Найти тему
Советская авиация

B-25 Mitchell: белые пятна в биографии советского бомбардировщика

Оглавление

B-25 — американский цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик среднего радиуса действия. Самолёт разработан компанией North American Aviation и совершил первый полёт 19 августа 1940 года. Своё второе имя B-25 Mitchell получил в честь пропагандиста Американских ВВС Уильяма Митчелла. Всего с 1940-1945 годах было выпущено 9984 «Митчеллов» различных модификаций, которые стояли на вооружении ВВС США, Великобритании, Канады, СССР, Китая, Бразилии, Венесуэлы, Кубы, Перу, Колумбии, Чили, Мексики и Уругвая.

Бомбардировщик В-25 № 40-2165. Фото с сайта авиару.рф
Бомбардировщик В-25 № 40-2165. Фото с сайта авиару.рф

Модификация B-25D с двигателями Wright R-2600-13 Cyclone мощностью 1700 л.с. появилась в 1941 году. Самолёт оснастили автопилотом, системой антиобледенения, дополнительными бомбовыми подвесками под крылом и фюзеляжем, усилили конструкцию консолей крыла. Общая бомбовая нагрузка была доведена до 2359 кг. Всего было изготовлено 2290 таких самолётов.

B-25D Mitchell USAAF. Рисунок с сайта авиару.рф
B-25D Mitchell USAAF. Рисунок с сайта авиару.рф

СССР по ленд-лизу было получено 862 самолёта B-25, большая часть из них (725 экземпляров) поступила в действующую армию через Аляску и Сибирь. 8 самолётов было потеряно при перегонке. B-25 состоял на вооружении авиации дальнего действия с апреля 1942 по 1953 год.

Советские лётчики у B-25D-30 Рославльского 13 ГвАПДД. 1944 год
Советские лётчики у B-25D-30 Рославльского 13 ГвАПДД. 1944 год

В апреле 1942 года первые В-25С передали 37-му бомбардировочному полку. Эту часть перевели с Дальнего Востока на подмосковный аэродром Монино. Прибывшие в Монино бомбардировщики подверглись переоборудованию, поскольку у американцев в экипаж входили отдельно бомбардир (в носовой кабине) и отдельно штурман, сидевший за пилотами. У нас обе функции совмещал штурман, и для него в носовую часть переносились все навигационные приборы. Устаревший бомбовый прицел «Вимперис» снимали, заменяя отечественным ОПБ-1. Для повышения боевой живучести ввели систему наддува баков нейтральным газом. Переделкой машин занимались завод № 156 в Москве и рембаза ВВС в Монино. Однако, ни одного B-25 в Монино после войны не осталось.

Если верить сайту The B-25 History Project, то B-25D-30-NC, который сегодня можно увидеть в монинском музее ВВС, получил заводской 100-23681 и военный номер 43-3355. Он был построен в Далласе 22 октября 1943 года и передан центру модернизации в Канзас-Сити. Первый испытательный полёт длительностью 30 минут лётчик-испытатель Джеймс Мэлоун совершил 13 ноября 1943 года.

3 апреля 2021 года. Фото Игоря Колоколова
3 апреля 2021 года. Фото Игоря Колоколова

Далее самолёт через Грейт-Фоллс (Монтана) перелетел на Аляску и в марте 1944 года на аэродроме Лэдд Филд был передан советским лётчикам. В СССР самолёт поступил на службу в 362 авиаполк в составе 45 авиадивизии дальнего действия, который базировался на аэродроме Болбасово в 10 км от Орши Витебской области БССР.

Штурман капитан Н.Г. Новиков уточняет задачу по разведке погоды. Болбасово. 1944 год
Штурман капитан Н.Г. Новиков уточняет задачу по разведке погоды. Болбасово. 1944 год

Позже самолёт был передан в 3-ю эскадрилью 890 тбап, в учебное подразделение для лётчиков бомбардировочной авиации. 30 ноября 1944 года самолёт попал в инцидент. По всей видимости, произошла катастрофа во время проведения учебно-тренировочного полёта. На сайте «Авиаторы Второй мировой» есть упоминание об экипаже, который в полном составе погиб именно в этот день: командир корабля ст. лейтенант И.А. Невенчанный, летчик мл. лейтенант И.П. Касьян, штурман корабля гв. ст. лейтенант П.А. Базовкин, стрелок-радист красноармеец С.Т. Ковалёв, техник по приборам ст. техник-лейтенант Б.Я. Криволапов, адъютант эскадрильи ст. лейтенант С.И. Панфилов, механик авиавооружения красноармеец А.С. Денисов. Всех членов экипажа похоронили в одной могиле на кладбище в д. Новоселье, в непосредственной близости от аэродрома Болбасово.

Что стало причиной гибели экипажа ‒ доподлинно неизвестно. По воспоминаниям мы знаем, что в полку постоянно происходили инциденты из-за бомб, «зависших» в замках электросбрасывателей. Например, 20 декабря 1944 года самолёт B-25 № 33518, возвращаясь после бомбардировки Виндавы, при посадке подорвался на собственной неотделившейся 500 кг бомбе. Погиб экипаж ст. лейтенанта Г.М. Голубова. В журнале донесений о безвозвратных потерях записи об экипаже Голубова следуют сразу после экипажа Невенчанного. Но если у первого указано «при выполнении боевого задания», то у второго ‒ «при исполнении служебных обязанностей».

Записи в списке донесений о безвозвратных потерях с сайта obd-memorial.ru
Записи в списке донесений о безвозвратных потерях с сайта obd-memorial.ru

Что конкретно случилось с экипажем Невенчанного ‒ мы не знаем. Если предположить, что вылет был учебно-тренировочным, то самолёт мог потерпеть крушение из-за отказа техники или ошибки экипажа. В этом случае от самолёта должно было остаться большое количество крупных обломков, которые могли чудом сохраниться до начала 1990-х годов.

С другой стороны, В.Р. Котельников в книге «Бомбардировщик В-25 "Митчелл"» утверждает, что:

Из всех поставленных в СССР В-25 в настоящее время сохранился всего один. Эта машина не воевала, а совершила вынужденную посадку на трассе АЛСИБа и много лет пролежала в тайге. Её восстановили на Новосибирском авиационном заводе и передали в музей в Монино.

Возможно, автор спутал B-25 с другим монинским экспонатом ‒ A-20 Havoc, который совершенно точно потерпел аварию в тайге на трассе АЛСИБа, и был восстановлен в Новосибирске.

Так или иначе, в первой половине 1990-х годов в Новосибирске товарищество с ограниченной ответственностью «Авион» (будущее ООО «Авиареставрация») начало работу по воссозданию самолёта B-25 из сохранившихся частей нескольких таких машин. Возможно, восстанавливали Mitchell там же, где упомянутый выше A-20 Havoc ‒ в цехах СибНИА.

Восстановление A-20 Havoc в СибНИА. Фото Александра Тура
Восстановление A-20 Havoc в СибНИА. Фото Александра Тура

7 марта 1996 года B-25 поступил в экспозицию музея ВВС из Новосибирска. Первым сделать снимки нового экспоната выпала честь известному историку авиации Николаю Якубовичу.

Изначально B-25 был установлен рядом с послевоенным бомбардировщиком Ил-28.

24 августа 1996 года. Фото: Andreas Büttig
24 августа 1996 года. Фото: Andreas Büttig

К сожалению, заводской покраски хватило ненадолго: уже в 1997 году самолёт начал «облазить».

1997 год. Фото: Patrick Stantiford
1997 год. Фото: Patrick Stantiford

К 2002 году напротив «аллеи Сушек» была выстроена линейка самолётов Великой Отечественной войны. В ней «Митчелл» был установлен между Ли-2 и Bell P-63 Kingcobra. К тому времени самолёт очень сильно облез, а на рулях направления отклеилась ткань.

Летом 2002 года B-25 был отремонтирован и покрашен. При этом была почти полностью изменена схема окраски самолёта.

26 августа 2002 года. Фото: Mike Kell
26 августа 2002 года. Фото: Mike Kell

Новая краска тоже довольно быстро начала облетать, поэтому в мае 2006 года волонтёры покрасили капоты в цвет, более соответствующий оригинальному.

27 мая 2006 года. Фото: Evgen
27 мая 2006 года. Фото: Evgen

Чтобы получить нужный оливковый оттенок, смешали изумрудную, коричневую и белую краски. К сожалению, коричневый пигмент оказался некачественным, и спустя через пару лет полностью выцвел. В результате капоты приобрели несуразный зелёный оттенок. А лопасти винтов из чёрных стали почему-то голубыми.

-15

Летом 2012 года в музее происходила массовая покраска и восстановление экспонатов бригадой ЗАО «ЛИиДК-Як», при финансовой поддержке АО «Рособоронэкспорт». Среди прочих был покрашен и B-25. Ещё до покраски оказалось разбито переднее остекление командира корабля.

30 августа 2013 года. Фото: Martin Thoeni
30 августа 2013 года. Фото: Martin Thoeni

Чтобы защитить кабину от осадков, её прикрыли брезентом. Так самолёт простоял до тех пор, пока в 2015 году волонтёр Егор Богданов не изготовил и установил новый элемент остекления.

Многострадальному «Митчеллу» пришло время занять место под крышей, в экспозиции зала-ангара № 6Б. К сожалению, при попытке сдвинуть самолёт с места стойки шасси начали разрушаться, поскольку были выполнены «макетно». Пришлось приваривать отломанную тягу и думать над альтернативными вариантами перемещения. Из-за проблем с шасси B-25 стал последним самолётом времён Великой Отечественной войны, который в Монино был убран под крышу.

А убирать самолёт с улицы нужно было обязательно: он постоянно страдал от воздействий окружающей среды. Например, 28 декабря 2016 года самолёт от выпавшего снега опрокинулся на хвост.

Причём, это произошло не в первый раз. В результате самолёт получил довольно неприятные повреждения остекления хвостового отсека.

3 апреля 2021 года. Фото Игоря Колоколова
3 апреля 2021 года. Фото Игоря Колоколова

В августе 2018 года руководитель одного из строительных рынков, расположенных неподалёку от Монино, пожертвовал музею пиломатериал, крепёжные пластины и саморезы для сборки ложемента для перевозки B-25 в ангар. Ложемент собрали в ноябре 2019 года, когда стартовала активная фаза операции по перемещению экспоната. Сборкой занимался волонтёр Юлий Кудрявцев, ему помогали Артём Куликовский и Руслан Боровик.

Перед перекаткой самолёт приподняли на штабели из шпал, отремонтировали колёса и подвели ложемент под фюзеляж.

Наконец, 14 ноября 2019 года состоялась организованная сотрудниками музея перевозка B-25 в ангар № 6Б. Самолёт вместе с ложементом подняли краном, водрузили на трейлер, и так довезли до ангара.

14 ноября 2019 года. Фото Михаила Григорьева
14 ноября 2019 года. Фото Михаила Григорьева

19 февраля 2020 года была торжественно открыта новая экспозиция в ангаре № 6Б, частью которой стал и «Митчелл». Давайте рассмотрим самолёт более детально на фотографиях Игоря Колоколова.

В носовой части самолёта располагались три 12,7-мм пулемёта — два неподвижно и один с возможностью наведения, но при восстановлении не установили даже их макеты.

Пулемётные турели Bendix Amplidyne с макетами стволов 12,7-мм пулемётов.

Оригинальное остекление верхней башенки, сделанное из тонкого пластика, было повреждено в 2000-е годы и в 2012 году заменено простым стеклянным куполом.

2 сентября 2006 года. Фото с сайта aviarestorer.ru
2 сентября 2006 года. Фото с сайта aviarestorer.ru

Стойки шасси. Видимо, полностью «макетные».

Судя по всему, консоли крыла ‒ одно из немногого, что у самолёта «родное». Этот факт не позволяет считать монинский B-25 просто макетом.

28 февраля 2015 года. Фото автора
28 февраля 2015 года. Фото автора

В самолёте установлены двигатели, но это точно не Wright R-2600 Cyclone. Похоже, что за основу был взят 14-цилиндровый советский двигатель М-88, которые устанавливали на Ил-4 и Су-2, и к нему прикручен муляж редуктора.

Наконец, фото кабины монинского B-25. Очевидно, что детальным её воссозданием никто не заморачивался, а сделали по большей части «для галочки». Листнув галерею влево, вы увидите, как должна была выглядеть кабина в оригинале.

Напоследок ‒ интересный факт: в августе 2004 года в Монино оказалось одновременно два B-25. Одним из участников авиашоу «Легенды авиации» был лётчик Раймонд Ридман, прилетевший на «Митчелле» австрийской авиагруппы The Flying Bulls. Вместе с ним на самолёте совершил полёт 84-летний генерал-полковник, Герой Советского Союза Василий Решетников. Кстати, сейчас Василию Васильевичу 101 год, и живёт он в Монино.

Источники и дополнительная информация:

  1. Фотографии B-25 от Игоря Колоколова (2018, 2021 год)
  2. История 362 тбап на сайтах: allaces.ru, ava.org.ru
  3. История 890 бап на сайтах: allaces.ru, ava.org.ru

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!

#самолёты #музей #монино #история экспонатов монино #B-25 #ссср #история #авиация #великая отечественная война