Есть в православных храмах удивительнейшая икона. Этот образ настолько таинственен и настолько запоминающийся, что каждый увидевший его случайно в церкви, думаю, будет долго рассматривать его и навсегда запечатлеет этот образ в своем сердце. Называется он София Премудрость Божия – так именует Священное Писание Божьего Сына, принимавшего участие в Предвечном Совете и являющегося Сотворцем Мироздания наравне с прочими Ипостасями Триединого Господа.
Верующие люди, конечно, знают, что древнегреческое слово София означает Мудрость. И образ Искупителя, называемого Премудростью Божией, с древнейших времен занимал умы философов и богословов. Нашел он выражение и в иконописном искусстве. В Русской Православной Церкви он известен повсеместно: почитаемые иконы Софии Премудрости есть в приходах Киева, Новгорода, Москвы, Вологды, Тобольска, в Троице-Сергиевой обители и многих других городах и поселках.
Этому образу посвящены известнейшие соборы Киева, Полоцка и Новгорода, возведенные в XI-ом столетии. Каждый из них задумывался зодчими как тот самый «Дом Премудрости Божией», о котором повествуется в 9-й главе Книги Притчей Соломоновых:
Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «Кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному сказала: «Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума» (Притчи 9:1-6).
В Русские пределы образ этот пришел из Византии, где главным центром Православия был величественный Константинопольский Софийский собор, возведенный в правление императора Юстиниана.
Но и там искусные изографы не сразу стали писать этот образ таким, каким увидели его на Руси. Ведь изобразить исходящую от Вседержителя Премудрость задача нелегкая, требующая глубоко осмысления священных слов Ветхого и Нового Заветов и непревзойденного мастерства живописца.
Самым древним изображения Софии Премудрости считается миниатюра из Венского Диоскорида, созданного около 500 года. Этот манускрипт преподнесли жители константинопольского предместья Гонораты Аникии Юлиане - дочери Римского правителя Флавия Олибрия в благодарность за постройку ею церкви. На миниатюре запечатлен древнегреческий ботаник и фармаколог Диоскорид, принимающий мандрагору от аллегорической фигуры, именуемой Эвросис (то есть Открытие), над которой есть надпись: «София».
Позднее Премудрость изображали в образе Ангела либо некоего аллегорического персонажа, имевшего подчас даже уловимые женские черты. Такого рода иконы можно видеть сегодня на миниатюре Псалтири Х века, хранящейся в Парижской Национальной библиотеке, и на тверской иконе XV века «Евангелист Матфей», находящейся в Русском Музее.
Впоследствии иконография изображения Софии Премудрости основательно изменилась. Вдохновленные Священным Писанием изографы стали отображать Ее в виде Премудрости Ипостасной, то есть в лике Сына Божия, воплотившегося через Пречистую Деву, Которую богослужебные тексты величают «Домом Божественной Премудрости» и «Истинным храмом Живого Бога на земле».
Композиция этих икон довольно сложна, исполнена аллегорий, трактовать которые можно абсолютно по-разному. Существует немало запоминающихся вариантов этих изображений, но, в основном, все они сведены к двум типам: Новгородскому, считающимся наиболее лаконичным, и Киевскому, поражающему взирающих на него прихожан обилием сакральной символики, расшифровать которую сможет лишь христианин, хорошо знающий не только включенные в Библию книги, но и апокрифическое Предание.
ЧУДОТВОРНАЯ СОФИЯ НОВГОРОДСКАЯ
В Новгородском Софийском соборе находится икона, датируемая искусствоведами XV-ым веком. Ее почитают как чудотворную. Говорят, что ни одна просьба, произнесенная прихожанами перед этим образом, не остается безответной. Божия Матерь и Спаситель, если и не исполнят тотчас желание сердца молящегося, то обязательно подадут ему какой-нибудь видимый знак.
Обильны и исцеления, подаваемые страждущим через эту святыню. Правда, записывать их стали только в XVI веке, после того как в 1542 году по молитвам перед ним излечилась местная жительница, продолжительное время мучимая заболеванием глаз. Но, несомненно, чудесные врачевания происходили и до этого.
Эта икона представляет собой вертикальный триптих, отображающий всю историю Мироздания: Ветхий Завет, Новый Завет и Эсхатон (Век Будущий).
Нижнюю ее часть занимает Деисус, на котором в образе Огнеликого Ангела изображен Искупитель с предстоящими Ему в молении за род человеческий Пречистой Богоматерью и св. Иоанном Предтечей.
Средняя часть также представлена изображением Сына Божия, а в верхней изображен Престол Уготованный и поклоняющиеся Господу ангелы. Престол Уготованный - символ Второго Пришествия. Вместо него в иконах подобного типа могут иногда изображаться Багряница, Крест, Орудия Страстей или голубь - символ Святого Духа.
УДИВИТЕЛЬНАЯ СОФИЯ КИЕВСКАЯ
Эта старинная икона украшает Софийский собор в Киеве.
Следует, правда, отметить, что изначально там находился иной образ Премудрости Божией, о котором в 1654 году писал Антиахийский архидиакон Павел Алеппский: “В середине иконы церковь с колоннами… над церковью Христос, и Его Дух Святый нисходит на нее в сиянии”.
Находящаяся в наши дни в соборе икона, как полагают исследователи, появилась, вероятно, при митрополите Варлааме Ясинском, взошедшем на Киевскую кафедру в 1690 году, либо при митрополите Гедеоне. Однако никак не ранее конца XVI века.
В центральной части композиции этой иконы изображен семистолпный храм - Дом Премудрости, увенчанный величественной золотой сенью. Внутри него – Божия Матерь с воздетыми к Небесам руками. Стопы Ее утверждены на серебряной луне, а всю фигуру Приснодевы окружает ореол Нетварного Света.
Во Чреве Владычицы – окруженный сиянием Божественный Младенец, персты десницы Которого сложены в благословляющем жесте. Левою же дланью удерживает Он принадлежащую Ему, как Царю, державу.
Над сенью храма - изображение Духа Божия в виде голубя, а над Ним – лик Господа Саваофа, благословляющего Софию Премудрость (то есть Сына Божия) и всех, кто примет Его Благодатное Учение. Из уст Вседержителя исходит изречение: «Аз утвердих стопы Ея».
По сторонам от Бога Отца изображены семь предстоящих Его Престолу Архангелов с атрибутами их служения:
Архангел Михаил, предводитель Небесного воинства - с мечом пламенеющим
Архангел Уриил, просветитель душевных и телесных чувств наших и наставник заблудших - с огненной молнией, являющей Божественный Огонь Просвещения
Архангел Рафаил, небесного врачеватель и путеводитель - с алавастром (сосудом для снадобий)
Архангел Гавриил, благовествователь Божий - с распустившейся белоснежной лилией
Архангел Селафиил, побуждающий христиан к молитве - с четками
Архангел Иегудиил, вдохновитель радеющих о Славе Божией, помогающий им в трудах и ходатайствующий об их вознаграждении - с драгоценной диадемой
Архангел Варахиил, через которого ниспосылается людям Благодать на всякие добрые и душеполезные дела - с цветами райскими, представляющими благословения Господа Его праведникам.
К Дому Софии Премудрости ведут семь подножий, символизирующих главнейшие христианские добродетели: Веру, Надежду, Любовь, Чистоту и Смирение, и подаваемую за них людям от Господа Благодать и Славу.
На подножиях стоят ветхозаветные праотцы и пророки, также держащие в руках атрибуты, связанные с их житием:
пророк Моисей - со скрижалями, на которых записаны Десять Заповедей Закона Божия
святой Аарон, брат Моисея - с жезлом, которым творил он чудеса именем Божиим
царь Давид – с Ковчегом Завета
пророк Иеремия – со свитком
пророк Даниил – с камнем, разбившим Вавилонского истукана и превратившим его в прах
пророк Иезекиль – с вратами затворенными, о которых поведал ему Господь, что не войдут в них не исполняющие Волю Божью
пророк Исаия, которого именуют ветхозаветным евангелистом - с хартией, в которую вписано самое известное его пророчество: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына».
На семи опорах Дома Софии Премудрости Божией тоже изображены сакральные символы и изречения. Уразуметь их сможет лишь тот, кто изучил Апокалипсис, рассуждая над сокровенными тайнами его.
На первой колонне изображены 7 очей с надписью «Дар совета». О них в Апокалипсисе сказано: «Семь очей - суть семь духов Божиих, посланных во всю землю».
На второй – семисвечник, надписанный: «Дар разума». О нем тоже есть изречение в Откровении св. Иоанн Богослова: «Семь светильников - суть семь церквей».
На третьей – книга с семью печатями и надписью: «Дар премудрости». Несомненно, это та самая книга, о которой евангелист пророчествует: «Видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями… Лев от колена Иудина, корень Давидов, может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее».
На четвертой – 7 труб, надписанных: «Дар крепости». Это громогласные трубы Ангелов Апокалипсиса, которыми вострубят они в конце времен, предвозвещая живущим на земле всякие скорби.
На пятой – 7 звезд с надписью: «Дар ведения». О них Господь сказал: «Семь звезд суть Ангелы семи церквей».
На шестой – 7 курильниц с изречением: «Дар благочестия». В эти курильницы, согласно Откровения, положены будут вместе с фимиамом «молитвы всех святых» и «возложены на золотой Жертвенник, который перед Престолом».
На седьмой колонне – 7 молний с надписью «Дар страха Божия». Вероятно, они символизируют упомянутые в Апокалипсисе Семь чаш Гнева Божьего.
Ряд исследователей церковного искусства полагают, что влияние на данный тип иконографии мог оказать древний образ Божией Матери «Непорочное Зачатие», распространенный в западной традиции. В частности, данной версии придерживался известный православный протоиерей Георгий Флоровский (1893-1979 гг.)
Существует и еще один, менее распространенный, извод данного образа, именуемый Софией Крестной (или Ярославской). На нем также представлен семистолпный храм, центральным столпом которого является Распятие. Это достаточно интересное композиционное решение поздней иконографии.
О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ЭТОЙ ИКОНЕ?
К этому образу обращаются с прошением о вразумлении в различных житейских обстоятельствах, особенно если предстоит сделать серьезный жизненный шаг или принять кардинально важное решение, способное изменить судьбу.
К иконе Софии Премудрости Божией притекают с молитвами о разрешении затянувшихся конфликтов, а также затруднений, связанных с работой и денежными проблемами.
Просят о вразумлении близких, отступивших от Создателя и находящихся в плену страстей. Об избавлении от всякого рода зависимостей и искушений.
Верующие молятся перед этой иконой об исправлении греховных путей своих, заведших их в состояние полнейшего хаоса и неразберихи, и наставлении на дорогу правильную, ведущую к Радости и Жизни Вечной.
#религия #православие #эзотерика #мистика #семья