В нашей школе перемена -
Это целая проблема.
Чтоб пройти из класса в класс,
Нужен высший пилотаж!
Вот несётся Геночка -
Встали все у стеночки.
Таня с Леной закружили,
Обо всём они забыли.
Ванька сделал самолёт,
На ходу он всех собьёт.
А Серёженька опять
Разорвал свою тетрадь....
Шнайдер Ирина
Чем должен заниматься ученик начальной школы на перемене?
В идеале – активно двигаться. После 40 минут «сидячей работы» ему просто жизненно необходимо размять все свои мышцы... Это не только физиологическая потребность, но и дикое желание каждого школьника (потому, что это просто весело в конце концов).
И тут мы получаем на деле классический случай фрустрации: желание и потребность есть, а возможность удовлетворить (реализовать) её - отсутствует.
В наших школьных условиях активное скоростное движение учащихся по коридорам опасно для здоровья. Детей очень много, школа "перенаселена". Любой бег или очень подвижная игра – прямой путь к травме. Вспоминаю, как с плавания бежала девочка, ученица 3 класса... Её распущенные влажные волосы замотались о пуговицу моего пиджака (я дежурила в коридоре). Упали мы вместе.... Итогом стал клок волос, вырванных с кровью у ученицы, разбитые колени у меня и у ребёнка.😥
Конечно, есть иные школы и иные возможности. Смотрела я видео от коллег из столицы. Новое просторное здание, широкие коридоры и замечательные перемены – с танцами, флеш-мобами и подвижными играми. Трансляция музыки идёт из динамика в коридоре, все танцуют... Ну великолепно же!
А у нас дежурные педагоги вынуждены ежедневно, из перемены в перемену драконовскими методами сдерживать естественное желание детей двигаться шустро. Ученики зачастую воспринимают это действо как соревнование, кто кого переиграет: дети или учитель. Они начинают убегать на другие этажи, прячутся под лестницы, затевают войнушки и хулиганят в туалетах и иных местах, где их не видит дежурный педагог. И одним, и вторым участникам этого ежедневного спектакля в итоге некомфортно, ведь сама ситуация абсурдна.
Что же делать?
В наших условиях остаётся несколько вариантов, которые, как я вижу, могут немного помочь сделать хаос чем-то полезным для детей и облегчить участь дежурных педагогов, которые вынуждены играть роль цербера каждую перемену. Но эти способы не решат проблемы гиподинамии, безусловно.
1. Малоподвижные организованные игры
Если увлечь детей спокойной игрой с минимумом скоростных движений, то скучать им не придётся. Все ученики будут на виду дежурного учителя, и не возникнет необходимость педагогу догонять их по другому этажу или кричать вслед. (Подборка подходящих игр – здесь). Конечно, это не так просто. И так нагрузки у каждого из нас выше, чем нормальный человек порой выдержать может. Можно поручить организацию игр старшеклассникам, ребятам, которые недавно ушли из начальной школы и скучают по своему первому учителю. Либо склонить к подготовке таких перемен одного-двух лидеров из класса.
2. Тематические флеш-мобы.
Можно предложить маршировать по коридору в пилотках перед Днём победы, изображать танец хромых уток, не сходя с небольшого пространства (на 1 апреля) и прочие занятия. Маршировку дети моего класса придумали сами, можно посмотреть на видео по ссылке. Очень здорово и трогательно получается.
3. Спокойные развивающие игры
Есть много интересных настольных игр, которые помогают развивать интеллект и навыки общения. Безусловно, потребность в активном движении такие занятия не помогут реализовать. Но для сплочения класса и развития интеллекта – дело очень хорошее. Девочки Аня и Лиза из моего 4б всегда приносят ребятам что-то новенькое, и наши перемены часто получаются интересными и весьма полезными.
А здесь видео:
https://vk.com/video11972595_456239503
4. Творчество
Многие дети любят заниматься лепкой, алмазной мозайкой, раскрашивать. Это один из вариантов спокойных занятий, если на перемене осталось много свободного времени. Девочки любят оформлять анкеты, секретики и прочее.
5. Полезные дела
Ученики начальной школы любят помогать и трудиться. Для многих из них это приятный отдых, как ни странно это звучит. Многие из них готовы в лепёшку расшибиться, только бы помочь учителю украсить стенд, подежурить, разложить материалы и многое другое. Об особой любви к дежурству, которую испытывают многие ученики начальной школы, я уже писала в статье. А вот ниже на видео дети с удовольствием наводят на перемене порядок в наших "сундуках потеряшек" (коробки с канцтоварами общего пользования).
https://vk.com/video11972595_456239506
А как же телефоны? Посидели ребята с видео-играми, тихо и никому не мешают... Но нет. У нас такой отдых не приветствуется. Телефоны на перемене дети достают только в случае необходимости связаться с родными.
Однажды я уже рассуждала об играх на переменах в статьях:
"Какие игры занимают современных школьников на переменах, если у них забрать телефоны?"
"Школьные перемены времён СССР. Какие игры любили дети?"
А у вас в школе как проходят перемены? Расскажите в комментариях)))
#начальнаяшкола #обучениедетей #досугсдетьми #воспитаниедетей