Найти тему
Государственный Эрмитаж

«Не верь глазам своим». Обманки в искусстве

Оглавление

Дорогие друзья! Мы продолжаем рубрику «Не верь глазам своим» и снова ищем обманки в искусстве. Фраза «Не верь глазам своим» это часть афоризма Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона прочтёшь надпись „буйвол“, не верь глазам своим».

Обманки в искусстве это иллюзорные изображения, настолько виртуозно поданные зрителю, что он принимает их за реальность. Обманки играют с восприятием смотрящего, заставляя плоское казаться объёмным, близкое далёким, а неживое живым. В этом «обмане» есть одна важная особенность его можно раскрыть, стоит лишь присмотреться.

Несколько последних статей рубрики «Обманки в искусстве» мы посвятили имитациям предметов: мастера, используя различные материалы и техники, воспроизводили цветы и фрукты, насекомых и водных обитателей. Рукотворные создания часто были настолько правдоподобными, что отличить их от их прообраза было непросто. Но предметом имитации могли стать и произведения искусства, например, картины. Сегодня мы хотим рассказать вам об имитации графических произведений в тканях.

В искусстве ткачества удачно получалось имитировать гравюры. Вытканные на шелке, они во всех нюансах воспроизводили печатные оригиналы и даже тексты! Взгляните на тканые портреты Людовика XIV и Марии-Антуанетты.

Тканые портреты Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Франция, 1827 год. Государственный Эрмитаж
Тканые портреты Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Франция, 1827 год. Государственный Эрмитаж

Перед нами один из самых ранних примеров имитации техники резцовой гравюры на жаккардовом станке. Станок, созданный в 1804 году, позволял управлять отдельно каждой нитью или их небольшим объединением, создавать тонкие и сложные переплетения и, таким образом, имитировать картины. Портреты Людовика XVI и Марии-Антуанетты вытканы с использованием 3 350 нитей основы, и это при достаточно небольшом размере ― высота композиции около 18 сантиметров. Известно, что это произведение получило медаль от Академии Лиона и Первую медаль на выставке в Париже за ткачество Лиона, а сам король, Карл X, младший брат Людовика XVI, удостоил мастера аудиенции.

В изящных произведениях жаккардового ткачества в черно-серых тонах часто воспроизводились картины, рисунки, гравюры. Неудивительно, что был создан и портрет самого изобретателя жаккардового станка ― Жозефа Мари Жаккарда (1752―1834). Вытканный в конце 1830-х годов на шелке, он создает полное впечатление листа печатной резцовой гравюры.

Тканый портрет Жозефа Мари Жаккарда. Франция, Лион, после 1839 года. Государственный Эрмитаж
Тканый портрет Жозефа Мари Жаккарда. Франция, Лион, после 1839 года. Государственный Эрмитаж

Используя возможности жаккардового станка, в XIX веке создавались тканые репродукции многих известных картин. Примером может послужить тканая картина «Наполеон Бонапарт на перевале Сен-Бернар», созданная по живописному оригиналу французского художника Жака-Луи Давида (1748―1825).

Тканая картина «Наполеон Бонапарт на перевале Сен-Бернар». Франция, Сен-Этьен, 1840―1870-е годы. Государственный Эрмитаж
Тканая картина «Наполеон Бонапарт на перевале Сен-Бернар». Франция, Сен-Этьен, 1840―1870-е годы. Государственный Эрмитаж

Подобные тканые картины создавались и в России. Отечественная шелкоткацкая промышленность, зародившаяся в начале XVIII века, и уже на протяжении этого столетия достигла заметных успехов. Дальнейшее ее развитие в XIX веке выразилось в значительном увеличении как количества мануфактур, так и технического уровня производимых узорных тканей. Фабриканты являлись непременными участниками всех художественно-промышленных выставок начиная с 1829 года, на которых неоднократно отмечались исключительные достоинства русских шелковых тканей.

Тканые картины и портреты вошли ассортимент российских фабрик в середине XIX века. Их создание стало возможным благодаря высокому техническому уровню оснащения предприятий. При этом тканное изображение по изяществу рисунка и точности передачи деталей создавало полную иллюзию печатной гравюры.

Тканная картина «Петр I в Саардаме на корабельной верфи». Россия, 1872 год. Государственный Эрмитаж
Тканная картина «Петр I в Саардаме на корабельной верфи». Россия, 1872 год. Государственный Эрмитаж

Такие «картины» заключались в резные рамы и располагались на стенах галерей, гостиных, кабинетов. Ожидаемый эффект обмана достигался с большей вероятностью, когда подобные изделия размещались на определенном расстоянии от зрителя, не давая возможности вглядеться в технику исполнения.

Создавались искусные обманки и в технике вышивки, которая в XVIII―XIX веках была одним из основных видов дамского рукоделия. Вышивке обучали в дворянских семьях с детства ― многие часы досуга барышни посвящали этому кропотливому занятию. Образцами для вышивок могли служить как композиции собственного сочинения, так и репродукции художественных произведений. Использование черных шелковых нитей на светлом фоне позволяло создать изделия, очень похожие на гравюры и карандашные рисунки.

В качестве примера невероятно реалистичной обманки можно привести «Портрет Цицерона» из коллекции Государственного Эрмитажа. Вышивка, выполненная по белому газу черным и коричневым шелком, имитирует гравюру пунктиром и офортом. Профиль Цицерона, вероятно, был выполнен по сделанному неизвестным художником рисунку с античного бюста Цицерона, поскольку профильных гравюр с аналогичными портретами философа найти не удалось.

Вышивка «Портрет Цицерона». Россия, 1806 год. Государственный Эрмитаж
Вышивка «Портрет Цицерона». Россия, 1806 год. Государственный Эрмитаж

Вышивкой часто украшали и вещи личного обихода, например, кошельки и бумажники.

Бумажники «собственной работы» часто дарились на память друзьям, любимым и родственникам. «Как можно тех забыть, кто в сердце и кармане!» ― писал в стихотворении «Альбомы» Василий Андреевич Жуковский (1791―1852).

Среди разнообразных вышивок в коллекции Эрмитажа хранятся несколько особенных. Они созданы не только шелковыми нитями, но и необычным материалом ― волосом. В конце XVII ― начале XIX века употребление для этой цели человеческих волос различных оттенков было чрезвычайно популярно.

Ниже ― бумажник из белого атласа, на одной стороне которого черным и коричневым волосом в технике глади вышито артиллерийское оружие, на другой ― военные трофеи. Украшен вышивкой бумажник и внутри.

Использование такого непривычного для сегодняшних дней материала было связано с характерной для эпохи сентиментализма модой на сувениры в виде локонов любимых. Локоны могли помещаться в медальоны или кольца, из них даже сплетали браслеты. Поэтому неудивительно появление этого материала и в вышивках. Вот еще один пример бумажника, украшенного таким способом.

Вышитый бумажник. Россия, 1800-1810 годы. Государственный Эрмитаж
Вышитый бумажник. Россия, 1800-1810 годы. Государственный Эрмитаж

Создавались в подобной технике и полноценные картины, а для более точной имитации графики могли использовать тонировку ткани акварелью.

На овальном кусочке атласа шириной 30 сантиметров изображены руины и деревья. Тонкие переходы от темно-серого к более светлым тонам, придающие мягкость объема, имитация мелких, едва заметных штрихов сближают вышивку с произведениями графики, выполненными в технике офорта. Судя по надписи на обороте, вышивка выполнена в 1850 году. Композиция с руинами в духе романтизма явно навеяна произведениями XIX века. В нижней части справа можно увидеть подпись ― Julie Kraugen.

Вышивка с изображением пейзажа с руинами. Западная Европа, первая половина XIX века. Государственный Эрмитаж
Вышивка с изображением пейзажа с руинами. Западная Европа, первая половина XIX века. Государственный Эрмитаж

В завершении публикации предлагаем вам угадать, на какой из иллюстраций ниже вышивка, а на какой гравюра.

Иллюстрация 1
Иллюстрация 1
Иллюстрация 2
Иллюстрация 2

Ждем ваших ответов в комментариях!