Найти в Дзене

Странности карфагенского империализма под солнцем торговых интересов

Продолжение. Начало здесь.

Между Римом и Карфагеном не только глубины Средиземного моря и не только пропасть конкуренции на геополитической арене Ойкумены, но и принципиальная разница в государственном устройстве.

Если учесть, что империя — это государство, состоящее из государств или различных народов, объединенных под властью единого центра, то Карфаген таковым государством назвать довольно сложно.

Сильная торговая республика доминировала над всей Западной частью Средиземноморья. Благодаря более развитой экономической модели, большому торговому и военному флоту, она господствовала над финикийскими, и не только, городами региона, но никогда их не покоряла.

Бывало основывала, но не подчиняла потом. Формально они не входили в состав империи. Карфаген не относился к другим, подконтрольным ему городам, как к своим владениями и не считал их граждан своими.

Финансовая система этих городов и метрополии была разной. Деньги они чеканили совершенно самостоятельно. Так, полисы Сицилии выпускали свои еще до Карфагена, а после того, как они попали в орбиту более успешного государства, сохранили свою валюту.

В Гадесе и на Ибице, также входивших в талассократию Пунов, свои деньги появились уже после вхождения в конфедерацию, но они отличались от денежных знаков метрополии.

То же самое, можно сказать и о системе местного самоуправления. На Мальте, в городах Тарросе и Гадесе существовали магистраты и судьи, объединенные в орган власти, который в Карфагене назывался суффет, а верховная власть, также принадлежала сенату. Тем не менее они не подчинялись никоим образом органам власти метрополии.

И все же, это было единое государство, стержнем которого стал сплав из единой торговой и военной системы. Во всех портах и на всех рынках империи действовали одни пошлины и льготы для соотечественников.

Везде оказывалась особая поддержка при приеме купцов их кораблей и товаров. Существовали соглашения о регулировании конкуренции между полисами, входящими в талассократическую империю.

Кроме того, несмотря на существовавшие, в определенной степени суверенно, вооруженные силы и некий флот, все города, входившие в Карфагенскую империю, рассчитывали на помощь из центра.

Да, их полисы имели стены и иные оборонительные сооружения, а в крепостях были гарнизоны, состоящие из наемников и резервистов, но в случае войны, Карфаген обязан был всей мощью своего флота и сухопутных сил оказать поддержку своему вассалу.

Некоторые города, например, Гедес, не имели даже своего торгового флота и использовали, арендуемые в Карфагене суда. Это был очень прибыльный бизнес среди африканских финикийцев. Они строили корабли и сдавали их в аренду другим государствам, входящим в их империю.

Как и любое талассократическое государство Карфаген не имел больших сухопутных территорий. Также, как и полисы, входившие в его империю, он состоял, собственно, из города, защищенного крепостными стенами и некую территорию, предназначенную для ведения сельского хозяйства,

Сходство вассалов с их сюзереном распространялось и на национальный состав субъектов империи. Карфаген был населен финикийцами лишь частично. Они жили в городе, а вокруг расселялись местные народы, происходящие из различных этносов и рас.

Продолжение следует.

-2