Катерина - «луч света в темном царстве», ее жизненная сила и стремление к правде и добру оказываются запертыми в закостеневшем патриархальном мире. Борьбе этого мира с новым человеком, живущим по законам совести посвящена статья Н.А.Добролюбова «луч света в царстве тьмы». Критик с точностью раскрывает проблематику пьесы, основой его статьи становятся тема и идея драмы А.Н.Островского «Гроза». Н.А.Добролюбов назвал «Грозу» «самым решительным произведением Островского», так как гибель Катерины, по его мнению, «страшный вызов самодурной силе». Этот вызов патриархату и консерватизму позволяет критику назвать Катерину «лучом света в темном царстве».
Катерина жила по законам совести, нарушить их — значит потерять себя, что было противоестественно для героини и желанно для патриархального мира Кабановой. Духовная сила девушки состоит в способности всегда быть собой. Для Катерины важно быть честной, в первую очередь перед собой, для молодых представителей домостроя, таких как Тихон и Варвара честность уступала лжи. Девушка была честна не только перед собой, но и перед мужем и окружающим ее миром. Нежелание Катерины жить во лжи и нежелание Кабановой принять девушку, изменить нерушимый устой приводят к эпизоду измены Катерины. Борис стал для Катерины воплощением ее снов и мечтаний, девушка не могла не влюбиться в него, что подтверждает финал второго явления. Варвара передает Катерине ключ от калитки, обещая ночью устроить встречу с Борисом. Символичен образ ключа, будучи одновременно сдержанной и порывистой натурой Катерина долго не решается оставить его себе, понимая, что идет на грех. Не смотря на попытки противиться своему чувству и покаянию Катерина не может возвратиться домой. Вся ее страстная натура противиться ненавистному семейному гнету. Для образа этой героини невозможно и нетерпимо тот обман, в котором она оказалась. Жизнь для Катерины — больше, чем существование, это личная
свобода, свобода и полет души, которые являяются полной противоположностью консерваторского мира Кабановой. Именно честность Катерины позволила Добролюбову назвать ее «лучом света в царстве тьмы».
После измены мужу Катерине было сложнее оставаться в доме, где ее постоянно ждали упреки, самодурство и «нравоучения» Кабановой. Почувствовав вкус другой жизни из снов, обретя свободу девушка не хотела возвращаться в закостеневший патриархальный мир Кабановой. Катерине трудно находиться там, где ее не понимают и не принимают, унижают и ни во что не ставят, игнорируя ее чувства и желания. Девушка не побоялась противостоять властной хозяйки и не захотела «напраслину терпеть», притворяться и жить во лжи, что привело к финальной сцене смерти героини. Перед смертью Катерина говорит, что «в могиле лучше», чем дома. Девушке была невыносима жизнь, но и не желанна смерть. Такой отчаянный поступок противоречит религиозности и верованию Катерины. Может показаться, что смерть — самый легкий исход для девушки, но это не так. Самоубийство большой грех, на который пойти не каждый в силах, приняв это решение Катерина проявила большую силу характера, а не слабость. Ее смерть, по своей сути, - вызов «темному царству». Поэтому смерть героини потрясает устои «темного царства». Даже смиренный Тихон поднимается против домашней тирании: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…»
Честность, смелость, нежелание терпеть атмосферу нелюбви, грубости, неуважения и другие законы совести - составляют образ Катерины. Добролюбов, давая высокую оценку героине называет образ девушки «решительным и цельным, русским характером», «исполненным верой в новые идеалы и самоотверженным». Также критиком отмечается, что для Катерины смерть лучше, чем «жизнь, при тех началах, которые ему противны…». Контрастность характера главной героини, ее борьба и ее не смирение с правилами Кабановой позволяют Добролюбову назвать Катерину «лучом света в царстве тьмы»