Кристофер Нолан уже давно зарекомендовал себя как один из величайших кинорежиссеров современной эпохи. Он любит запутанные истории и любит рассказывать истории основанные на модели современного романа. Ему нравится стиль и повествование французского писателя, режиссера и сценариста Алена Роб-Грийе, а его самый большой образец для подражания - Стенли Кубрик, который научил его создавать фильмы, которые «выходят за рамки кино».
С нуарным триллером «Помни», Кристофер Нолан получил всемирную славу, а с фильмом о серийном убийце «Бессонница», снятый с Аль Пачино и Робином Уильямсом, он совершил прыжок в высшую лигу Голливуда. Но мало кто знает о его первом фильме «Преследование», снятом в 1998 году, который не уступает многим известным фильмам этого жанра и способен взорвать мозг.
«Преследование» один из первых опытов Кристофера Нолана в игре со временем и сложными сюжетными ходами и именно в этом фильме находятся истоки «Помни», «Начала» и «Довода».
Больше года у Нолана ушло на съемки фильма, который снимался без денег и по выходным, и в котором большая часть команды, включая его верного композитора Дэвида Джулиана, работала бесплатно.
Хотя фильм чёрно-белый и довольно камерный, смотреть его интересно: в основных идеях и в отдельных сценах, фильм напоминает Хичкока и Годара. Этот триллер рассказывает историю из моральной серой зоны, о тайных мечтах, о лжи и слежке, о границе между внешностью и конфиденциальностью.
Воскрешение Ноланом городских джунглей напоминает фильмы 40-х годов, его почти документальные, гениально постановочные образы фильмов 60-х и 70-х годов, сопровождаются эффектом колеблющегося фона (этот приём потом развил Алехандро Гонсалес Иньярриту в «Бёрдмэне»).
Нолан за основу фильма берет мысль о том, что всем нам жутко интересно подслушивать разговор двух человек в автобусе или смотреть на незнакомых людей и гадать о том, кто он, откуда он родом, куда поедет, где живет...
Нолан играет с историей недоразумений, в которых люди не такие, какими кажутся и которым он не раз придаст изюминку. Нападавший станет жертвой, жертва — сообщником, а добрый наставник — персонажем с несколькими гранями. И это только малая часть того, что мы находим за час с четвертью отснятого материала.
Новизна здесь заключается в монтаже, который мы позже будем ассоциировать «Помни». Нолан продвигает свое повествование из двух временных линий в разном темпе: первая, развивается хронологически с тех пор, как мы встречаемся с главным героем (игнорируя тот факт, что фильм начинается с последнего момента истории), а вторая линия полна прыжков туда-сюда... Наконец, они сходятся вместе, чтобы в конечном итоге показать финальные сцены, которые все еще перемежаются воспоминаниями о том, что произошло всего за день до этого (последний момент истории).
Монтаж фильма, выполненный самим Ноланом, не может оставить зрителя равнодушным. Этот способ объяснения сюжета, делает его гораздо более интересным, заставляет зрителя покидать свою комфортную среду, держа все внимание к тому, что происходит и призывает понемногу соединять все кусочки временной головоломки.
Интересный факт: в DVD-издании (немецкая версия), фильм смонтированный в хронологическом порядке и включен в дополнительные материалы. Надо признать, что фильм многое теряет из того, что делает его более интересным, но он все равно остается все так же пугающим и поглощающим.
«Преследование» - это хороший, загадочный и полный тайн захватывающий триллер, который стоит потраченного времени!