С чего все началось
В 80-х в СССР возникла потребность в увеличении мощности противотанковой артиллерии. Существующие 100 мм орудия типа "Рапира" уже не отвечали требованиям.
Результатом последующих исследовательских работ стала буксируемая 125 мм пушка "Спрут-Б". И чтобы дважды не вставать, советские конструкторы начали работы по созданию самоходного варианта "Спрут-СД".
Гаубица под куполом парашюта
В "Спрут-СД" реализована сложная задача — прикрутить мощное таковое 125 мм орудие на шасси лёгкой техники. Но задача была выполнена. Этот успех подтолкнул к следующей мысли — а почему бы не провести подобную работу, но же с гаубичной артиллерией?
Были начаты научно-исследовательские работы под названием "Вика". Цель — установить на легкое шасси 152 мм пушку-гаубицу. В качестве шасси было выбран Объект 934 "Судья". Результатом стало появление опытной авиадесантируемой самоходки:
✅Масса машины - 18 тонн
✅Орудие - 2А33 ( оно же Д-20)
✅Длина ствола - 39 клб
✅Дальность стрельбы - 17.5 км
➖➖➖
Казалось бы. Уже это решение, даже по современным меркам, серьёзное достижение. Но в СССР в 80-х годах мощь пушки Д-20 считали недостаточной. Даже для ВДВ. И возникла ещё более смелая задумка — установить на легкое шасси орудие 2А37 типа "Гиацинт".
Это тяжёлое орудие с сильной отдачей. Но и тут успех был за советскими конструкторами.
➖➖➖
✅Орудие - 2А37
✅Длина ствола - 47 клб
✅Дальность стрельбы ОФС - 28.5 км
✅Дальность АРС - 33.5 км
Опыты показали, что стрельба возможна не только при положении ствола вдоль оси машины. Но и поперёк. И даже прямой наводкой. Во всех случаях нагрузка при отдаче не превышала допустимую.
Итог
Описанная выше техника создавалась на исходе 80-х годов. Пройдет еще немного времени, и страна, создававшая подобные машины, прекратит свое существование.
"Спрут-СД", с которого начиналась статья, прождал своего часа более 20 лет. И был принят на вооружении совсем недавно.
А лёгкая авиадесантируемая артиллерия так и осталась в виде проектов.