Найти тему
Советская авиация

АНТ-2: самая первая советская «калоша»

Оглавление

АНТ-2 ‒ первый советский цельнометаллический самолёт. Он появился благодаря созданию в 1922 году первого отечественного сплава, пригодного для использования в авиастроении ‒ кольчугалюминия (алюминия с добавкой 0,5 % никеля, а также меди и марганца). Прежде в наличии имелся только дорогой немецкий дюраль.

Вскоре после появления кольчугалюминия А.Н. Туполев приступил к постройке самолёта АНТ-2, которая завершилась в мае 1924 года. В тот период Андрей Николаевич возглавлял Отдел авиации, гидроавиации и опытного строительства (АГОС) Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В числе создателей АНТ-2 числился и знаменитый в будущем конструктор В.М. Петляков.

АНТ-2 во дворе ЦАГИ после сборки. Май 1924 года. Фото с сайта aviahistory.ucoz.ru
АНТ-2 во дворе ЦАГИ после сборки. Май 1924 года. Фото с сайта aviahistory.ucoz.ru

Фюзеляж АНТ-2 в сечении был треугольным, что увеличивало жёсткость и позволяло отказаться от распорок. Между гладкой и гофрированной обшивкой конструкторы сделали выбор в пользу второй: она лучше распределяла нагрузку, и позволяла при имевшихся технологических возможностях применять более простые инженерные решения. Шаг гофрирования составлял 40 мм, высота ‒ 8 мм.

Фюзеляж АНТ-2 в ЦАГИ. Весна 1924 года. Фото с сайта aviahistory.ucoz.ru
Фюзеляж АНТ-2 в ЦАГИ. Весна 1924 года. Фото с сайта aviahistory.ucoz.ru

Самолёт имел прямое свободнонесущее двухлонжеронное крыло.

Крыло АНТ-2 в ЦАГИ. Весна 1924 года. Фото с сайта aviahistory.ucoz.ru
Крыло АНТ-2 в ЦАГИ. Весна 1924 года. Фото с сайта aviahistory.ucoz.ru

Шасси было представлено двумя амортизированными колёсами в передней части фюзеляжа и хвостовым костылём. В целом, компоновка самолёта была традиционной для лёгких монопланов 1920-х годов, как деревянных, так и цельнометаллических. В качестве примера можно привести Junkers J.15, поднявшийся в воздух в 1920 году.

Сборка АНТ-2 в ЦАГИ. Весна 1924 года. Фото с сайта aviahistory.ucoz.ru
Сборка АНТ-2 в ЦАГИ. Весна 1924 года. Фото с сайта aviahistory.ucoz.ru

АНТ-2 был оснащён трёхцилиндровым двигателем воздушного охлаждения Lucifer английской фирмы Bristol мощностью в 100 л.с. Двигатель заводился пусковым магнето или рукояткой. Винт ‒ деревянный двухлопастной типа НЕЖ (Николай Егорович Жуковский), диаметром 2,2 м.

Двигатель АНТ-2 в ЦАГИ. Май 1924 года. Фото с сайта aviahistory.ucoz.ru
Двигатель АНТ-2 в ЦАГИ. Май 1924 года. Фото с сайта aviahistory.ucoz.ru

Кабина пилота была открытая с ветрозащитным целлулоидным козырьком.

Н.И. Петров в кабине АНТ-2 перед первым полётом. Ходынское поле. 26 мая 1924 года. Фото с сайта aviahistory.ucoz.ru
Н.И. Петров в кабине АНТ-2 перед первым полётом. Ходынское поле. 26 мая 1924 года. Фото с сайта aviahistory.ucoz.ru

На приборной доске были установлены указатели высоты, скорости, частоты вращения двигателя, запаса бензина, давления и температуры масла.

Приборная доска АНТ-2. Фото с сайта airwar.ru
Приборная доска АНТ-2. Фото с сайта airwar.ru

За кабиной располагался закрытый пассажирский салон с отдельной входной дверью. В салоне были установлены два камышовых плетённых кресла, лицом друг к другу. По каждому борту имелось по три иллюминатора.

Конструкторы А.Н. Туполев и Н.С. Некрасов в пассажирской кабине АНТ-2. 1924 год. Фото с сайта aviahistory.ucoz.ru
Конструкторы А.Н. Туполев и Н.С. Некрасов в пассажирской кабине АНТ-2. 1924 год. Фото с сайта aviahistory.ucoz.ru

Первый полёт на АНТ-2 лётчик-инженер Николай Иванович Петров совершил 26 мая 1924 года с Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве.

АНТ-2 перед первым полётом. Ходынское поле. 26 мая 1924 года. Фото с сайта aviahistory.ucoz.ru
АНТ-2 перед первым полётом. Ходынское поле. 26 мая 1924 года. Фото с сайта aviahistory.ucoz.ru

Спустя два дня прошли первые официальные испытания в присутствии руководства Главного Управления Рабоче-крестьянского Красного воздушного флота (ГУ РККВФ) и ЦАГИ. Самолёт развил скорость 169,7 км/ч. С 11 июня АНТ-2 проходил эксплуатационные испытания, совершая полёты с пассажирами. С двумя пассажирами он поднимался на высоту 1 км за 7 мин., на 2 км ‒ за 17 мин., на 3 км ‒ за 39 мин. Выяснилось, что у машины недостаточна путевая устойчивость, поэтому при доработках увеличили площадь киля.

АНТ-2 перед первым полётом. Ходынское поле. 26 мая 1924 года. Фото с сайта авиару.рф
АНТ-2 перед первым полётом. Ходынское поле. 26 мая 1924 года. Фото с сайта авиару.рф

Далее АНТ-2 был передан в ГУ РККВФ. 1 июля 1924 года он участвовал в воздушном параде, организованном Обществом друзей воздушного флота (ОДВФ) в связи с торжественной передачей XIII съезду РКП(б) эскадрильи самолётов им. В.И. Ленина. В 1925 году АНТ-2 планировался для перелёта Москва ‒ Париж, но перелёт не состоялся.

С августа 1924 года по апрель 1925 года самолёт проходил тщательные повторные испытания комиссией Научно-опытного аэродрома (НОА) в составе: председатель инженер Андреев, члены ‒ красные военлёты Филиппов, Растегаев, Захаров, Савельев. Зимой 1924/1925 года испытывался с лыжным шасси.

АНТ-2 на лыжах. Зима 1924/1925 годов. Фото с сайта aviahistory.ucoz.ru
АНТ-2 на лыжах. Зима 1924/1925 годов. Фото с сайта aviahistory.ucoz.ru

В 1930 году в авиамастерских завода Госпромцветмета в Кольчугино началось серийное производство самолётов АНТ-2бис с 200-сильными американскими двигателями Wright J-4 Whirlwind, но достроен был лишь один самолёт, который впоследствии использовался для перевозки почты. Наладить производство АНТ-2бис не удалось из-за дефицита моторов, металла, а также загрузки КБ работами по развертыванию серии АНТ-3. Несмотря на это, АНТ-2 сыграл важную историческую роль, открыв путь применению металла в самолётостроении СССР и послужив школой для создания более совершенных цельнометаллических самолётов.

Уже в 1927 году АНТ-2 стал одним из первых экспонатов только что открывшегося Центрального аэрохимического музея им. М.В. Фрунзе.

АНТ-2 в Аэрохиммузее. 1927 год. Фото с сайта aviahistory.ucoz.ru
АНТ-2 в Аэрохиммузее. 1927 год. Фото с сайта aviahistory.ucoz.ru

11 октября 1960 года АНТ-2 вместе с другими экспонатами передали из Центрального дома авиации (ЦДА) в монинский музей ВВС, где первоначально разместили в зале № 6 «Советские ВВС в Великой Отечественной войне».

АНТ-2 в Монино. 1977 год. Фото из архива ТАСС
АНТ-2 в Монино. 1977 год. Фото из архива ТАСС

В 1979 году самолёт снимался в фильме «Поэма о крыльях». В сцене актёр Владислав Стржельчик, играющий постаревшего А.Н. Туполева, проходя по экспозиции монинского музея, подходит к АНТ-2, установленному между Ту-95ЛЛ и Ту-114. Произнося «Вот и он ‒ наш цельнометаллический первенец», актёр проводит рукой по гофрированной обшивке, вызывая этим характерный звук.

Кадр из фильма «Поэма о крыльях» с сайта aviahistory.ucoz.ru
Кадр из фильма «Поэма о крыльях» с сайта aviahistory.ucoz.ru

В 1985 году АНТ-2 демонстрировался на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве. Его установили на временный постамент перед входом в «монреальский» павильон № 70 «Москва».

АНТ-2 на ВДНХ. Сентябрь 1985 года. Фото Антона Петрова с сайта aviahistory.ucoz.ru
АНТ-2 на ВДНХ. Сентябрь 1985 года. Фото Антона Петрова с сайта aviahistory.ucoz.ru

Во время транспортировки и монтажа на ВДНХ самолету повредили верхнюю часть фюзеляжа на стыке центроплана и потолка кабины.

2010 год. Фото Игоря Колоколова
2010 год. Фото Игоря Колоколова

На рубеже 1980/1990-х годов АНТ-2 выкатывали на поле монинского аэродрома вместе с «Сопвичем», «Вуазеном» для съёмок фильма, название которого установить пока не удалось.

1989-1991 годы. Фото Николая Якубовича
1989-1991 годы. Фото Николая Якубовича

В 1990 году самолёт переместили в ангар № 8 «Уникальные летательные аппараты», где разместили под крылом макета АНТ-25. К тому времени серебристая обшивка начала приобретать рыжеватый оттенок, напоминающий ржавчину. Это пришёл в негодность лак, также как на старинных картинах.

2010 год. Фото Игоря Колоколова
2010 год. Фото Игоря Колоколова

29 мая 1995 года, согласно протоколу № 4 Экспертного Совета при Политехническом музее, АНТ-2 одним из первых 27 экспонатов музея был сертифицирован как «Памятник науки и техники».

Карманный календарик «Музей ВВС» на 1993 год
Карманный календарик «Музей ВВС» на 1993 год

В 2015 году бригада ООО «Византия» в рамках спонсорской помощи музею обновила лакокрасочное покрытие АНТ-2. К сожалению, при этом была нарушена оригинальная схема окраски (хотя, с 1924 по 1927 год самолёт сменил столько схем, поэтому выбрать оригинальную практически невозможно). При покраске не были восстановлены существовавшие прежде чёрные полосы на носу и кромках оперения. Пропали «тени» от красных звёзд, а сами они поменяли своё положение. Двигатель был целиком окрашен в чёрный цвет, а винт ‒ полностью в бежевый, хотя центральная часть винта до 2015 года никогда не окрашивалась, а лишь покрывалась лаком.

АНТ-2 ‒ это самый старый из дошедших до наших дней отечественных самолётов, он сохранился в единственном экземпляре. Рассмотрим его изнутри. Спустя почти сто лет в кабине уцелели все оригинальные приборы.

Кабина АНТ-2. 2010 год. Фото Игоря Колоколова
Кабина АНТ-2. 2010 год. Фото Игоря Колоколова

Самолёт управлялся ручкой, а для поворота руля направления были предусмотрены педали.

Кабина АНТ-2. 2010 год. Фото Игоря Колоколова
Кабина АНТ-2. 2010 год. Фото Игоря Колоколова

Справа находится штурвал перестановки стабилизатора.

Слева по борту был установлен сектор газа (не сохранился). Если сравнить с фотографией из Центрального дома авиации (второе фото в галерее ниже), то видно, что часть деталей фюзеляжа по левому борту была заменена при последующих реставрациях, в то время как по правому борту всё сохранилось в первозданном виде. Вероятно, это последствия экспонирования в ЦДА без фрагмента обшивки левого борта.

Внутри пассажирского салона вместо плетённых кресел в последующие годы сделаны лавки, а стены обиты дерматином.

Пассажирский салон АНТ-2. 2010 год. Фото Игоря Колоколова
Пассажирский салон АНТ-2. 2010 год. Фото Игоря Колоколова

Напоследок ‒ ещё несколько детальных фото АНТ-2, сделанные в 2010 году Игорем Колоколовым:

Источники и дополнительная информация:

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!

#самолёты #музей #монино #история экспонатов монино #ант-2 #туполев #ссср #история #авиация