Найти тему
Navygaming Channel

Авария субмарины /59. "Рожденный ползать" идет на таран - столкновения не избежали ("Змея")

Вспоминаем аварии и происшествия с отечественными подводными лодками по открытым источникам (перечень - в конце статьи). Цель - вспомнить, уточнить, сделать выводы. И не делим героев-подводников "на своих и чужих", они все подводники русского флота, которые выполняли свой долг как могли, как понимали, как умели, как верили.

Очередное происшествие можно отнести к четкой иллюстрации того, как тяжело шло становление советского подплава, какой опасной могла быть боевая учеба, без которой не бывает боеготовного флота.

Осенью 1925 года бригада подводных лодок Балтийского флота едва не лишилась своего начальника. Виной тому могли стать действия коман­дира подводной лодки «Змея» (тип «Барс») В.С.Воробьева. Подводная лодка под командованием Воробьева участвовала в маневрах флота. 31 октября 1925 года у маяка Нерва, она, находясь под перископом, должна была выпол­нить учебную торпедную атаку отряда кораблей. В качестве цели Воробьёв избрал эсминец «Урицкий» (тип «Орфей»).

Эсминец "Урицкий"
Эсминец "Урицкий"

Но во время ма­неврирования, «Змея» оказалась так близко от атакуемого ею эсминца, что это привело к столкновению. «Урицкий» буквально "переехал" субмарину поперек ей корпуса. В это время на борту подводной лодки находились начальник бригады подводных лодок Я.К.Зубарев и флагманский штурман Яковлев.

Для справки: Я. К. Зубарев был командиром подводной лодки "Змея", когда она вводилась в строй.

К счастью небольшая осадка эсминца и перископная глу­бина спасли «Змею» от тарана форштевнем «Урицкого». Лодка всплыла на поверхность с развороченным мостиком, заклиненным рулевым управлением, сбитым палубным орудием и согнутыми периско­пами, которые перегородили собой верхний рубочный люк. Открыть его было уже невозможно.

Эсминец "Энгельс"
Эсминец "Энгельс"

Попытку оказать помощь «Змее» предпринял другой эсминец отряда боевых кораблей «Энгельс» (тип «Орфей»), желая взять поврежденную подводную лодку на буксир. Но погодные условия не позволили это сделать. Швартовая команда лодки из-за сильного волнения просто не могла работать на палубе (видимо матросы все же вышли из лодки через кормовой люк).

Осмотр винтовой группы подводной лодки "Пролетарий" (быв. "Змея").
Осмотр винтовой группы подводной лодки "Пролетарий" (быв. "Змея").

«Змея» после столкновения могла двигаться только электромоторами. Для обеспечения работы дизелей необходимо было открыть или рубочный люк, но он был перегорожен погнутым перископом, или кормовой люк, но тот постоянно заливался волнами. Только в районе Шепелевского маяка, где волнение несколько уменьшилось, «Змея» смогла перейти на движение под двигателями надводного хода.

"Змея" после столкновения с "Урицким". Хорошо видны повреждения перископа
"Змея" после столкновения с "Урицким". Хорошо видны повреждения перископа

На этот раз обошлось, но вскоре подводная лодка "снова попала в историю". 11 ноября того же года в Петрограде ведомая Воробьевым «Змея» переходила от моста Лейтенанта Шмидта к плавбазе «Смольный», которая стояла у Масляного буя­на. Итогом этого «похода» стало столкновение с линкором, который... стоял на якоре. Подводная лодка не нашла на реке места, что­бы обойти эту бронированную махину, и ударилась носом о борт линкора «Полтавы». Линкор удар перенёс благополучно. А вот на «Змее» дали течь заклёпочные швы прочного корпуса, от­чего до постановки в док вахте регулярно приходилось от­качивать скапливающуюся в трюме воду. Как то не повезло субмарине с командиром.

Подводная лодка "Змея" (тип "Барс") на испытаниях 1917 год
Подводная лодка "Змея" (тип "Барс") на испытаниях 1917 год

Удивительно, но Владимир Семёнович Воробьёв оставался командиром подводная лодка «Змея» еще пять лет, до июля 1929 года, затем временно командовал подводной лодкой «Д-2» "Народоволец", а с 1929 по 1934 годы был командиром «Л-55». Сле­дующие четыре года он был командиром нескольких дивизионов подводных лодок, но в 1938 году был репрессирован и расстрелян. А вот субмарина пережила своего невезучего командира. Подводная лодка "Змея" в 1934 году была переименована в «Б-6», а в марте 1935 года выведена из состава флота и отправлена на утилизацию, которую дожидалась в Купеческой гавани Кронштадта. В 1945 году всё ещё не была утилизирована, стояла около Петропавловской крепости. Разделана на металл в 1946 году.

Источники: Лисин,С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Рыцари глубин:Хроника зари российского подплава /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.

Приглашаем вас на новый ресурс Navygaming -канал "История флота - история кораблей /Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s . Но доступ не для всех, по подписке, как говорит Гоблин, "для состоятельных парней", )). Мы пока не особо активно выкладываем материалы - так как он малоизвестен, появятся посетители - будет больше контента.

Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок.