Каждый человек неосознанно посылает тайные сигналы окружающим людям о себе, о своём умственном развитии, положение в обществе, уровне знаний, системе ценностей, настроении, состоянии здоровья и т.д. Сигналы эти скрываются буквально во всем — в манерах, одежде, лексиконе, и т.д., и, среди прочего, в автомобиле. И это пост о том, почему стоит прислушиваться к той информации, которую нам рассказывает автомобиль о своем владельце.
С точки зрения психологии подсознательного, большинство людей даже не подозревают об истинных причинах, по которым они выбирают тот или иной автомобиль. То есть, человек руководствуется не столько здравым, осознанным смыслом, сколько внутренней психологической программой.
Давайте сразу отбросим распространенное заблуждение, что при выборе автомобиля мы ориентируемся только на его стоимость и технические характеристики. Современный рынок автомобилей просто перенасыщен десятками автомобилей в одной ценовой категории, а если к этому прибавить возможность за те же деньги купить машину на вторичном рынке, то выбор представляется поистине огромным. За условные десять тысяч долларов можно купить как новую машину типа Рено Логан, так и подержанный Мерседес. И это будут два совершенно разных выбора.
Поэтому можно утверждать, что главным при выборе автомобиля является именно психологический аспект.
Все мы знаем о существовании стереотипов. Ну, например, водители БМВ это сплошное агрессивное хамло, за рулем небольшой красной машины скорее всего окажется женщина, а в старых жигулях будет дедушка-пенсионер. Да и сами вы при виде заниженной Приоры с дагестанскими номерами стараетесь держаться от нее подальше.
Самый простой способ доказать, что автопсихология работает – показать машину и спросить, кому она принадлежит, мужчине или женщине. Усложним задачу и попросим угадать возраст владельца. Справитесь? По сути, всё в машине выдает своего хозяина. Конечно же, правило действует не на сто процентов, но логика в этом есть.
Начнем с очевидных связей – дорогие машины покупают обеспеченные люди, дешевые покупают бедные. И продолжим – активные люди предпочитают мощные машины, дачники ценят объем багажника, семейные выбирают минивены, путешественникам нужен полный привод и т.д. Цвет машины скажет многое о человеке, о его темпераменте. Известно, что холерики чаще выбирают автомобили ярких цветов, а флегматики отдают предпочтение серым оттенкам. Усложним добавив новую вводную – цвет салона. Черная спортивная машина с красным салоном.
Еще большее значение имеют детали – чистота машины снаружи и внутри, порядок в салоне и багажнике, наличие тюнинга, аэрографии, всяких шторок, висюлек и вонючек, и многое, многое другое.
Если вы, идя по улице, будете заглядывать в салоны припаркованных автомобилей, то заметите такую закономерность — в недорогих машинах в салоне чаще встречается мусор, беспорядок, раскиданные вещи, чем в дорогих. И дело тут не в том, что у владельцев дорогих машин больше денег и они чаще ездят на мойку, в а том, что владельцы дорогих машин чаще всего люди успешные, занимающие руководящие должности и т.д. Невозможно добиться успеха будучи человеком неорганизованным и это имеет отражение во всем, в том числе и в порядке на рабочем месте, в доме или в машине.
Большинство людей воспринимают красоту машины интуитивно. Восприятие красоты - вещь достаточно субъективная; два человека могут по-разному воспринимать одну и ту же вещь, одного и того же человека и т.д. То, что для одного - красота, для другого - ничего особенного, а для третьего, вполне может быть, - вообще уродство.
Но красота машины, как и красота всего нас окружающего, кроется в пропорциях. Своё «золотое сечение» существует и для автомобиля — это некий набор правил и рекомендаций. И зная эти правила мы можем условно- объективно оценить красоту автомобиля.
И по этому уровню восприятия красоты можно судить об уровне эстетического развития личности, которое, обычно, так или иначе связано с уровнем образования и положением.
То, как человек следит и оформляет свой автомобиль, очень хорошо говорит о его внутреннем мире. Все мы знаем, что если человек склонен сильно тюнинговать машину, делая ее откровенно броской, устанавливает множество лампочек, ставит прямоточный глушитель, и носится с ревом по ночам привлекая к себе внимание, здесь есть повод серьезно задуматься. Например, это может свидетельствовать о недостатке внимания или проблемам в половой жизни.
Или же синдром нувориша — быстро разбогатевшего человека из низкого сословия, который в попытках закрепить статус всячески выпячивает свое эго.
Есть любители тюнинга, которые ничего не меняют во внешности, но полностью отдаются декорированию салона автомобиля. По тяге к внешним и внутренним наворотам можно судить о психотипе человека. Экстраверты, направляющие энергию наружу, занимаются оформлением машины снаружи. Интроверты, сосредоточенные на собственном внутреннем мире, наоборот, больше внимания уделяют оформлению салона.
В общем, смысл сводится к тому, что машина является психологическим продолжением личности. Так, если человек не любит выделяться из толпы, не стремится к личностному развитию, а ценит спокойствие и безопасность, то он просто психически «не потянет» какое-либо вызывающе-массивно-агрессивное авто, но обязательно сроднится со скромной и неброской машиной. Ведь если автомобиль — это отражение личности водителя, здесь не должно быть никакого дисбаланса.
Перефразируя одного классика, можно сказать "Если человек купил БМВ, то есть, четкое, он окрасил себя в те цвета, в которые он окрасил себя. И те люди, которые… Есть очень много по этому поводу точек зрения. Я четко придерживаюсь и четко понимаю, что те проявления, если вы уже так ребром ставите вопрос, что якобы мы".
Аналитики считают, что подобная зависимость происходит и от внутреннего восприятия разных марок машин. Какие-то авто люди считают более надежными, какие-то относят к бандитским, какие-то к понторезкам, тошниловкам и так далее. Подобные интуитивные решения могут не иметь ничего общего с действительностью, но, тем не менее, сильно влиять на рынок. Такие исследования восприятия разных марок крайне важны для самих производителей и продавцов автомобилей, так как исходя из подсознательного выбора людей, они строят свои рекламные кампании, формируют имидж марки. Достаточно вспомнить, как долго БМВ пытались избавиться от имиджа «бандитской» машины, намертво прилипшего после лихих 90-х, фильма «Бумер» и т.д. Тут тоже психология, братки выбирали себе машину под стать.
«Машина – это мужское альтер эго, которое отражает характер мужчины, его отношение к жизни, амбициозность, опрятность, заботливость и множество других нюансов и деталей, которые чаще всего незаметны при поверхностном знакомстве.»
Вот о чем говорит машина с наглухо тонированными стеклами, включая лобовое? Или тонированные задние стоп-сигналы, которых практически не видно? Понимает ли человек, что он ради дешевого понта жертвует своей безопасность? Варианта два – либо не понимает, то есть делает это неосознанно, либо понимает, но понт для него дороже безопасности. В любом случае, человека это характеризует весьма специфически.
Исходя из принципов гештальт психологии, которая в качестве основного объяснительного принципа выдвигает принцип целостности, сознание по крупицам пытается собрать единый образ, заполняя пустоты стереотипами, домыслами, вероятностями. Когда на улице вы встречаете человека взъерошенного, с заправленной штаниной в носок, дурно пахнущего, вы совершенно определенно не ждете от него каких-то высот в остальном. Так и здесь, аналогия полная.
Отдельно хочу написать про женщин, ведь с ними как всегда всё сложнее. При выборе машины женщина еще меньше ориентируется на технические характеристики, размеры, функциональность и т.д. Женщины чаще ориентируются на эстетику, комфорт, ощущение уюта и безопасности, цвет и то, как на нее будут смотреть окружающие в этой машине. Все должно быть «красивенько». Это своего рода роман: чтобы женщина была довольна, она должна влюбиться именно в эту машину. Автомобиль, а точнее, его создатели, должны найти ключик к ее сердцу. Я был поражен, когда в новом VW Beetle увидел вазу для цветов(!!!) в стандартной комплектации! Сразу отпал вопрос о целевой аудитории этой модели авто, хотя на старом Жуке с удовольствием ездили и мужчины.
Согласно одному из исследований, даже когда автомобиль покупает мужчина, в 70% случаев мнение женщины (подруги, супруги) опосредованно влияет на его выбор. Производители все это прекрасно понимают и учитывают при разработке новых моделей. В результате этого рождаются весьма интересные машины, ну, например Skoda Octavia RS.
Вообще, Шкода позиционируется как спокойная семейная машина, ну вспомните, например, рекламные ролики. В них обязательно будет присутствовать женщина, ребенок и собака. Этакая завершенная семейная идиллия, смотрите сами.
«Шкода Октавия - надежней чем крепость из подушек».
Всё здорово, реклама работает, Шкоды отлично продаются, но этого мало. И чтобы захватить еще больше рынка маркетологи ВАГ придумывают отличный ход. Представьте молодую семью выбирающую автомобиль. Женщину вполне устраивает Шкода и она начинает свое психологическое давление. Понятное дело, что мужчине не хочется ездить на Шкоде, это скучно и уныло. Я не знаю ни одного холостяка на Шкоде, зато все семейные сплошь на Шкодах. Но так же каждый мужчина знает, что лучше скучно ездить на унылой Шкоде, чем спорить с женщиной. И тут появляется идеальный, компромиссный вариант - Skoda Octavia RS, вроде всё та же скучная и банальная Шкода, но уже с мощным мотором, довольно быстрая и маневренная. И все довольны! (на самом деле нет)
Вроде как уже подкаблучник, но еще сопротивляется. Просто посмотрите как позиционируют Skoda Octavia RS -
Нет, нет, ты не тряпка! Успокойся, да, ты тоже крутой, почти как взрослые!
Любой психотерапевт вам скажет, что сегодня есть немало примеров, когда мужчину после нескольких лет брака женщина успешно превращает, как говорят в народе, «в тряпку», такова общая тенденция в современном обществе. Интересно, что после этого такая женщина перестает интересоваться этим мужчиной, и пара распадается (инверсия ролей). Это главная причина, почему нельзя вести переговоры с террористами, но, впрочем, это тема другого поста.
Многие производители бюджетных автомобилей используют этот прием – такие заряженные семейные автомобили есть почти у каждого производителя. Идет и обратный процесс – та же БМВ теперь ставит на машины такие простые и маломощные двигатели, что при всем желании агрессивно ездить на них не получится, но это привлекает дополнительную аудиторию покупателей.
Кстати, большой ошибкой считалась комплектация Шкод современной роботизированной коробки передач DSG. Дело в том, что выбор типа коробки передач тоже обусловлен психологическими аспектами. Люди консервативные, те, кто хочет максимально управлять своей жизнью, выбирают стандартную механическую коробку передач. Те, кто предпочитает больший комфорт и надежность, выбирают автоматические коробки. Роботизированные коробки это удел молодых людей, которых не пугает новизна и ненадежность. Исходя из этого, для семейной машины больше подходит автоматическая АКПП и многие потенциальные клиенты отказались от покупки Шкоды в пользу аналогов с другим типом АКПП. ВАГ долго не мог победить инертность в негативном восприятии новой роботизированной КПП, хотя делал все по уму. Сначала этот тип серийно появился на спортивных Порше (PDK), затем на премиум бренде Ауди (S-Tronic) и спортивном Фольцвагене Гольф, покупателей которых в меньшей степени интересует надежность, затем на остальных Фольцвагенах и только потом уже на Шкодах. Потребовалось более 10 лет, чтобы преодолеть негативное восприятие новой коробки передач потенциальными покупателями Шкод.
И да, Феноменом успешности и популярности Гелендвагена заключается в том, что сегодня это одна из немногих машин, до которых еще не добрались женщины. Это мощная, брутальная, квадратная, неудобная машина, в которой вазочка для цветов пока не появилась, а крюки для транспортировки вертолетом ещё остались.
И раз уж зашла речь про большие джипы. Размер, конечно, имеет значение, но «комплекс большого джипа» в значительно степени миф. В этом вопросе намного меньше от Фрейда, чем некоторым хотелось бы. Статистика говорит, что большие внедорожники предпочитают люди солидные и основательные, которым уже не надо доказывать свой статус. Кстати, «лысый из браззерс» ездит на здоровенном джипе Форд 150 Раптор. К нему вопросы есть? Ну, в общем, вы поняли.
А если человек хочет расписаться в собственном безвкусии, он покупает Инфинити.
Отдельно стоит упомянуть про украшательство наклейками (или аэрографией), как один из способов самовыражения.
Часто ли вы видите наклейки типа «Любимая, спасибо за сына (дочку)» на дорогих машинах? На новых Мерседесах, БМВ? Нет, вся эта показушная пошлость удел простых и эмоциональных людей на простых машинах. Спрашивается, если обращение к «любимой», то зачем наклейка на машину? И как должны реагировать окружающие? Хвалить? Завидовать? Скидываться деньгами? Нет, это всего лишь попытка поднять свой статус в глазах окружающих, так как в нашем обществе принято считать, что люди с детьми имеют статус выше, чем бездетные.
Да и вряд ли у владельца БМВ окажется жена, которой понравится такой перфоманс. Выбор машины сильно коррелируется с выбором женщины, тут все взаимосвязано. Но это тема для другого поста.
Обратите внимание и на наклейку Apple в правом верхнем углу. Все это совершенно определенно говорит о том, что человек ревностно относится к своему статусу, жаждет утверждения и одобрения со стороны окружающих.
А как вам такое? Питбуль - символ агрессии и водитель этого Рено, прямо скажем, не самой статусной машины, пытается компенсировать свою недостаточную крутость и демонстрирует окружающим агрессивную наклейку. Но опять же, все это говорит лишь о том, что человек сам себя не чувствует гармонично и нуждается в самоутверждении. Ответьте, зачем такая наклейка уверенному в себе человеку? (Ну или это последователь не самого адекватного движения Smotra.ru и его неадекватного мастера отжиманий и приседаний, который первым стал клеить питбуля на свои машины)
Не подумайте, что выше написанное несет какой-то негативный оттенок. Нет, самовыражают себя не только недостаточно уверенные в себе люди. Часто встречаются и нейтральные наклейки, ироничные, смешные и т.д.
В любом случае, наклейка прекрасно характеризует человека, ведь наносится она целенаправленно, пусть даже «цель» не всегда в полной мере осознается человеком.
Если в салоне машины развешены иконки, талисманы, кивающие собачки, плюшевые игрушки и т.д, это выдает человека с мистическим складом ума со всеми вытекающими последствиями.
Стоит отметить и стиль вождения, который так же определяется характером, темпераментом человека. То, как человек себя ведет на дороге, куда ярче свидетельствует о его темпераменте, чем поведение дома или на рабочем месте. И именно характер является отсчетной точкой при выборе автомобиля. Не БМВ делает человека агрессивным, а агрессивный человек выбирает БМВ как машину, в большей степени соответствующую его характеру. Хотя, конечно, и влияние имиджа марки на манеру вождения списывать со счетов не стоит. Если человек водит машину уверенно, скорее всего, он и в остальном будет таким же.
Значение имеет посадка за рулем, положение рук на руле, пристегивается ли водитель или нет, разговаривает ли во время движения по телефону и т.д.
Отдельное проявление долбоебизма это любовь к красивым или блатным номерам. Лучше всего про это сказал один знакомый гаишник. Я, говорит, все номера делю на три типа – реально крутые номера – всякие АМР, ЕКХ и т.д., красивые номера – всякие 777, 555, одинаковые буквы ААА, ООО и т.п., ну и простые номера. С крутыми номерами все понятно, они очень дорого стоят и простой человек даже не выйдет на их покупку, плюс бонусом обычно мигалка и джип с охраной, то есть, владелец действительно человек влиятельный и упражняться с ним чревато. С простыми номерами тоже все ясно – это простые люди, которые не заморачиваются или просто денег нет. А вот владельцы красивых номеров, со слов гаишника, это самый смак! Такие номера говорят о том, что у человека деньги есть, но как их потратить он не знает. Поэтому владельцы красивых номеров это самый ценный контингент для «развода» на деньги, они довольно глупы, заносчивы и легко поддаются на провокации. Я, говорит, ни одного такого просто так не отпустил. Просекли эту тему и воришки номеров (сейчас эту лавочку прикрыли). Так вот, если с владельцев простых номеров они требовали 2-3 тысячи за возврат номеров, то с владельцев красивых номеров просили уже 5-15 тысяч и более.
В общем, все как в «народном фольклоре» —
Номерок блатной — три семерочки
Едет-катит фраерок, ксивы-корочки
Номерок блатной, да три семерочки
Не помогут тебе, фраер, твои корочки.
Про психологию выбора автомобиля по цвету я писать не буду, кучу статей вы найдете в изобилии в интернете и без моей помощи. Но, ещё раз, не стоит все принимать как истину в последней инстанции, просто примите к сведению.
Всё это лишь вершина айсберга. Есть бесконечное множество сочетаний всех этих факторов, но наблюдательность поможет вам провести правильный анализ личности.
И еще. Те же психологи утверждают, что если в глубинах подсознания засела мысль о смене автомобиля, значит вы его переросли, и пришло время шагнуть на новую ступень своего «Я». С новым автомобилем, естественно. Текст truespec