АНТ-2 ‒ первый советский цельнометаллический самолёт. Он появился благодаря созданию в 1922 году первого отечественного сплава, пригодного для использования в авиастроении ‒ кольчугалюминия (алюминия с добавкой 0,5 % никеля, а также меди и марганца). Прежде в наличии имелся только дорогой немецкий дюраль.
Вскоре после появления кольчугалюминия А.Н. Туполев приступил к постройке самолёта АНТ-2, которая завершилась в мае 1924 года. В тот период Андрей Николаевич возглавлял Отдел авиации, гидроавиации и опытного строительства (АГОС) Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В числе создателей АНТ-2 числился и знаменитый в будущем конструктор В.М. Петляков.
Фюзеляж АНТ-2 в сечении был треугольным, что увеличивало жёсткость и позволяло отказаться от распорок. Между гладкой и гофрированной обшивкой конструкторы сделали выбор в пользу второй: она лучше распределяла нагрузку, и позволяла при имевшихся технологических возможностях применять более простые инженерные решения. Шаг гофрирования составлял 40 мм, высота ‒ 8 мм.
Самолёт имел прямое свободнонесущее двухлонжеронное крыло.
Шасси было представлено двумя амортизированными колёсами в передней части фюзеляжа и хвостовым костылём. В целом, компоновка самолёта была традиционной для лёгких монопланов 1920-х годов, как деревянных, так и цельнометаллических. В качестве примера можно привести Junkers J.15, поднявшийся в воздух в 1920 году.
АНТ-2 был оснащён трёхцилиндровым двигателем воздушного охлаждения Lucifer английской фирмы Bristol мощностью в 100 л.с. Двигатель заводился пусковым магнето или рукояткой. Винт ‒ деревянный двухлопастной типа НЕЖ (Николай Егорович Жуковский), диаметром 2,2 м.
Кабина пилота была открытая с ветрозащитным целлулоидным козырьком.
На приборной доске были установлены указатели высоты, скорости, частоты вращения двигателя, запаса бензина, давления и температуры масла.
За кабиной располагался закрытый пассажирский салон с отдельной входной дверью. В салоне были установлены два камышовых плетённых кресла, лицом друг к другу. По каждому борту имелось по три иллюминатора.
Первый полёт на АНТ-2 лётчик-инженер Николай Иванович Петров совершил 26 мая 1924 года с Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве.
Спустя два дня прошли первые официальные испытания в присутствии руководства Главного Управления Рабоче-крестьянского Красного воздушного флота (ГУ РККВФ) и ЦАГИ. Самолёт развил скорость 169,7 км/ч. С 11 июня АНТ-2 проходил эксплуатационные испытания, совершая полёты с пассажирами. С двумя пассажирами он поднимался на высоту 1 км за 7 мин., на 2 км ‒ за 17 мин., на 3 км ‒ за 39 мин. Выяснилось, что у машины недостаточна путевая устойчивость, поэтому при доработках увеличили площадь киля.
Далее АНТ-2 был передан в ГУ РККВФ. 1 июля 1924 года он участвовал в воздушном параде, организованном Обществом друзей воздушного флота (ОДВФ) в связи с торжественной передачей XIII съезду РКП(б) эскадрильи самолётов им. В.И. Ленина. В 1925 году АНТ-2 планировался для перелёта Москва ‒ Париж, но перелёт не состоялся.
С августа 1924 года по апрель 1925 года самолёт проходил тщательные повторные испытания комиссией Научно-опытного аэродрома (НОА) в составе: председатель инженер Андреев, члены ‒ красные военлёты Филиппов, Растегаев, Захаров, Савельев. Зимой 1924/1925 года испытывался с лыжным шасси.
В 1930 году в авиамастерских завода Госпромцветмета в Кольчугино началось серийное производство самолётов АНТ-2бис с 200-сильными американскими двигателями Wright J-4 Whirlwind, но достроен был лишь один самолёт, который впоследствии использовался для перевозки почты. Наладить производство АНТ-2бис не удалось из-за дефицита моторов, металла, а также загрузки КБ работами по развертыванию серии АНТ-3. Несмотря на это, АНТ-2 сыграл важную историческую роль, открыв путь применению металла в самолётостроении СССР и послужив школой для создания более совершенных цельнометаллических самолётов.
Уже в 1927 году АНТ-2 стал одним из первых экспонатов только что открывшегося Центрального аэрохимического музея им. М.В. Фрунзе.
11 октября 1960 года АНТ-2 вместе с другими экспонатами передали из Центрального дома авиации (ЦДА) в монинский музей ВВС, где первоначально разместили в зале № 6 «Советские ВВС в Великой Отечественной войне».
В 1979 году самолёт снимался в фильме «Поэма о крыльях». В сцене актёр Владислав Стржельчик, играющий постаревшего А.Н. Туполева, проходя по экспозиции монинского музея, подходит к АНТ-2, установленному между Ту-95ЛЛ и Ту-114. Произнося «Вот и он ‒ наш цельнометаллический первенец», актёр проводит рукой по гофрированной обшивке, вызывая этим характерный звук.
В 1985 году АНТ-2 демонстрировался на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве. Его установили на временный постамент перед входом в «монреальский» павильон № 70 «Москва».
Во время транспортировки и монтажа на ВДНХ самолету повредили верхнюю часть фюзеляжа на стыке центроплана и потолка кабины.
На рубеже 1980/1990-х годов АНТ-2 выкатывали на поле монинского аэродрома вместе с «Сопвичем», «Вуазеном» для съёмок фильма, название которого установить пока не удалось.
В 1990 году самолёт переместили в ангар № 8 «Уникальные летательные аппараты», где разместили под крылом макета АНТ-25. К тому времени серебристая обшивка начала приобретать рыжеватый оттенок, напоминающий ржавчину. Это пришёл в негодность лак, также как на старинных картинах.
29 мая 1995 года, согласно протоколу № 4 Экспертного Совета при Политехническом музее, АНТ-2 одним из первых 27 экспонатов музея был сертифицирован как «Памятник науки и техники».
В 2015 году бригада ООО «Византия» в рамках спонсорской помощи музею обновила лакокрасочное покрытие АНТ-2. К сожалению, при этом была нарушена оригинальная схема окраски (хотя, с 1924 по 1927 год самолёт сменил столько схем, поэтому выбрать оригинальную практически невозможно). При покраске не были восстановлены существовавшие прежде чёрные полосы на носу и кромках оперения. Пропали «тени» от красных звёзд, а сами они поменяли своё положение. Двигатель был целиком окрашен в чёрный цвет, а винт ‒ полностью в бежевый, хотя центральная часть винта до 2015 года никогда не окрашивалась, а лишь покрывалась лаком.
АНТ-2 ‒ это самый старый из дошедших до наших дней отечественных самолётов, он сохранился в единственном экземпляре. Рассмотрим его изнутри. Спустя почти сто лет в кабине уцелели все оригинальные приборы.
Самолёт управлялся ручкой, а для поворота руля направления были предусмотрены педали.
Справа находится штурвал перестановки стабилизатора.
Слева по борту был установлен сектор газа (не сохранился). Если сравнить с фотографией из Центрального дома авиации (второе фото в галерее ниже), то видно, что часть деталей фюзеляжа по левому борту была заменена при последующих реставрациях, в то время как по правому борту всё сохранилось в первозданном виде. Вероятно, это последствия экспонирования в ЦДА без фрагмента обшивки левого борта.
Внутри пассажирского салона вместо плетённых кресел в последующие годы сделаны лавки, а стены обиты дерматином.
Напоследок ‒ ещё несколько детальных фото АНТ-2, сделанные в 2010 году Игорем Колоколовым:
Источники и дополнительная информация:
Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!
#самолёты #музей #монино #история экспонатов монино #ант-2 #туполев #ссср #история #авиация