Найти тему
rockanews

Альбомная классика: OMD "Architecture & Morality"

На своем третьем альбоме классики интеллектуального синти-попа из Мерсисайда нашли идеальный баланс между экспериментальностью и мейнстримом.

Orchestral Manoeuvres in the Dark: Paul Humphreys & Andy McCluskey
Orchestral Manoeuvres in the Dark: Paul Humphreys & Andy McCluskey

Объективно Orchestral Manoeuvres in the Dark (OMD) появились не в той стране и не в то время. Идеальная среда для Энди Макласки и Пола Хамфри СССР 30-х годов. Когда лаконичность плаката обретала новые формы в архитектуре, музыка являлась двигателем прогресса, а в авангарде пролетарского искусства - джазовые интерпретации произведений Верди, Римского-Корсакова и Чайковского.

Немецкая точность электроники, сдержанная красота английской мелодии и атмосферные, спиритические хоралы третьего альбома OMD вдохновлены книгой Дэвида Эткина "Архитектура и Мораль" ("Architecture & Morality", 1977). Маккласки, наверное даже и не прочитал книгу, поскольку основывался на пересказе Марты Лэдли (Martha Ladly) из группы Martha and the Muffins. Но пытливый ум Энди сразу уловил связь.

"У нас определенно была "архитектура", которая представляла собой технологию, создания искусственных звуков и драм-машина, жесткий ритм, - это рамки, которые пытались удержать содержание, и у нас была "мораль", органика, человеческое, эмоциональное прикосновение, которое происходит естественным образом", - однажды высказался о концепции третьего лонгплея Макласки.

А вдохновителями самого проекта стали другие архитекторы, только в области экспериментальной музыки.

15 сентября 1975 Ливерпуль готовился к концерту по случаю возвращения домой своего главного любимца сэра Пола Маккартни. Четырьмя днями ранее в городском театре Empire состоялось далекое от аншлага шоу. Немецкие пионеры электронного авангарда привезли (ныне) культовую программу "Autobahn".

В числе немногих избранных, которые все-таки пришли, оказались Пол Хамфриз и Энди МаКкласки. Они уже знали о Kraftwerk и как убежденные технофилы воочию осознали, что действительно они оказались на пороге новой эры в музыке.

Обложку для LP "Architecture & Morality" выполнил дизайнер культового лейбла Factory Records Питер Сэвилл
Обложку для LP "Architecture & Morality" выполнил дизайнер культового лейбла Factory Records Питер Сэвилл

К третьему альбому коллектив подошел уже в расширенном составе (барабанщик Малкольм Холмс и саксофонист Мартин Купер стали постоянными участниками) и с идеями, которые они до сих пор за неимением достаточного ресурса не могли реализовать.

ЦИТАТА
Энди Маккласки о творческих принципах:
“Одна из вещей, которые мы всегда пытались сделать, особенно в начале OMD, – это отчаянно стараться не повторяться - мы всегда пытались сделать то, чего не делали раньше. Итак, записав первый альбом в духе гараж-панк-электроники и второй альбом, который был намного более мрачным и готическим, и вдохновленным Joy Division, я думаю, мы искали новое направление и нашли большое влияние в эмоциональной силе религиозной музыки”.
Из интервью BBC в 2006 году

Однако уникальность альбому придало случайное приобретение записей хоровых партий. Их им позволил использовать приятель Дэйв Хьюз в обмен на помощь в создании из них "лупов" (закольцованных отрезков), поскольку не имел средств для оплаты студии.

Слияние хоровых аранжировок с коммерческими поп-мелодиями и нетрадиционными звуками создали неповторимый звуковой ландшафт.

Как признают сами музыканты многие элементы синти-попа были заимствованы непосредственно у Kraftwerk, а меланхолия – у Брайана Ино, идеи для лирики - в исторических личностях и событиях.

"Архитектура и Мораль" OMD заставили навсегда замолчать критиков жанра синти-поп.