B-25 — американский цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик среднего радиуса действия. Самолёт разработан компанией North American Aviation и совершил первый полёт 19 августа 1940 года. Своё второе имя B-25 Mitchell получил в честь пропагандиста Американских ВВС Уильяма Митчелла. Всего с 1940-1945 годах было выпущено 9984 «Митчеллов» различных модификаций, которые стояли на вооружении ВВС США, Великобритании, Канады, СССР, Китая, Бразилии, Венесуэлы, Кубы, Перу, Колумбии, Чили, Мексики и Уругвая.
Модификация B-25D с двигателями Wright R-2600-13 Cyclone мощностью 1700 л.с. появилась в 1941 году. Самолёт оснастили автопилотом, системой антиобледенения, дополнительными бомбовыми подвесками под крылом и фюзеляжем, усилили конструкцию консолей крыла. Общая бомбовая нагрузка была доведена до 2359 кг. Всего было изготовлено 2290 таких самолётов.
СССР по ленд-лизу было получено 862 самолёта B-25, большая часть из них (725 экземпляров) поступила в действующую армию через Аляску и Сибирь. 8 самолётов было потеряно при перегонке. B-25 состоял на вооружении авиации дальнего действия с апреля 1942 по 1953 год.
В апреле 1942 года первые В-25С передали 37-му бомбардировочному полку. Эту часть перевели с Дальнего Востока на подмосковный аэродром Монино. Прибывшие в Монино бомбардировщики подверглись переоборудованию, поскольку у американцев в экипаж входили отдельно бомбардир (в носовой кабине) и отдельно штурман, сидевший за пилотами. У нас обе функции совмещал штурман, и для него в носовую часть переносились все навигационные приборы. Устаревший бомбовый прицел «Вимперис» снимали, заменяя отечественным ОПБ-1. Для повышения боевой живучести ввели систему наддува баков нейтральным газом. Переделкой машин занимались завод № 156 в Москве и рембаза ВВС в Монино. Однако, ни одного B-25 в Монино после войны не осталось.
Если верить сайту The B-25 History Project, то B-25D-30-NC, который сегодня можно увидеть в монинском музее ВВС, получил заводской 100-23681 и военный номер 43-3355. Он был построен в Далласе 22 октября 1943 года и передан центру модернизации в Канзас-Сити. Первый испытательный полёт длительностью 30 минут лётчик-испытатель Джеймс Мэлоун совершил 13 ноября 1943 года.
Далее самолёт через Грейт-Фоллс (Монтана) перелетел на Аляску и в марте 1944 года на аэродроме Лэдд Филд был передан советским лётчикам. В СССР самолёт поступил на службу в 362 авиаполк в составе 45 авиадивизии дальнего действия, который базировался на аэродроме Болбасово в 10 км от Орши Витебской области БССР.
Позже самолёт был передан в 3-ю эскадрилью 890 тбап, в учебное подразделение для лётчиков бомбардировочной авиации. 30 ноября 1944 года самолёт попал в инцидент. По всей видимости, произошла катастрофа во время проведения учебно-тренировочного полёта. На сайте «Авиаторы Второй мировой» есть упоминание об экипаже, который в полном составе погиб именно в этот день: командир корабля ст. лейтенант И.А. Невенчанный, летчик мл. лейтенант И.П. Касьян, штурман корабля гв. ст. лейтенант П.А. Базовкин, стрелок-радист красноармеец С.Т. Ковалёв, техник по приборам ст. техник-лейтенант Б.Я. Криволапов, адъютант эскадрильи ст. лейтенант С.И. Панфилов, механик авиавооружения красноармеец А.С. Денисов. Всех членов экипажа похоронили в одной могиле на кладбище в д. Новоселье, в непосредственной близости от аэродрома Болбасово.
Что стало причиной гибели экипажа ‒ доподлинно неизвестно. По воспоминаниям мы знаем, что в полку постоянно происходили инциденты из-за бомб, «зависших» в замках электросбрасывателей. Например, 20 декабря 1944 года самолёт B-25 № 33518, возвращаясь после бомбардировки Виндавы, при посадке подорвался на собственной неотделившейся 500 кг бомбе. Погиб экипаж ст. лейтенанта Г.М. Голубова. В журнале донесений о безвозвратных потерях записи об экипаже Голубова следуют сразу после экипажа Невенчанного. Но если у первого указано «при выполнении боевого задания», то у второго ‒ «при исполнении служебных обязанностей».
Что конкретно случилось с экипажем Невенчанного ‒ мы не знаем. Если предположить, что вылет был учебно-тренировочным, то самолёт мог потерпеть крушение из-за отказа техники или ошибки экипажа. В этом случае от самолёта должно было остаться большое количество крупных обломков, которые могли чудом сохраниться до начала 1990-х годов.
С другой стороны, В.Р. Котельников в книге «Бомбардировщик В-25 "Митчелл"» утверждает, что:
Из всех поставленных в СССР В-25 в настоящее время сохранился всего один. Эта машина не воевала, а совершила вынужденную посадку на трассе АЛСИБа и много лет пролежала в тайге. Её восстановили на Новосибирском авиационном заводе и передали в музей в Монино.
Возможно, автор спутал B-25 с другим монинским экспонатом ‒ A-20 Havoc, который совершенно точно потерпел аварию в тайге на трассе АЛСИБа, и был восстановлен в Новосибирске.
Так или иначе, в первой половине 1990-х годов в Новосибирске товарищество с ограниченной ответственностью «Авион» (будущее ООО «Авиареставрация») начало работу по воссозданию самолёта B-25 из сохранившихся частей нескольких таких машин. Возможно, восстанавливали Mitchell там же, где упомянутый выше A-20 Havoc ‒ в цехах СибНИА.
7 марта 1996 года B-25 поступил в экспозицию музея ВВС из Новосибирска. Первым сделать снимки нового экспоната выпала честь известному историку авиации Николаю Якубовичу.
Изначально B-25 был установлен рядом с послевоенным бомбардировщиком Ил-28.
К сожалению, заводской покраски хватило ненадолго: уже в 1997 году самолёт начал «облазить».
К 2002 году напротив «аллеи Сушек» была выстроена линейка самолётов Великой Отечественной войны. В ней «Митчелл» был установлен между Ли-2 и Bell P-63 Kingcobra. К тому времени самолёт очень сильно облез, а на рулях направления отклеилась ткань.
Летом 2002 года B-25 был отремонтирован и покрашен. При этом была почти полностью изменена схема окраски самолёта.
Новая краска тоже довольно быстро начала облетать, поэтому в мае 2006 года волонтёры покрасили капоты в цвет, более соответствующий оригинальному.
Чтобы получить нужный оливковый оттенок, смешали изумрудную, коричневую и белую краски. К сожалению, коричневый пигмент оказался некачественным, и спустя через пару лет полностью выцвел. В результате капоты приобрели несуразный зелёный оттенок. А лопасти винтов из чёрных стали почему-то голубыми.
Летом 2012 года в музее происходила массовая покраска и восстановление экспонатов бригадой ЗАО «ЛИиДК-Як», при финансовой поддержке АО «Рособоронэкспорт». Среди прочих был покрашен и B-25. Ещё до покраски оказалось разбито переднее остекление командира корабля.
Чтобы защитить кабину от осадков, её прикрыли брезентом. Так самолёт простоял до тех пор, пока в 2015 году волонтёр Егор Богданов не изготовил и установил новый элемент остекления.
Многострадальному «Митчеллу» пришло время занять место под крышей, в экспозиции зала-ангара № 6Б. К сожалению, при попытке сдвинуть самолёт с места стойки шасси начали разрушаться, поскольку были выполнены «макетно». Пришлось приваривать отломанную тягу и думать над альтернативными вариантами перемещения. Из-за проблем с шасси B-25 стал последним самолётом времён Великой Отечественной войны, который в Монино был убран под крышу.
А убирать самолёт с улицы нужно было обязательно: он постоянно страдал от воздействий окружающей среды. Например, 28 декабря 2016 года самолёт от выпавшего снега опрокинулся на хвост.
Причём, это произошло не в первый раз. В результате самолёт получил довольно неприятные повреждения остекления хвостового отсека.
В августе 2018 года руководитель одного из строительных рынков, расположенных неподалёку от Монино, пожертвовал музею пиломатериал, крепёжные пластины и саморезы для сборки ложемента для перевозки B-25 в ангар. Ложемент собрали в ноябре 2019 года, когда стартовала активная фаза операции по перемещению экспоната. Сборкой занимался волонтёр Юлий Кудрявцев, ему помогали Артём Куликовский и Руслан Боровик.
Перед перекаткой самолёт приподняли на штабели из шпал, отремонтировали колёса и подвели ложемент под фюзеляж.
Наконец, 14 ноября 2019 года состоялась организованная сотрудниками музея перевозка B-25 в ангар № 6Б. Самолёт вместе с ложементом подняли краном, водрузили на трейлер, и так довезли до ангара.
19 февраля 2020 года была торжественно открыта новая экспозиция в ангаре № 6Б, частью которой стал и «Митчелл». Давайте рассмотрим самолёт более детально на фотографиях Игоря Колоколова.
В носовой части самолёта располагались три 12,7-мм пулемёта — два неподвижно и один с возможностью наведения, но при восстановлении не установили даже их макеты.
Пулемётные турели Bendix Amplidyne с макетами стволов 12,7-мм пулемётов.
Оригинальное остекление верхней башенки, сделанное из тонкого пластика, было повреждено в 2000-е годы и в 2012 году заменено простым стеклянным куполом.
Стойки шасси. Видимо, полностью «макетные».
Судя по всему, консоли крыла ‒ одно из немногого, что у самолёта «родное». Этот факт не позволяет считать монинский B-25 просто макетом.
В самолёте установлены двигатели, но это точно не Wright R-2600 Cyclone. Похоже, что за основу был взят 14-цилиндровый советский двигатель М-88, которые устанавливали на Ил-4 и Су-2, и к нему прикручен муляж редуктора.
Наконец, фото кабины монинского B-25. Очевидно, что детальным её воссозданием никто не заморачивался, а сделали по большей части «для галочки». Листнув галерею влево, вы увидите, как должна была выглядеть кабина в оригинале.
Напоследок ‒ интересный факт: в августе 2004 года в Монино оказалось одновременно два B-25. Одним из участников авиашоу «Легенды авиации» был лётчик Раймонд Ридман, прилетевший на «Митчелле» австрийской авиагруппы The Flying Bulls. Вместе с ним на самолёте совершил полёт 84-летний генерал-полковник, Герой Советского Союза Василий Решетников. Кстати, сейчас Василию Васильевичу 101 год, и живёт он в Монино.
Источники и дополнительная информация:
Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!
#самолёты #музей #монино #история экспонатов монино #B-25 #ссср #история #авиация #великая отечественная война