Найти тему
KP.RU:Комсомольская правда

Елизавета II подавала тайные знаки сумочкой: секреты стиля и королевского этикета великого монарха

    Елизавета II - обладательница роскошного гардероба.  GLOBAL LOOK PRESS
Елизавета II - обладательница роскошного гардероба. GLOBAL LOOK PRESS

Одежда

В молодости королева любила дизайнера Нормана Хартнелла, который одевал и ее мать. Именно Хартнелл создал и платье, в котором Елизавета вышла замуж, и платье, в котором короновалась. Причем он работал в тесном контакте с клиенткой: например, для коронации придумал восемь разных платьев, а Елизавета выбрала определенные элементы от каждого и попросила их скомбинировать.

    Елизавета II в коронационном платье.  GLOBAL LOOK PRESS
Елизавета II в коронационном платье. GLOBAL LOOK PRESS

В 1952-м Хартнелл сшил один из самых знаменитых нарядов Елизаветы, только что взошедшей на престол: роскошное вечернее платье, спереди белое, а сзади черное. Она пришла в нем на просмотр мюзикла «Потому что ты моя» в кинотеатр Empire. На ней была роскошная тиара, очень длинные белые перчатки, на одной руке - бриллиантовый браслет... Это было очень эффектно: на следующий день фотографии появились во всех газетах, производители одежды бросились копировать этот дизайн, а журналисты окрестили наряд «сорочьим». Словно испугавшись такой популярности (или обидевшись на «сороку»?), Елизавета больше никогда это платье не надевала.

    Платье черное сзади и бело спереди на молодой королеве Елизавете.  GLOBAL LOOK PRESS
Платье черное сзади и бело спереди на молодой королеве Елизавете. GLOBAL LOOK PRESS

Модой очень увлекалась младшая сестра Елизаветы, принцесса Маргарет (1930-2002). В 60-е и 70-е она постоянно знакомила ее с новыми британскими дизайнерами, которые придумывали для нее новые фасоны шляпок. А на протяжении последней четверти века главным персональным ассистентом королевы по вопросам стиля была Анджела Келли. В 2019 году она выпустила книгу «Обратная сторона монеты», где рассказала о том, как одевает Елизавету II. Она лично придумывала дизайн множества ее нарядов - например, светло-желтого, в котором Елизавета появилась на свадьбе принца Уильяма и Кейт Миддлтон, или белого с еле уловимым зеленым оттенком, в котором она отмечала в 2012 году 60-летие пребывания на троне. Шить Келли помогала команда из десяти человек.

    Королева в парчовом "золотом" платье  GLOBAL LOOK PRESS
Королева в парчовом "золотом" платье GLOBAL LOOK PRESS

Вообще гардероб королевы был огромен: ей порою приходилось менять платья по несколько раз в день (считалось неподобающим появляться в одном и том же на разных мероприятиях). Причем «засветившееся» платье можно было вновь надеть лишь спустя несколько месяцев. Все наряды бережно хранились - королева (понятно, не гнавшаяся за модой) могла надеть на прием платье, которому исполнилось 25 лет. Еще Анджела Келли рассказала в книге, что лично отбирает ткани, в первую очередь обращая внимание на то, чтобы они не сильно мялись и были легкими. Говорят, королева предпочитала слегка укороченные рукава платьев, потому что опасалась испачкать слишком длинный и широкий рукав в супе во время званого обеда.

    Бледно-желтый костюм королева надела на свадьбу внука Уильяма.  GLOBAL LOOK PRESS
Бледно-желтый костюм королева надела на свадьбу внука Уильяма. GLOBAL LOOK PRESS

В целом, можно заметить, что королева в последние десятилетия одевалась достаточно однообразно, выбирая одинаковые или похожие фасоны платьев и пальто. Это была продуманная стратегия: королева как бы носила униформу, демонстрируя нации, что она все время на посту, и одновременно самим своим видом создавая ощущение стабильности. Дизайнер Пол Костеллоу, одевавший когда-то принцессу Диану, считает, что королева, сознательно или бессознательно, стремилась быть «похожей на учительницу, на добрую учительницу в школе. Она никогда и ничем не шокировала, она все делала правильно».

Кстати, рассказывают такую историю. В 1952 году будущая королева получила известие о смерти отца, Георга VI, находясь с мужем в Кении, немедленно прилетела на родину - и была вынуждена сидеть в самолете, ожидая, пока ей привезут одежду подобающего черного цвета. С тех пор действует обязательное правило: если член королевской семьи наносит визит в другое государство, он берет с собой черную одежду.

    Даже в преклонном возрасте Елизавета предпочитала яркие цвета в одежде.  GLOBAL LOOK PRESS
Даже в преклонном возрасте Елизавета предпочитала яркие цвета в одежде. GLOBAL LOOK PRESS

Макияж

Королева всегда красилась сама. К услугам гримеров прибегали только в тех случаях, когда ей надо было выступать по телевидению с обращениями к нации. Главным правилом была сдержанность: яркие оттенки губной помады или лака считались невозможной вульгарностью. Лак королева предпочитала бледно-розовый, причем принципиально выбирала недорогой - например, одно время любила оттенок Ballet Slippers («Пуанты») фирмы Essie, который стоил всего шесть с небольшим фунтов стерлингов.

Платки и шарфы

В этом вопросе королева не отличалась патриотизмом: всегда обожала платки французского модного дома Hermes. Там ее тоже любили и специально для нее придумывали особые узоры (или придумывали платки в ее честь и выпускали в продажу).

    Королева предпочитала платки от фирмы "Гермес"  GLOBAL LOOK PRESS
Королева предпочитала платки от фирмы "Гермес" GLOBAL LOOK PRESS

Сумочка

Елизавета II не появлялась на людях без сумочки (в ней лежали очки, губная помада, мятные леденцы, ручка, блокнот, зеркальце и фотография мужа). С помощью сумочки она передавала сигналы помощникам. Например, когда с кем-то разговаривала и вдруг перекладывала сумочку из руки в руку - это был знак, что она утомилась беседой, и через минуту помощник должен ее вежливо прервать. Подойти и сказать что-нибудь типа «Ваше Величество, вас уже заждался архиепископ Кентерберийский». Если во время обеда королева ставила сумочку на стол - это был знак, что в течение пяти минут она собирается обед покинуть. А если крутила на пальце кольцо - это вообще значило «Тревога, срочно эвакуируйте меня отсюда!»

    Елизавета II выглядела, как строгая учительница.  GLOBAL LOOK PRESS
Елизавета II выглядела, как строгая учительница. GLOBAL LOOK PRESS

Королева много лет предпочитала сумочки британского бренда Launer. Они дорогие (стоят в районе двух тысяч долларов), но не такие суперпопулярные, как, например, «Биркин» Hermes (впрочем, говорят, их любят в арабских странах). Королева перепробовала шесть вариантов дизайна, ей нравились все, но особой любовью пользовалась модель «Травиата» (лишь в последние годы Елизавета стала предпочитать модель «Турандот» - потому что та была легче: престарелой королеве ведь трудно было носить тяжелые сумки). В фирме Launer сумки для королевы делали на заказ, но каких-то радикальных изменений в дизайн не вносили: могли, например, добавить карман, или удлинить ручки. Еще в Launer для Елизаветы делали очечники разных цветов. В сумки всегда вкладывалось маленькое зеркальце и кошелек для мелочи, но носила ли королева с собой наличные деньги, никто так никогда и не выяснил.

Пальто

Королева обычно носила однотонные, но яркие пальто оранжевого, красного, кораллового, голубого цветов. Дело не в ее личных пристрастиях - просто нужно было, чтобы ее сразу заметили в толпе, и чтобы любой подданный потом мог с гордостью рассказывать: «Я видел саму королеву!» Ей даже приписывали фразу: «Я никогда не смогу носить бежевый, потому что тогда меня никто не узнает!»

    Королева обычно носила однотонные пальто.  GLOBAL LOOK PRESS
Королева обычно носила однотонные пальто. GLOBAL LOOK PRESS

Головные уборы

Когда-то в некоторых странах, в частности, на Руси, считалось непристойным замужней женщине появляться на людях без головного убора (отсюда, кстати, пошло выражение «опростоволоситься» - то есть случайно обнажить голову). Отголоски этого сохраняются до сих пор. В Англии еще в первых десятилетиях XX века считалось, что леди должна появляться на людях непременно в шляпке, а королева и в XXI веке обычно появлялась на публике либо в шляпке, либо в короне. Иногда повязывала голову платком, в 60-е не брезговала и тюрбанами. Впрочем, это не было непреложным правилом, - и после шести вечера, например, королева обычно выходила на люди с непокрытой головой.

    Английская королева выходила в роскошных шляпках.  GLOBAL LOOK PRESS
Английская королева выходила в роскошных шляпках. GLOBAL LOOK PRESS

Зонтик

Королева предпочитала зонтики, которые в Британии называют «птичьими клетками» - в раскрытом виде они огромные, похожи на купола, надежно закрывают голову и плечи от дождя. Для королевы их делали на заказ в фирме Fulton Umbrellas. Вообще их зонтики стоят недорого - в районе 30 долларов. За годы у королевы набралась целая коллекция - порядка 100 штук разных цветов.

Обувь

Королева предпочитала обувь британского бренда Anello & Davide, изготовленную вручную (в фирме хранился гипсовый слепок ее ступни, с ним и работали). Процесс изготовления одной пары обуви на заказ в этой фирме занимает ни много ни мало шесть месяцев, цена - соответствующая. Кстати, Anello & Davide работали и с группой The Beatles - именно в этой фирме в начале 60-х специально для них изготовили обувь, которая потом начала называться beatle boots, высокие ботинки на каблуке с молнией сбоку.

    Елизавета II в 70-е годы.  GLOBAL LOOK PRESS
Елизавета II в 70-е годы. GLOBAL LOOK PRESS

Королева никогда не любила слишком высокие каблуки (максимальная их высота составляла 5 сантиметров). И прежде чем она надевала новую пару туфель, кто-то обязательно должен был походить в них и как следует разносить. Говорили, что этим занимается вышеупомянутая Анджела Келли, у которой ступни точно как у Елизаветы II. Под королевские туфли Келли надевала бежевые носочки, а ходила в монаршьей обуви только по коврам. Все это не было прихотью: Елизавете II и на десятом десятке приходилось совершать множество визитов и бывать на разнообразных приемах, много двигаясь и подолгу стоя на ногах. И она не могла сказать «Извините, я устала» или «Извините, мне натерло ногу» - она же королева!