Найти в Дзене
РосАккЛаб

Могут ли родственники работать вместе в лаборатории? Нет ли здесь конфликта интересов?

На вполне обычный вопрос, задаваемый на форумах:

- Могут ли родственники работать вместе в одной лаборатории, например муж с женой?

Дается, как правило, один ответ:

- Не могут из-за конфликта интересов!

Но ответ этот неверный, поэтому назрела необходимость прояснить, что такое конфликт интересов и как он влияет на лабораторную деятельность.

Многие менеджеры по качеству и руководители лабораторий весьма слабо представляют себе, какую именно угрозу беспристрастности представляет конфликт интересов и что такое конфликт интересов. Но большинство при этом вполне обосновано считают, что конфликт интересов представляет собой наибольшую угрозу беспристрастности.

В ГОСТ ISO/IEC17025-2019 в разделе определений написано:

«3.1. беспристрастность (impartiality): наличие объективности.

Примечание 1 — Объективность означает, что отсутствуют конфликты интересов или они разрешаются таким образом, что не оказывают негативного влияния на последующую деятельность лаборатории (3.6).»

С одной стороны один термин объясняется через другой непонятный термин (вот такая вот тавтология в официальном документе), с другой стороны уточняется, что должны отсутствовать конфликты интересов. Далее в примечании 2 мы читаем:

«Примечание 2 — Другими терминами, используемыми при передаче сути составляющих беспристрастности, являются «отсутствие конфликтов интересов», «отсутствие предвзятости», «отсутствие предубеждений», «нейтралитет», «справедливость», «открытость», «объективность», «отстраненность» и «паритет». [ИСТОЧНИК: ISO/IEC 17021-1:2015, 3.2, изменено — в примечании 1 слова «органа по сертификации» заменены на «лаборатории», в примечании 2 слово «независимость» исключено из списка.]»

Здесь уже немного проясняется что имеется в виду, а также дается ссылка на еще один нормативный документ - ISO/IEC 17021-1:2015 — запомним его и к нему еще вернемся.

Далее в ГОСТ ISO/IEC17025-2019 есть пункты по рискам для беспристрастности:

«4.1.4. Лаборатория должна идентифицировать риски для своей беспристрастности на постоянной основе. Это должно включать риски, которые возникают в процессе ее деятельности, в результате ее отношений или отношений ее персонала. Вместе с тем такие отношения не обязательно представляют собой риск для беспристрастности лаборатории».

Обратите внимание на фразу: «в результате ее отношений или отношений ее персонала». Здесь немного не понятно, какие же отношения имеются в виду. Но далее ведь есть примечание:

«Примечание — Отношения, которые угрожают беспристрастности лаборатории, могут основываться на праве собственности, управлении, руководстве, персонале, общих ресурсах, финансах, договорах, маркетинге (включая брэндинг) и комиссионных выплатах или на других видах стимулирования в отношении новых заказчиков и т. п.»

Из примечания можно догадаться, что рассматриваются отношения с заказчиками, хотя это описано не точно, поэтому продолжим наши изыскания в смежных нормативных документах. Предупреждая логичные вопросы, поясняю, что данные документы не являются обязательными для применения лабораторией, но их можно (и нужно) использовать при анализе (идентификации) рисков для своей беспристрастности, который является обязательной процедурой.

Рассмотрим сначала ISO/IEC 17021-1:2015, а вернее русский вариант ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017. Там мы находим следующие пункты по угрозам для беспристрастности:

«4.2.2 Общепризнано, что источником дохода органа по сертификации является плата заказчика за сертификацию, и это является потенциальной угрозой для сохранения беспристрастности.»

«4.2.4 Угрозы для сохранения беспристрастности, в частности, могут включать в себя следующее:

a) собственная выгода: угроза возникает в случае, когда человек или организация действуют в личных интересах. В случае сертификации угрозой беспристрастности является финансовый интерес;

b) анализ собственной деятельности: угроза возникает при анализе человеком или организацией собственной работы. Выполнение аудита систем менеджмента заказчика, которому орган по сертификации предоставлял консультации по системам менеджмента, может привести к анализу собственной работы;

c) близкие отношения (или доверие): угроза возникает при слишком близких отношениях с лицом или организацией или в том случае, когда аудитор слишком доверяет другому лицу вместо того, чтобы искать свидетельства аудита;

d) запугивание: угроза возникает, когда у человека или органа возникает ощущение, что им открыто или скрытым образом угрожают, например, заменой или сообщением руководству.»

Как видите, здесь приводятся угрозы беспристрастности от взаимоотношений органа по сертификации или его сотрудников с заказчиком.

Посмотри еще один основополагающий документ по беспристрастности - ГОСТ Р 54294-2010/ISO/PAS/17001:2005 «Оценка соответствия. Беспристрастность. Принципы и требования». И там приводится наиболее полный список угроз для беспристрастности, который каждой лаборатории следует включить в свой реестр рисков:

«5.3 К угрозам для беспристрастности относят предвзятость, которая может возникать вследствие:

a) личной выгоды (например, чрезмерная зависимость от контракта на оказание услуг или вознаграждений, либо страх потерять клиента, или страх оказаться безработным до такой степени, что это неблагоприятно влияет на объективность при осуществлении деятельности по оценке соответствия);

b) самопроверки (например, осуществление деятельности по оценке соответствия, в которой орган оценивает результаты других услуг, которые он уже оказал, например услуги по проектированию или консультационные услуги);

c) заступничества (например, орган или его персонал выступает в поддержку или в противовес определенной компании, которая одновременно является его клиентом, при разрешении спора или на судебном процессе);

d) чрезмерной фамильярности, т.е. угроза, которая возникает от того, что орган или его персонал действует слишком фамильярно или чересчур доверительно вместо того, чтобы пытаться найти свидетельство соответствия (например, в контексте оценки соответствия систем менеджмента развитие с течением времени отношений между персоналом, осуществляющим оценку соответствия, и персоналом заказчика или организации, что неблагоприятно влияет на объективность и тщательность выполнения действий по оценке соответствия для данного заказчика; при сертификации продукции и в отношении лабораторий управлять данным риском гораздо сложнее, потому что потребность в персонале для оценки с очень специфическим опытом часто ограничивает наличие квалифицированных сотрудников);

e) устрашения (например, угрозы клиента или другой заинтересованной стороны или страх, связанный с ними, могут влиять на объективность действий органа или его персонала);

f) соперничества (например, между оцениваемой компанией и сторонним техническим экспертом по оценке).»

И вот в этом основополагающем документе все угрозы беспристрастности выделяются из отношений с заказчиком, а не внутри органа по оценке соответствия. Таким образом отношения внутри лаборатории, то есть вообще любые отношения между сотрудниками самой лаборатории, в том числе родственные или матримониальные, не могут рассматриваться как угрозы беспристрастности из-за конфликта интересов. Поэтому правильный ответ, на вопрос поставленный вначале:

- Конечно могут!

Возможно любопытные читатели тут спросят: «А что же тогда является конфликтом интересов?». Но это вопрос отдельной большой статьи.