Найти тему
Молодость в сапогах

Мобилизация в 1941 году. Часть 1.

Материала много, так что будет несколько частей. Ни на что не намекаем, это просто подборка документов по теме с минимумом авторских комментариев. Если же у кого-то возникнут некие ассоциации с текущим моментом, чтож, думать всегда полезно, пока не начал действовать, конечно.

Начать хотелось бы вот с такой путанной записки от 29 июня 1941 года.

Рапорты. Дата создания документа: 29.06.1941 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 858, Опись: 1, Дело: 105, Лист начала документа в деле: 16. Авторы документа: 30 ВПО, военный техник 1 ранга Сухинин В. М.
Рапорты. Дата создания документа: 29.06.1941 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 858, Опись: 1, Дело: 105, Лист начала документа в деле: 16. Авторы документа: 30 ВПО, военный техник 1 ранга Сухинин В. М.

Это рапорт некоего воентехника 1-го ранга, подписанный им "за командира 30 ВПО", начальнику артиллерии 19-го стрелкового корпуса.

ВПО - это воздухоплавательный отряд, имевший на вооружении аэростаты наблюдения (были еще аэростаты заграждения), отсюда и странные наименования должностей "воздухоплаватель старший", "воздухоплаватель младший" и т.п.

Подробней об этой малоизвестной большинству читателей службе мы писали в следующих публикациях на канале:

Аэростаты в Великой Отечественной войне.
Применение аэростатов заграждения в Великой Отечественной войне. Факты и документы.

Воентехник попутал немного строки, так что не вполне понятно, что имелось в виду на первый взгляд.

Но мы переведем.

Люди (так в тексте), которые по мобилизации должны были прибыть в отряд для доукомплектования, направлены в военкоматы, а не в отряды, штатов и табелей военного времени нет, даже по штатам мирного времени 30-й ВПО имеет некомплект 6 человек.

Увы, неразбериха первых дней войны при наличии вроде бы тщательно разработанного во всех деталях плана мобилизационных мероприятий создала проблем не меньше, чем вражеские диверсанты.

Вот еще пример.

Как известно, химическое оружие во Второй Мировой массово не применялось, но к такому варианту ведения боевых действий готовились, отслеживая разведпризнаки подготовки противника к химической войне - в документах военного времени это прослеживается постоянно. А уж в предвоенные годы тема отражения газовой атаки и вовсе была непременным атрибутом учений и занятий - как в войсках, так и в различных военизированных формированиях.

И вот, июль 1941 года, Южный фронт. Сформированный в марте того же года 48-й стрелковый корпус отходит от линии госграницы под натиском немецких войск, сменивших румынские. От командования получен приказ перейти в наступление и разгромить балтинско-кодымскую группировку противника.

При этом противогазов и других средств защиты просто катастрофически не хватает. Отмобилизованные части корпуса их вообще не получили. В результате передовые подразделения обеспечены средставми химзащиты на 35-40%, артиллерия - на 5-10%. Примени противник в этот момент отравляющие вещества, корпус бы просто перестал существовать как боеспособное соединение.

Рапорты. Дата создания документа: 23.07.1941 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 931, Опись: 0000001, Дело: 0001, Лист начала документа в деле: 69. Авторы документа: 48 ск, майор Рыбальченко.
Рапорты. Дата создания документа: 23.07.1941 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 931, Опись: 0000001, Дело: 0001, Лист начала документа в деле: 69. Авторы документа: 48 ск, майор Рыбальченко.

За месяц боевых действий соответствующие структуры 9-й Армии так и не сумели обеспечить противогазами (некомплект 6000 штук) 48-й СК явно не из-за халатности, а по причине уже упомянутой неразберихи и сумятицы, когда склады бросались при отступлении или уничтожались противником, снабжение нарушалось, а автотранспорт, предусмотренный моб.планом, следовало изъять из народного хозяйства с территорий, где уже хозяйничал враг.

И тем не менее Красная Армия сражалась. И наносила противнику чувствительные удары. Переход от неповоротливых структур мирного времени к отлаженному механизму воюющей армии всегда давался нелегко, во всяком случае, в России. Многое так и оставалось на бумаге, в планах и отчетах, написанных для сохранения собственных должностей, а то и голов, в надежде, что "потом исправим". И стандартно для исправления не хватало времени.

Однако, уже зимой 1941 враг был остановлен по всему фронту, а Красная Армия одержала первые, самые тяжелые победы.

Этот период истории нашей страны мазали грязью годами, даже десятилетиями. Увеличивая масштаб поражений и приуменьшая результаты ответных ударов наших войск. Мы много времени потратили на то, чтобы читатель по документам мог представить себе реальную картину тех событий. Добавим еще один штрих.

Уже в августе 1941 года приказом Народного комиссара обороны были введены дополнительные стимулы для санитаров, выносящих раненных с поля боя. Так за 15 человек вынесенных раненных с личным оружием санитара полагалось представить к награждению медалью "За боевые заслуги" или "За отвагу", за 25 раненых - к награждению орденом Красной звезды, за 40 - к Ордену Красного Знамени, за 80 - к Ордену Ленина.

Вот так заботилась страна о своих солдатах, вот так ценила тяжкий труд военных медиков. Ссылку на приказ см. ниже.

Приказ Народного комиссара обороны СССР.

Переговоры. № документа: 281, Дата создания документа: 23.08.1941 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 229, Опись: 161, Дело: 1, Лист начала документа в деле: 169.
Авторы документа: Народный комиссар обороны Сталин И.

Продолжение следует.