Найти тему
ПоУшиВКино

“Думаю, как всё закончить” (2020): О конце света сложными словами

Оглавление

I’m Thinking of Ending Things – это киноадаптация от режиссёра Чарли Кауфмана одноимённого романа канадского писателя Иэна Рида. Писатель работал над романом три года, а идея появилась в его голове и того раньше. Сюжет вдохновлён его детством на ферме в Онтарио и долгими путешествиями по дорогам Канады в полной темноте.

Вариант постера к фильму “Думаю, как всё закончить”. Он выполнен в стиле живописной картины. Это имеет смысл, поскольку помимо поэтов и критиков, в фильме упоминается и живопись, в кадре появляются картины Ральфа Альберта Блэкока (Ralph Albert Blakelock). Правда сначала Люси показывает в своём телефоне будто бы свои работы, она говорит, как рисует и что стремится наделить свои картины светом. Блэкок рисовал пейзажи в цвете или подёрнутые туманом. Он был представителем художественного движения тонализм (Tonalism). И потом, Люси на этом постере сидит на стуле и похожа на старушку - это отсылает к сцене с матерью Джейка, которую тот кормит с ложечки.
Вариант постера к фильму “Думаю, как всё закончить”. Он выполнен в стиле живописной картины. Это имеет смысл, поскольку помимо поэтов и критиков, в фильме упоминается и живопись, в кадре появляются картины Ральфа Альберта Блэкока (Ralph Albert Blakelock). Правда сначала Люси показывает в своём телефоне будто бы свои работы, она говорит, как рисует и что стремится наделить свои картины светом. Блэкок рисовал пейзажи в цвете или подёрнутые туманом. Он был представителем художественного движения тонализм (Tonalism). И потом, Люси на этом постере сидит на стуле и похожа на старушку - это отсылает к сцене с матерью Джейка, которую тот кормит с ложечки.

Финал своего романа он нарочно оставил открытым для интерпретаций, он рад, когда у читателей появляются свои версии и трактовки. Получается, совершенно логично, что у Чарли Кауфмана в сценарии появился свой вариант концовки. Это “подсказано” внутренними пожеланиями самого писателя.

Что происходит в фильме

Люси и Джейк отправляются в его дом детства, ферму в сельской местности, на которой он вырос. Джейк хочет познакомить подругу со своими родителями, как ему кажется, это логичное продолжение их отношений. Снаружи Люси выглядит радостной, но внутри её мучают сомнения о правильности её поступка. Она сомневается, что нужно знакомиться с родителями Джейка. И вообще, она думает, как ей всё закончить.

Различие фильма и романа

В романе у девушки Джейка нет имени. В фильме ей дали имя Люси (Эймс, Лючия, Луиза).

Во второй части фильма, в эпизоде со школой изменили сюжетную линию. В книге девушка, оказавшись в пустых коридорах школы, вновь переживает травмирующий детский опыт, когда сосед навещал её мать и угрожал забрать её. Девушка и Джейк вместе оказываются в одном шкафу. Она обнаруживает, что она и Джейк – это один и тот же человек. В этот момент уже Джейк становится рассказчиком. Их обнаруживает уборщик, вручает ей железную вешалку. Она убивает себя этой вешалкой, ударив в шею.

В фильме Люси и Джейк видят себя со стороны совсем другими людьми, которые танцуют в пустом коридоре. Девушка словно пытается убежать, но противоречиво снова прыгает в объятия парня. В спортзале разыгрывается драматическая сцена между уборщиком и парнем. В драке уборщик убивает парня ножом, тот падает на пол и истекает кровью. Его тело покрывается падающим сверху снегом, который сметает бесстрастный уборщик. А после этого уборщик обнаруживает себя голым в автомобиле. Из окна он видит свинью, которая лежит на земле, и весь её бок кишит личинками. Уборщик следует за свиньёй в школу, свинья говорит, что ему пора одеться.

В книге выясняется, что Джейк бросил колледж. Он был замкнутым и работал в школе уборщиком. Вместо общения с людьми он проводил время, делая записи в многочисленных блокнотах. В фильме показана его выдуманная жизнь, которую он придумал, но не прожил. Но это тот случай, когда непрожитая жизнь похожа на настоящую страшную драму.

Мои впечатления от фильма

Однажды в институте однокурсница принесла в аудиторию видеокассету с фильмом “Помни” (Memento Кристофера Нолана). Она сказала, что фильм классный, но пьяным его лучше не смотреть. И тогда, и сейчас эта её характеристика меня по-доброму смешит. Фильм правда такой – классный и интересный, сложно построенный, но за его развитием увлекательно следить, будучи в твёрдой памяти.

Про "Думаю, как всё закончить" (I’m Thinking of Ending Things) я могу сказать, что пьяным его тоже лучше не смотреть. Так и хочется добавить, что достаточно того, что он уже снят словно пьяным, но это будет слишком.

Этот фильм требует внимания, концентрации, потому что представляет собой сюрреалистическую фантасмогорию. С одной стороны, её можно трактовать как мучения человека, который не умеет говорить “Нет”, потому что боится обидеть. Потому человек всегда говорит “Да” и страдает, находясь рядом с тем, кто ему не нравится. Страдания меняют облик человека с цветущего на усталый, силы уходят на поиск выхода из тупика, а не на созидание и новые будоражащие сознание положительные опыты.

С другой стороны, это завуалированная метафора конца света, потому что фразы Люси по большей части сводятся к заключению, что она думает, как со всем этим покончить (поездками к родителям, разговорами, помогающими скоротать время, философскими рассуждениями и так далее). И легко парящие над героями снежинки напоминают о частицах вселенной после большого взрыва, когда остаётся только пустота, и уже ни о чём думать не надо.

Фильм снят в словно поблекших тонах, его цветовая палитра не отличается яркостью и насыщенностью. Смазанная картинка подходит по общему смыслу фильма: действующие лица и декорации сливаются воедино, чтобы создать потусторонний мир замудоханных внутренними противоречиями людей.

Меня даже не удивило упоминание писателя Дэвида Фостера Уоллеса. Его рассуждения очень точно вписываются в сложную структуру этого фильма, а грустная кончина словно подсказывает ответ для разрешения терзаний главных героев. Уоллес покончил с собой, не справившись с депрессией, от которой страдал последние двадцать лет своей жизни. В фильме иллюстрируется нездоровая атмосфера отчего дома Джейка. Он стесняется своих родителей, им некомфортно вместе. Джейк заметно нервничает в их присутствии, а родители изо всех сил стараются выглядеть “нормально”, всё больше вводя в ужас гостью. Весь ужас осознаётся, когда понимаешь, что у родителей даже нет имён, что подчёркивает отстранённость всех членов семьи друг от друга. Люси наблюдает за этим семейным портретом, и её можно на мгновение понять, почему она хочет со всем покончить.

Этот фильм напоминает драму Филипа Грёнинга “Жена полицейского” (Die Frau des Polizisten, 2013). У Кристины и Уве есть дочь Клара, ей четыре года. Уве – полицейский, Кристина – домохозяйка, её забота – это дочка и ожидание мужа с работы. Сначала режиссёр показывает обычные семейные радости в виде трогательных встреч с работы, флирта и посадки цветов в домашнем садике, а потом раскрывает нелицеприятную тайну. Уве бъёт свою жену, а она терпит. Дочь видит синяки на теле матери, а Уве лжёт, что это такая болезнь у матери. Повествование в фильме перемежается со сценами, в которых старый мужчина в полном одиночестве либо стоит на улице и на него падают снежинки, либо готовит себе еду на маленькой кухоньке, либо безмолвно смотрит в окно. В фильме Грёнинга этот старец словно отображает будущее Уве без жены и дочери, который расплатился за своё отношение к семье.

У Чарли Кауфмана словно бы показывается начало отношений (которых не показал Грёнинг), впереди у которых на горизонте брезжит именно такая развязка, если всё не закончить заранее, если всё же не найти в себе силы остановить поезд, который принесёт к раздражению, взаимным упрёкам, ссорам и рукоприкладству. И если уже несколько месяцев отношений доставляют столько мучений и провоцируют ворох неприятных самокопаний, то уж точно стоит задуматься, как скорее это всё закончить. Чтобы не доводить до продумывания плана, как уничтожить всю планету. Тем более предпосылки к тому, что Люси может превратиться в невидимку в фильме показаны. Она одета в платье, принт которого повторяет рисунок обоев в столовой родительского дома Джейка. Её сажают на фон этой стены, с которой она сливается. Это художественное отображение того, что её не воспринимают самостоятельной личностью, она исполняет роль того, кто станет частью Джейка.

Также есть сцена, когда мать Джейка раскрывает свой характер (я люблю всё контролировать, а сын весь в меня). Более того, в разговорах Люси называют разными именами – Эймс, Луиза, Лючия. С одной стороны, это отыгрывание галлюциногенного подтекста фильма, будто зритель погружается в сон и сюжет прыгает от одного к другому, а с другой стороны, это также подтверждает потребительское отношение к человеку, когда от него требуется только выполнение конкретной задачи, а как его зовут и чем он занимается, уже не важно. С такими звоночками у Люси нет шансов на здоровое развитие своей личности и счастливый брак. "Прогноз погоды" неблагоприятный – тотальный контроль и полное слияние с личностью партнёра.

Интересные факты о фильме

В титрах актриса Джесси Бакли, исполнившая роль Люси, указана как "Young Woman" (молодая женщина). Это отсылка к первоисточнику, где у героини и вовсе нет имени. В фильме Люси - то Лючия в одних сценах, то Луиза в других, то Эймс в третьих, её имя меняется вместе с профессией. Она то поэтесса, то художница, то квантовый физик, то неизвестная девушка, чьим именем её называет Джейк в автомобиле.

Пока Люси ждёт приезда Джейка, чтобы отправиться в гости к родителям, появляется краткое включение с неким уборщиком, наблюдающим за Люси через окно. Во-первых, это придаёт фильму оттенок ужаса. Во-вторых, именно этот седовласый вуайерист и натолкнул меня на гипотезу о драме Грёнинга.

В фильме "Думаю, как всё закончить" есть сюрреалистичное вкрапление – это фильм в фильме режиссёра Роберта Земекиса. Этот вымышленный фильм Земекиса, он воспроизводится по телевизору, в сознании персонажей и, в конечном счете, в сюжете самого фильма. Это словно авторский росчерк Чарли Кауфмана, чьи фильмы часто структурно сложно составлены и даже сбивают с толку.

Включение в фильм другого фильма, вымышленная история внутри фантасмагории. Red Line Diner, кстати, единственное, что реально во всей этой связке. Если у Земекиса нет такого фильма, если просмотр его фильма в фильме - это всего лишь действие в сознании, а уборщик в "Думаю, как всё закончить" является странным элементом-потусторонним для основного действия, то Red Line Diner существует на самом деле - в Нью-Йорке, 588 ROUTE 9, FISHKILL
Включение в фильм другого фильма, вымышленная история внутри фантасмагории. Red Line Diner, кстати, единственное, что реально во всей этой связке. Если у Земекиса нет такого фильма, если просмотр его фильма в фильме - это всего лишь действие в сознании, а уборщик в "Думаю, как всё закончить" является странным элементом-потусторонним для основного действия, то Red Line Diner существует на самом деле - в Нью-Йорке, 588 ROUTE 9, FISHKILL

По пути на ферму Люси читает стихотворение, которое называет своим. Она ломает четвёртую стену, обращаясь к зрителям, но это лишь очередная обманка, это опять заигрывания Чарли Кауфмана со структурой. Люси, Луиза, Лючия на самом деле читает стихотворение The onslaught of identical days поэтессы Eva H.D. из книги Rotten Perfect Mouth. Это становится понятно уже в доме Джейка, когда она оказывается в его детской спальне. Книга лежит открытая на странице со стихотворением: “Возвращаться домой ужасно, и не важно, облизывает ли тебе лицо пёс…” Эта подмена авторства подтверждает сюрреализм происходящего, то, что это игры разума, который работает так лихорадочно, что начинает выдавать чужое за своё.

На книжной полке Джейка лежит и книга с эссе кинокритика Полин Кейл (Pauline Kael). А в сцене с возвращением домой Люси цитирует фрагмент эссэ о фильме “Женщины под влиянием” (A Woman Under The Influence 1974 года) из этой книги. Это тоже пример присвоения чужого себе. Люси говорит мысли о фильме словно они её собственные, что ещё больше делает фильм иллюзорным, фантасмагоричным и потусторонним. Но также сюжет фильма помогает хоть как-то объяснить состояние Люси. По сюжету “Женщины под влиянием” главная героиня Мэйбл не уверена в себе, а муж всеми силами старается сохранить брак, несмотря на выходки супруги и плохие отношения.

На площадке у средней школы есть сцена, когда сверху снят автомобиль на покрытой снегом и льдом парковке. Это выглядит, как кадр из фильма "Вечного сияния чистого разума" (Eternal Sunshine of the Spotless Mind, 2004), когда пара главных героев лежала на поверхности замёрзшего озера. Эта отсылка может подразумевать и то, что продолжение отношений приведёт Люси к решению стереть память об отношениях с Джейком, если она с ним останется. Так было в драме с Кейт Уинслет и Джимом Керри. Интересно то, что в "Вечном сияния чистого разума" снималась Кирстен Данст, супруга Джесси Племонса, который в "Я думаю, как всё закончить" (I’m Thinking of Ending Things) играет Джейка.

В начале фильма Джейк упоминает имя поэта Уильяма Уордсворта (William Wordsworth). Сборник его стихов есть на той же полке с эссе Полин Кейл в комнате Джейка. Он говорит, что поэт много своих стихов посвятил девушке по имени Люси. В этой сцене объясняется, почему героине дали именно такое имя – это поэтично, а истории о любви – несчастной или счастливой – обладают поэтическим налётом. И также это подтверждает уровень эрудиции Люси и Джейка, потому что на протяжении всего фильма в своих диалогах они обмениваются цитатами и именами представителей разных сфер. По сути, с имени Уордсворта начинается их диалог, и он задаёт тон их общению.

Словом, этот фильм состоит из большого количества элементов, которые составляют лихорадочный сон, который потом трудно пересказать. Если рассматривать "Думаю, как всё закончить" (I’m Thinking of Ending Things) с точки зрения структуры повествования нерасказываемого, то это супер. А если не хочется заморачиваться, то лучше этот фильм пропустить.

***

Кадры с упоминанием картин:

***

Разбор фильма "Жена полицейского", который я упоминала в тексте:

Ссылка на фильм "Конец тура" о Дэвиде Фостере Уоллесе, который упоминается в фильме Чарли Кауфмана: