Пол - это тот универсальный и не заменимый гаджет развития младенца. Пол есть у каждого. Но не каждый умеет им правильно пользоваться. Хотите научиться? Рассказываю по пунктам, как это делается...
Период новорожденности (0 - 40 дней)
Конечно, в самом начале это будет ещё не пол, но очень похожая на него поверхность. А недельки в 2-3 можно и на пол, для расширения взаимодействия с окружающей средой, и упасть с него невозможно.
Напоминаю про 2 статьи на данную тему:
Значит нужно расположить малыша так, чтобы силы гравитации включили его моторное развитие в нужную сторону.
❗ Здесь очень важно выкладывать ребёнка во время бодрствования:
- спиной на жесткую ровную обязательно горизонтальную поверхность
- в одежде дающей максимальную двигательную свободу
- привлекать его внимание (сначала голосом, потом звуком) со стороны ног и по бокам не вы выше уровня его плечевого пояса
У ребёнка есть потребности из позы рефлекторной позы эмбриона:
- приобрести навык подъёма головы через включение в работу передних и боковых групп мышц шеи
- включить мышцы брюшного пресса, т.к. все последующие навыки будут идти через взаимодействие с ним (так называемый пупочный паттерн) и формирование перистальтики кишечника тоже очень зависит от него
Положение на родителе "животик к животику" очень полезно, когда малыш засыпает, но НЕ когда активно бодрствует, особенно, если есть гипертонус по задней поверхности тела и шеи.
Следите, что бы в этот период ребёнок НЕ поднимал голову из положения лёжа на животе. В этой СТАТЬЕ подробнее о положениях новорожденного.
Период обретения позы "Сфинкса"
(от 1 до 3х-4х месяцев)
Здесь уже можно начать переселять на пол на тёплый упругий коврик.
❗ ❗ ❗ Перед первыми вкладываниями на животик на полу или похожей поверхности следует убедиться, что предыдущий этап состоялся полной мере и нужные для качественного развития мышцы подключились.
✅ Проверяем / стимулируем и наблюдаем в положении малыша на спине и на боку, как идут попытки подъёма головы:
- за счёт именно передних и боковых групп мышц шеи
- с заметным напряжением мышц брюшного пресса
- с некоторым подтягиванием согнутых ножек к животику
- со скруглением спинки
⛔ Выкладывать на живот РАНО, если видим:
- запрокидывание головы (в т.ч. и во сне)
- выгибание спинки при попытке подъёма головы и во сне
- распластывание/растягивание живота
- выпрямление и/или заведение ножек назад
Здесь очень вероятно имеем дело с последствиями родовой травмы или какой-то патологией развития.
Очень РЕКОМЕНДУЮ обратиться:
- за остеопатической коррекции напряжений в тканях тела
- к специалисту по двигательной терапии / детскому реабилитологу ОЧНО
- или могу предложить ОНЛАЙН консультацию и дать действенный способы решения проблемы в индивидуальном порядке
Этапы выкладывания на животик до позы "Сфинкса"
ЭТАП №1. Сначала аккуратно придерживая за туловище, НЕ за конечности, переводим ребёнка в положение на бочок:
- как можно чаще в ходе бытовых манипуляций
- подкладываем за спинку свою руку или позиционер
- при необходимости придерживаем ребёнка сверху только за область таза, максимально дав свободу всем другим элементам организма
- удерживаем от 15 секунд до пока малышу комфортно
- следим за пунктами указанными выше 👆
- стимулируем взгляд игрушкой или своим лицом спереди от малыша в области ног, таза, но НЕ его выше груди (это важно!)
- обязательно одинаково на обе стороны
ЭТАП №2. С увеличением времени пребывания на боку вводим новые элементы взаимодействия / игры / научения / стимуляций.
✅ Включаем некоторые полезные упражнения, о которых я рассказываю на своих курсах для родителей или в индивидуальном обучении (особенно, если есть выгибания или запрокидывания).
✅ Из бокового положения совсем легонько подталкиваем человека за туловище вперёд - он теряет стабильность и "падает" на животик:
- проверяем нет ли запрокидывания головы, выгибания спинки, "задранного" над опорой таза или асимметрии
- стимулируем через слух или взгляд поворот / перевод головы из стороны в сторону сбоку от ребёнка в районе его плечевого пояса
- можно положить свою ладонь на таз ребёнка (отягощение таза), что поможет "выключить" мышцы задней поверхности и передать управление движениями головой на нужные нам мышцы передне-боковой поверхностей шеи и брюшины
- ни чего НЕ кладём под грудную клетку / подмышки!
- лучше выполнять именно на полу, где обзор и стимуляция шире
- не забываем и про пребывание ребёнка спинкой на полу и игрушками над ним в районе грудной клетки так, чтобы ручки могли дотянуться
ЭТАП №3. Таки само пребывание животиком на полу.
Ребёнку без патологий развития всегда нравится это это положение.
Здесь малыш в возрасте с 1,5-2х мес начитает свой отрыв от пола против сил гравитации в положение на четвереньки в первую очередь через хорошее включение мышц брюшного пресса, а НЕ пригибание спины.
👉 Постепенно увеличиваем время пребывания на животике.
👉 Чем больше пребывает именно на полу с широким обзором впереди, тем интенсивнее стимуляция к развитию и моторики, и интеллекта.
👉 Перед выкладыванием на живот очень благоприятно зафиксировать малыша в боковой позиции на 15-30 сек и более с каждой стороны.
👉 Игрушки-стимулы постепенно переходят из положения сбоку от ребёнка на перед ребёнком.
⛔ Ни чего НЕ подкладываем под грудь или подмышки, это:
- нарушает адекватное взаимодействие с гравитацией
- не даёт качественно "включать" дальше в двигательные навыки и укреплять мышцы брюшного пресса
- блокирует свободную работу плечевых суставов, необходимую для выхода плечевого пояса из протракции
- блокирует необходимую для развития свободу движения в тазу
🎉 ПОЗДРАВЛЯЮ!!! Вот малыш к 3 - 4 месяцам обрёл качественное положение на животе - позу "Сфинкса":
- положение с высокое и устойчивое (не шатает из стороны в сторону)
- ручки на полу предплечьями близко к телу с открытыми ладошками
- спинка ровная без явных пригибаний в пояснице и шее
- ось (голова-позвоночник-таз) на одной линии
- бока симметричные без выгибаний
- ноги выпрямлены или чуть согнуты назад лежат на опоре, а не подняты
- опора о пол больше тазом и передней поверхностью бедра, верхняя часть живота и там более ребра оторваны от пола
- шея хорошо видна и легко крутит головой в обе стороны
- глазки направлены перед собой или вниз, но не вверх
Если таки не обрёл, то обращаетесь за помощью ОЧНО и ОНЛАЙН
✅ Основные стимуляции здесь взгляда и руки
👉 Задача вывести ребёнка в асимметричную позу для ползания по-пластунски:
- сначала по бокам на уровне плечевого пояса (ПП) и на уровне таза
- с боку начинаем на уровне ПП и ведём игрушку к тазу
Отслеживаем верные реакции тела по типу АШТР (асимметричного шейного тонического рефлекса)
👉 Задача простимулировать выбрасывание одной руки вперёд для выхода на следующий этап ползания по-пластунски:
- игрушка всего 1 и не по середине, а со какой-то стороны
- сначала близко, ребёнок начинает тянуться, игрушку отдаляем и в конце обязательно дайм её захватить
✅ Также очень благоприятны упражнения на фиксацию и увеличение устойчивости в данной позе.
Было ИНТЕРЕСНО / ПОЛЕЗНО - ставьте 💖ЛАЙК
Возникли вопросы❓ Есть чем поделиться❗ - ПИШИТЕ - ОТВЕЧУ