличении как количества мануфактур, так и технического уровня производимых узорных тканей. Фабриканты являлись непременными участниками всех художественно-промышленных выставок начиная с 1829 года, на которых неоднократно отмечались исключительные достоинства русских шелковых тканей.
Тканые картины и портреты вошли ассортимент российских фабрик в середине XIX века. Их создание стало возможным благодаря высокому техническому уровню оснащения предприятий. При этом тканное изображение по изяществу рисунка и точности передачи деталей создавало полную иллюзию печатной гравюры.
Такие «картины» заключались в резные рамы и располагались на стенах галерей, гостиных, кабинетов. Ожидаемый эффект обмана достигался с большей вероятностью, когда подобные изделия размещались на определенном расстоянии от зрителя, не давая возможности вглядеться в технику исполнения.
Создавались искусные обманки и в технике вышивки, которая в XVIII―XIX веках была одним из основных видов дамского рукоделия. Вышивке обучали в дворянских семьях с детства ― многие часы досуга барышни посвящали этому кропотливому занятию. Образцами для вышивок могли служить как композиции собственного сочинения, так и репродукции художественных произведений. Использование черных шелковых нитей на светлом фоне позволяло создать изделия, очень похожие на гравюры и карандашные рисунки.
В качестве примера невероятно реалистичной обманки можно привести «Портрет Цицерона» из коллекции Государственного Эрмитажа. Вышивка, выполненная по белому газу черным и коричневым шелком, имитирует гравюру пунктиром и офортом. Профиль Цицерона, вероятно, был выполнен по сделанному неизвестным художником рисунку с античного бюста Цицерона, поскольку профильных гравюр с аналогичными портретами философа найти не удалось.
Вышивкой часто украшали и вещи личного обихода, например, кошельки и бумажники.
Бумажники «собственной работы» часто дарились на память друзьям, любимым и родственникам. «Как можно тех забыть, кто в сердце и кармане!» ― писал в стихотворении «Альбомы» Василий Андреевич Жуковский (1791―1852).
Среди разнообразных вышивок в коллекции Эрмитажа хранятся несколько особенных. Они созданы не только шелковыми нитями, но и необычным материалом ― волосом. В конце XVII ― начале XIX века употребление для этой цели человеческих волос различных оттенков было чрезвычайно популярно.
Ниже ― бумажник из белого атласа, на одной стороне которого черным и коричневым волосом в технике глади вышито артиллерийское оружие, на другой ― военные трофеи. Украшен вышивкой бумажник и внутри.
Использование такого непривычного для сегодняшних дней материала было связано с характерной для эпохи сентиментализма модой на сувениры в виде локонов любимых. Локоны могли помещаться в медальоны или кольца, из них даже сплетали браслеты. Поэтому неудивительно появление этого материала и в вышивках. Вот еще один пример бумажника, украшенного таким способом.
Создавались в подобной технике и полноценные картины, а для более точной имитации графики могли использовать тонировку ткани акварелью.
На овальном кусочке атласа шириной 30 сантиметров изображены руины и деревья. Тонкие переходы от темно-серого к более светлым тонам, придающие мягкость объема, имитация мелких, едва заметных штрихов сближают вышивку с произведениями графики, выполненными в технике офорта. Судя по надписи на обороте, вышивка выполнена в 1850 году. Композиция с руинами в духе романтизма явно навеяна произведениями XIX века. В нижней части справа можно увидеть подпись ― Julie Kraugen.
В завершении публикации предлагаем вам угадать, на какой из иллюстраций ниже вышивка, а на какой гравюра.