Найти тему

О запрете телефонов на уроках

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Учитель словесности Сергей Волков, мастер педагогики, на которого хочется равняться, к которому на курсы по подготовке к ЕГЭ не попасть, места разбираются через 30 минут после анонса, которого схантила «Новая школа», а на мастер-классы к нему съезжаются учителя со всей страны... (я могу продолжать перечислять) в общем, Сергей Волков, использует на уроке мобильные телефоны. Например, когда изучает с подростками «Пиковую даму». Они читают отрывок про встречу Германа с графиней, измеряют в специальном приложении свой пульс в разных состояниях, а потом рассуждают, что чувствовал Герман, когда смотрел на графиню.

Моя знакомая учительница биологии, не такая известная, как Сергей Волков, но не менее талантливая (работает в обычной государственной школе), к ней дети бегут на урок, боятся его пропустить, она очень часто использует на уроке мобильные телефоны. Например, в классах, где у всех детей смартфоны, её любимая фишка — QR-коды. «А чтобы себя проверить, правильные ответы вы можете найти по QR-коду», «А если вам интересно посмотреть прямо сейчас, как ведёт себя сердце во время инфаркта, по QR-коду есть классное видео с 3D-моделью», почему-то всем 100-процентно всегда интересно.

Я могу продолжать... примеров много, в том числе из моей собственной практики преподавания языков, хотя себя хвалить не очень удобно. Я лучше ещё приведу слова сына. 1 сентября, когда появился новый закон, я его спросила:

— А вы же до запрета с телефонами на уроках были?

— Да.

— А как вы ими пользовались?

— У нас задания часто связаны с гаджетом. Иногда приложения нужны. Иногда референсы посмотреть.

— А для развлечений?

— Нет, на уроках не до этого. Ты всё время что-то делаешь, думаешь. Тем более у нас интересно.

— А мессенджеры? Хотя да, что я спрашиваю, до тебя никогда не дописаться в школе...

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Думаю, вы уже поняли, что я думаю о новом запрете. Внешняя причина формально кажется адекватной и во благо детей. Вроде бы убрали телефоны по СанПин, чтобы даже в образовательных целях ими не пользоваться, так как экраны маленькие. Я, простите, в эти благие намерения не верю. Если бы чиновникам было реально важно здоровье детей, то дети не несли бы такую непомерную нагрузку, не сидели бы до часу ночи над «домашками», уже в первом классе на собрании родителям не заявляли бы: «Программа теперь не рассчитана на изучение только в школе, или нанимайте репетиторов, или сидите с детьми сами», Министерство просвещения давно бы занялось проблемой травли, которая калечит сейчас по статистике каждого второго, и дети не выходили бы после 11 класса с букетом диагнозов, которых в первом классе не было.

Реальные причины запрета банальны и всем нам понятны. Детям часто просто неинтересно на уроке, у учителя часто нет инструментов, чтобы вовлечь, в педвузе по-прежнему этому не учат. Обучать инструментам вовлечения стало сейчас критически важно, ведь гаджеты и Гугл конкурируют со всеми нами, с учителями, с родителями. Но, конечно, чиновникам гораздо проще ввести запрет, чем массово обучить педагогов. А сложного-то ничего нет. Методики, технологии известны. Во всём мире работают. Когда я преподаю технологию Кооперативного обучения педагогам, слышу всегда одну и ту же фразу: «Почему я не знала всех этих инструментов раньше? Почему в вузе это не дают?» Не знаю почему. А ведь всё, что принято называть «новаторством», старо как мир, всё по Выготскому, по нему родному. Почему его в теории в вузе изучают, а как его труды переложить в конкретные приёмы — нет?

Изменит ли запрет телефонов ситуацию? Внешне, пожалуй, да. Будет казаться, что дети присутствуют на уроке. Теперь они, как в моём школьном детстве 30 лет назад будут смотреть в окно, чиркать на листочке (или на парте), иногда даже смотреть стеклянным взглядом перед собой. Не все, но большинство. Будут ли они реально на уроке? Будет ли теперь с запретом гаджетов происходить не только ПРЕПОДАВАНИЕ, но и ОБУЧЕНИЕ? Сомневаюсь.

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

И что теперь? Не запрещать телефоны? Возможно, именно в нашей системе образования, это единственный выход. Не знаю. Можно ведь пойти дальше. Приклеить детей к парте скотчем, заставить всех сидеть ровно, не шелохнувшись, глаза в затылок. Картинка будет казаться ещё более красивой. А на самом деле — страшной. Когда дети молчат, не шевелятся, нет здорового рабочего шума, отвечают один раз за урок, когда учитель спросил, желательно близко к тексту, мы просто запечатываем процесс мышления. Создаём имитацию обучения.

Соглашусь, что проблема зависимости от гаджетов существует, причём, у нас, взрослых тоже. Зависимость обычно лечат полной абстиненцией. Но когда лечишь зависимость, пустоту важно чем-то заполнить. Чем она будет заполняться в школе? Все ли учителя готовы делать качественно иные уроки, где создаётся среда, в которой можно вовлечь каждого? Или нам будет достаточно внешней дисциплины, чтобы решить, что вот теперь-то без гаджетов жизнь наладилась, дети стали реально учиться, а не просто присутствовать на уроке?

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

PS

Предвосхищаю гневные комментарии в стиле «Дети сейчас другие, они ничего не хотят!» В моём школьном детстве говорили так же. В детстве моей мамы им говорили так же. В детстве моей бабушки, кажется, с детьми вообще не особо разговаривали. Я тоже работаю с детьми, вижу разных детей. Я тоже вижу тех, которых очень сложно вовлечь даже, например, у меня в «ИнноПарке», хотя, казалось бы, у меня для этого есть и классное оборудование, и неравнодушные сотрудники, и чиновники не довлеют. Я редко, но всё же иногда вижу этот пустой взгляд. И это огромная трагедия.

Ещё не родился нормальный ребёнок, который не хочет учиться. Это вшито в его природу (я не говорю про случаи нарушения ментальных функций). Все дети хотят узнавать и познавать. Если я, как педагог, получаю ребёнка с пустым взглядом, который ничего не хочет, значит, его мотивацию кто-то убил. Или предыдущий педагог, или семья, или они вместе. Страшно, когда мы получаем такого ребёнка уже в первом классе. Ребёнок не виноват в этом. К нему можно только проявить сочувствие и постараться сделать всё, что я могу, чтобы мотивацию вернуть. Если запрет телефонов в школе означает, что учителя найдут чем заполнить пустоту, я буду только рада. Как говорил Дима Зицер ещё до запретов: «Если забираете гаджеты, будьте готовы что-то предложить, тратить время, реально увлекать и вовлекать детей».

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.