Найти тему
Незримая помощь

СОФИЯ ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ – одна из самых загадочных икон Православной Церкви

Есть в православных храмах удивительнейшая икона. Этот образ настолько таинственен и настолько запоминающийся, что каждый увидевший его случайно в церкви, думаю, будет долго рассматривать его и навсегда запечатлеет этот образ в своем сердце. Называется он София Премудрость Божия – так именует Священное Писание Божьего Сына, принимавшего участие в Предвечном Совете и являющегося Сотворцем Мироздания наравне с прочими Ипостасями Триединого Господа.

Верующие люди, конечно, знают, что древнегреческое слово София означает Мудрость. И образ Искупителя, называемого Премудростью Божией, с древнейших времен занимал умы философов и богословов. Нашел он выражение и в иконописном искусстве. В Русской Православной Церкви он известен повсеместно: почитаемые иконы Софии Премудрости есть в приходах Киева, Новгорода, Москвы, Вологды, Тобольска, в Троице-Сергиевой обители и многих других городах и поселках.

Этому образу посвящены известнейшие соборы Киева, Полоцка и Новгорода, возведенные в XI-ом столетии. Каждый из них задумывался зодчими как тот самый «Дом Премудрости Божией», о котором повествуется в 9-й главе Книги Притчей Соломоновых:

Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «Кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному сказала: «Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума» (Притчи 9:1-6).

В Русские пределы образ этот пришел из Византии, где главным центром Православия был величественный Константинопольский Софийский собор, возведенный в правление императора Юстиниана.

Но и там искусные изографы не сразу стали писать этот образ таким, каким увидели его на Руси. Ведь изобразить исходящую от Вседержителя Премудрость задача нелегкая, требующая глубоко осмысления священных слов Ветхого и Нового Заветов и непревзойденного мастерства живописца.

Самым древним изображения Софии Премудрости считается миниатюра из Венского Диоскорида, созданного около 500 года. Этот манускрипт преподнесли жители константинопольского предместья Гонораты Аникии Юлиане - дочери Римского правителя Флавия Олибрия в благодарность за постройку ею церкви. На миниатюре запечатлен древнегреческий ботаник и фармаколог Диоскорид, принимающий мандрагору от аллегорической фигуры, именуемой Эвросис (то есть Открытие), над которой есть надпись: «София».

Венский Диоскорид. Миниатюра ок. 500 г.
Венский Диоскорид. Миниатюра ок. 500 г.

Позднее Премудрость изображали в образе Ангела либо некоего аллегорического персонажа, имевшего подчас даже уловимые женские черты. Такого рода иконы можно видеть сегодня на миниатюре Псалтири Х века, хранящейся в Парижской Национальной библиотеке, и на тверской иконе XV века «Евангелист Матфей», находящейся в Русском Музее.

Впоследствии иконография изображения Софии Премудрости основательно изменилась. Вдохновленные Священным Писанием изографы стали отображать Ее в виде Премудрости Ипостасной, то есть в лике Сына Божия, воплотившегося через Пречистую Деву, Которую богослужебные тексты величают «Домом Божественной Премудрости» и «Истинным храмом Живого Бога на земле».

Композиция этих икон довольно сложна, исполнена аллегорий, трактовать которые можно абсолютно по-разному. Существует немало запоминающихся вариантов этих изображений, но, в основном, все они сведены к двум типам: Новгородскому, считающимся наиболее лаконичным, и Киевскому, поражающему взирающих на него прихожан обилием сакральной символики, расшифровать которую сможет лишь христианин, хорошо знающий не только включенные в Библию книги, но и апокрифическое Предание.

ЧУДОТВОРНАЯ СОФИЯ НОВГОРОДСКАЯ

В Новгородском Софийском соборе находится икона, датируемая искусствоведами XV-ым веком. Ее почитают как чудотворную. Говорят, что ни одна просьба, произнесенная прихожанами перед этим образом, не остается безответной. Божия Матерь и Спаситель, если и не исполнят тотчас желание сердца молящегося, то обязательно подадут ему какой-нибудь видимый знак.

Обильны и исцеления, подаваемые страждущим через эту святыню. Правда, записывать их стали только в XVI веке, после того как в 1542 году по молитвам перед ним излечилась местная жительница, продолжительное время мучимая заболеванием глаз. Но, несомненно, чудесные врачевания происходили и до этого.

Эта икона представляет собой вертикальный триптих, отображающий всю историю Мироздания: Ветхий Завет, Новый Завет и Эсхатон (Век Будущий).

Нижнюю ее часть занимает Деисус, на котором в образе Огнеликого Ангела изображен Искупитель с предстоящими Ему в молении за род человеческий Пречистой Богоматерью и св. Иоанном Предтечей.

Средняя часть также представлена изображением Сына Божия, а в верхней изображен Престол Уготованный и поклоняющиеся Господу ангелы. Престол Уготованный - символ Второго Пришествия. Вместо него в иконах подобного типа могут иногда изображаться Багряница, Крест, Орудия Страстей или голубь - символ Святого Духа.

Если когда-нибудь вам доведется побывать в Великом Новгороде обязательно зайдите в Софийский собор, чтобы поклониться главной святыне этого города - старинной иконе Софии Премудрости Божией Новгородской
Если когда-нибудь вам доведется побывать в Великом Новгороде обязательно зайдите в Софийский собор, чтобы поклониться главной святыне этого города - старинной иконе Софии Премудрости Божией Новгородской

УДИВИТЕЛЬНАЯ СОФИЯ КИЕВСКАЯ

Эта старинная икона украшает Софийский собор в Киеве.

Следует, правда, отметить, что изначально там находился иной образ Премудрости Божией, о котором в 1654 году писал Антиахийский архидиакон Павел Алеппский: “В середине иконы церковь с колоннами… над церковью Христос, и Его Дух Святый нисходит на нее в сиянии”.

Находящаяся в наши дни в соборе икона, как полагают исследователи, появилась, вероятно, при митрополите Варлааме Ясинском, взошедшем на Киевскую кафедру в 1690 году, либо при митрополите Гедеоне. Однако никак не ранее конца XVI века.

В центральной части композиции этой иконы изображен семистолпный храм - Дом Премудрости, увенчанный величественной золотой сенью. Внутри него – Божия Матерь с воздетыми к Небесам руками. Стопы Ее утверждены на серебряной луне, а всю фигуру Приснодевы окружает ореол Нетварного Света.

Во Чреве Владычицы – окруженный сиянием Божественный Младенец, персты десницы Которого сложены в благословляющем жесте. Левою же дланью удерживает Он принадлежащую Ему, как Царю, державу.

Над сенью храма - изображение Духа Божия в виде голубя, а над Ним – лик Господа Саваофа, благословляющего Софию Премудрость (то есть Сына Божия) и всех, кто примет Его Благодатное Учение. Из уст Вседержителя исходит изречение: «Аз утвер­дих сто­пы Ея».

исполненная символизма икона София Премудрость Божия Киевская
исполненная символизма икона София Премудрость Божия Киевская

По сторонам от Бога Отца изображены семь предстоящих Его Престолу Архангелов с атрибутами их служения:

Архангел Михаил, предводитель Небесного воинства - с мечом пламенеющим

Архангел Уриил, просветитель душевных и телесных чувств наших и наставник заблудших - с огненной молнией, являющей Божественный Огонь Просвещения

Архангел Рафаил, небесного врачеватель и путеводитель - с алавастром (сосудом для снадобий)

Архангел Гавриил, благовествователь Божий - с распустившейся белоснежной лилией

Архангел Селафиил, побуждающий христиан к молитве - с четками

Архангел Иегудиил, вдохновитель радеющих о Славе Божией, помогающий им в трудах и ходатайствующий об их вознаграждении - с драгоценной диадемой

Архангел Варахиил, через которого ниспосылается людям Благодать на всякие добрые и душеполезные дела - с цветами райскими, представляющими благословения Господа Его праведникам.

К Дому Софии Премудрости ведут семь подножий, символизирующих главнейшие христианские добродетели: Веру, Надежду, Любовь, Чистоту и Смирение, и подаваемую за них людям от Господа Благодать и Славу.

На подножиях стоят ветхозаветные праотцы и пророки, также держащие в руках атрибуты, связанные с их житием:

пророк Моисей - со скрижалями, на которых записаны Десять Заповедей Закона Божия

святой Аарон, брат Моисея - с жезлом, которым творил он чудеса именем Божиим

царь Давид – с Ковчегом Завета

пророк Иеремия – со свитком

пророк Даниил – с камнем, разбившим Вавилонского истукана и превратившим его в прах

пророк Иезекиль – с вратами затворенными, о которых поведал ему Господь, что не войдут в них не исполняющие Волю Божью

пророк Исаия, которого именуют ветхозаветным евангелистом - с хартией, в которую вписано самое известное его пророчество: «Се Де­ва во чре­ве при­и­мет и ро­дит Сы­на».

На семи опорах Дома Софии Премудрости Божией тоже изображены сакральные символы и изречения. Уразуметь их сможет лишь тот, кто изучил Апокалипсис, рассуждая над сокровенными тайнами его.

На первой колонне изображены 7 очей с надписью «Дар совета». О них в Апокалипсисе сказано: «Семь очей - суть семь духов Божиих, посланных во всю землю».

На второй – семисвечник, надписанный: «Дар разума». О нем тоже есть изречение в Откровении св. Иоанн Богослова: «Семь светильников - суть семь церквей».

На третьей – книга с семью печатями и надписью: «Дар премудрости». Несомненно, это та самая книга, о которой евангелист пророчествует: «Видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями… Лев от колена Иудина, корень Давидов, может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее».

На четвертой – 7 труб, надписанных: «Дар крепости». Это громогласные трубы Ангелов Апокалипсиса, которыми вострубят они в конце времен, предвозвещая живущим на земле всякие скорби.

На пятой – 7 звезд с надписью: «Дар ведения». О них Господь сказал: «Семь звезд суть Ангелы семи церквей».

На шестой – 7 курильниц с изречением: «Дар благочестия». В эти курильницы, согласно Откровения, положены будут вместе с фимиамом «молитвы всех святых» и «возложены на золотой Жертвенник, который перед Престолом».

На седьмой колонне – 7 молний с надписью «Дар страха Божия». Вероятно, они символизируют упомянутые в Апокалипсисе Семь чаш Гнева Божьего.

Ряд исследователей церковного искусства полагают, что влияние на данный тип иконографии мог оказать древний образ Божией Матери «Непорочное Зачатие», распространенный в западной традиции. В частности, данной версии придерживался известный православный протоиерей Георгий Флоровский (1893-1979 гг.)

-4

Существует и еще один, менее распространенный, извод данного образа, именуемый Софией Крестной (или Ярославской). На нем также представлен семистолпный храм, центральным столпом которого является Распятие. Это достаточно интересное композиционное решение поздней иконографии.

икона София Премудрость Божия Ярославская (Крестная)
икона София Премудрость Божия Ярославская (Крестная)

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ЭТОЙ ИКОНЕ?

К этому образу обращаются с прошением о вразумлении в различных житейских обстоятельствах, особенно если предстоит сделать серьезный жизненный шаг или принять кардинально важное решение, способное изменить судьбу.

К иконе Софии Премудрости Божией притекают с молитвами о разрешении затянувшихся конфликтов, а также затруднений, связанных с работой и денежными проблемами.

Просят о вразумлении близких, отступивших от Создателя и находящихся в плену страстей. Об избавлении от всякого рода зависимостей и искушений.

Верующие молятся перед этой иконой об исправлении греховных путей своих, заведших их в состояние полнейшего хаоса и неразберихи, и наставлении на дорогу правильную, ведущую к Радости и Жизни Вечной.

-6

#религия #православие #эзотерика #мистика #семья