Найти в Дзене
Эстетика бонсай

История появления бонсай. Ранний период

Оглавление



Считается, что искусство бонсай (яп. 盆栽) родилось в Японии. Но известно, что еще в древнем Египте занимались выращиванием растений и деревьев в цветочных горшках.

Ю. Белочкина. Ландшафтный дизайн. Харьков, «Фолио», 2006 г.  
Источник: https://bookree.org/reader?file=595913&pg=5
Ю. Белочкина. Ландшафтный дизайн. Харьков, «Фолио», 2006 г. Источник: https://bookree.org/reader?file=595913&pg=5

Подобные версии искусства существуют и в других культурах, включая миниатюрные живые пейзажи вьетнамского хон нон бо (Hán Nôn Bộ: 丸𡽫部).

Hòn Non Bộ в пруду дворца Diên Thọ в имперском городе Huế (Вьетнам) 
Источник: https://www.wikiwand.com/en/Hòn_non_bộ
Hòn Non Bộ в пруду дворца Diên Thọ в имперском городе Huế (Вьетнам) Источник: https://www.wikiwand.com/en/Hòn_non_bộ
Современная композиция в стиле Hán Nôn Bộ. 
Источник: http://www.soblakami.ru/derevo-bonsay
Современная композиция в стиле Hán Nôn Bộ. Источник: http://www.soblakami.ru/derevo-bonsay

В действительности родина этого искусства — Китай. Бонсай является японской версией традиционного китайского искусства пэньцзин (penjing, кит. 盆景). Название пишется двумя иероглифами, обозначающими сочетание слов керамическая плошка и дерево. Пэньцзин - это пейзажи в небольших горшках. Эти композиции имитируют формы реальных естественных ландшафтов. В отличие от пэньцзин бонсай берет в основу композиции сами маленькие деревья, лучшие образцы которых повторяют форму их полномасштабных собратьев.

Точные даты возникновения пэньцзин неизвестны.

Существует легенда: более двух тысяч лет назад первый китайский император Цинь Шихуанди (впоследствии обладатель знаменитой терракотовой армии) захотел побольше узнать о своей стране. Побывать во всех уголках Поднебесной он не мог. Поэтому из столицы было направлено множество образованных людей во все провинции Китая для того, чтобы изучить местные условия и достопримечательности, а затем изобразить их в миниатюре в виде макетов. Общая композиция должна была демонстрировать в уменьшенном масштабе горы, реки, дома, мосты, скот и даже людей. У своего дворца император велел подготовить огромную мраморную площадку, напоминающую своими очертаниями карту страны. Приказ императора был в точности исполнен. На этом огромном стенде и были размещены привезенные из провинций пейзажи. Периодически их обновляли, внося сезонные коррективы.

Первый Император Китая Цинь Шихуанди (259 до н. э.—210 до н. э., правил с 246 г. до н.э.) 
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=58edsmy4h88
Первый Император Китая Цинь Шихуанди (259 до н. э.—210 до н. э., правил с 246 г. до н.э.) Источник: https://www.youtube.com/watch?v=58edsmy4h88

Создание рукотворных пейзажей вошло в моду, и спустя некоторое время собственные, не столь масштабные, как у императора пэньцзин с изображением местных достопримечательностей – гор, рек, равнин - появились в домах чиновников, ученых, богатых купцов. Часто они создавались на небольших подносах или чашах. Со временем в композиции стали включать специально уменьшенные натуральные деревья, мох, другие растения. Вот тогда и возникло название «пэньцзин».

Первые реальные упоминания о пэньцзин относятся к 600-м гг. н.э. и связаны с китайской династией Тан (англ. Tang, китайский: 唐朝, 618-907 гг. н.э.). Найденые свитки с достаточно детальным описанием этого искусства свидетельствуют о том, что пэньцзин к тому времени был хорошо развит. Самые ранние изображения пэньцзин датируются 706 годом н.э. Они были найдены в 1972 году в мавзолее Цяньлин (провинция Шэньси, Китай), на стенах коридора, который ведет к могиле Ли Сяня, наследного принца Чжанхуай (англ. Zhanghuai, китайский: 章懷太子). На фреске изображен придворный, держащий в руках плоское блюдо, на котором находятся растения, посаженные на камни. Практика создания миниатюрных пейзажей в Китае сохранилась до наших дней и распространена по всему миру.

Пэньцзай на фреске (706 г. н.э.) в гробнице принца Ли Сяня династии Тан. 
Источник: https://ruwiki.press/es/Archivo:Tang_dynasty_penzai.J
Пэньцзай на фреске (706 г. н.э.) в гробнице принца Ли Сяня династии Тан. Источник: https://ruwiki.press/es/Archivo:Tang_dynasty_penzai.J
Современный пэньцзин
Современный пэньцзин

Считается, что в Японии бонсай широко распространился немного более тысячи лет назад. Известность это искусство начало приобретать во времена династии Тан, когда пэньцзин был на пике своего развития. Начиная с VI века императорские послы и буддийские студенты из Японии посещали материковый Китай и возвращались на Родину. Они привозили много китайских товаров, включая миниатюрные деревья, посаженные в диковинные чаши и подносы.

В свою очередь репутацию и эстетику бонсай начала формировать тесная связь между японским дзен-буддизмом и культурой выращивания деревьев в горшках. Буддисты считали, что человек, выращивающий бонсай, приравнивается к богу, потому что в его видении мир выглядит как сад Будды, где он садовник. В этот период китайские буддийские монахи преподавали в монастырях Японии. Одним из видов деятельности монахов было знакомство политических лидеров с искусством создания миниатюрных пейзажей как достойным занятием для образованных людей. Бонсай постепенно стали предметом коллекционирования у богатых торговцев, самураев и чиновников. Самураи любили медитировать созерцая природу, а маленькие деревья подходили для этого как нельзя лучше. Со временем бонсай стали изображаться в японских произведениях искусства.

Картина из коллекции Художественного музея Омия Бонсай, Сайтама. Китавага Утамаро. 19 век.  
Перевод стихотворения: «Цвет цветущей сакуры поблек, и я потратил свое время, ничего не делая, наблюдая за дождем»

Источник: https://www.bonsai-art-museum.jp/en/collection/e-140/
Картина из коллекции Художественного музея Омия Бонсай, Сайтама. Китавага Утамаро. 19 век. Перевод стихотворения: «Цвет цветущей сакуры поблек, и я потратил свое время, ничего не делая, наблюдая за дождем» Источник: https://www.bonsai-art-museum.jp/en/collection/e-140/

Ландшафтные композиции в горшках до определенного периода включали миниатюрные фигурки по китайской моде. Японские художники со временем приняли более простой стиль для бонсай, уделяя внимание форме самого дерева, удаляя миниатюры и другие украшения и используя более низкие и простые горшки.

Бонсай в токономе. Клён трёхраздельный (лат. Acer buergerianum). Выставка бонсай в Монреале. 2013 г. 
Источник: https://bonsaimontreal.com/galerie/nggallery/gallerie/exposition-2013?album=1
Бонсай в токономе. Клён трёхраздельный (лат. Acer buergerianum). Выставка бонсай в Монреале. 2013 г. Источник: https://bonsaimontreal.com/galerie/nggallery/gallerie/exposition-2013?album=1

Принципы искусства бонсай, ставшего крайне популярным сегодня, были разработаны в течение многих веков именно в Японии. Бонсай сегодня имеет свою собственную эстетику и терминологию. Именно в Японии этот метод выращивания деревьев развивался и вырос до уровня изящного искусства. В японском языке слово «бонсай» означает не просто карликовое растение, а культуру его выведения на подносе или в неглубоком горшке, так называемой «плошке».

Японский мастер бонсай Масахико Кимура (文 正彦, Kimura Masahiko). 
Источник: https://pro-dachnikov.com/rastenija/45571-bonsaj-japo..
Японский мастер бонсай Масахико Кимура (文 正彦, Kimura Masahiko). Источник: https://pro-dachnikov.com/rastenija/45571-bonsaj-japo..

Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.

Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.

Самое интересное - впереди.

Читайте на канале:

«Эстетика бонсай» ВКонтакте

#эстетика_бонсай #бонсай #bonsai #хоббииувлечения #деревья