Найти тему

Правила напольного развития. Простые и важные. Новорожденность и формирование позы "Сфинкса"

Оглавление

Пол - это тот универсальный и не заменимый гаджет развития младенца. Пол есть у каждого. Но не каждый умеет им правильно пользоваться. Хотите научиться? Рассказываю по пунктам, как это делается...

Период новорожденности (0 - 40 дней)

Конечно, в самом начале это будет ещё не пол, но очень похожая на него поверхность. А недельки в 2-3 можно и на пол, для расширения взаимодействия с окружающей средой, и упасть с него невозможно.

Напоминаю про 2 статьи на данную тему:

Значит нужно расположить малыша так, чтобы силы гравитации включили его моторное развитие в нужную сторону.

Здесь очень важно выкладывать ребёнка во время бодрствования:

  • спиной на жесткую ровную обязательно горизонтальную поверхность
  • в одежде дающей максимальную двигательную свободу
  • привлекать его внимание (сначала голосом, потом звуком) со стороны ног и по бокам не вы выше уровня его плечевого пояса

У ребёнка есть потребности из позы рефлекторной позы эмбриона:

  • приобрести навык подъёма головы через включение в работу передних и боковых групп мышц шеи
  • включить мышцы брюшного пресса, т.к. все последующие навыки будут идти через взаимодействие с ним (так называемый пупочный паттерн) и формирование перистальтики кишечника тоже очень зависит от него

Положение на родителе "животик к животику" очень полезно, когда малыш засыпает, но НЕ когда активно бодрствует, особенно, если есть гипертонус по задней поверхности тела и шеи.

Следите, что бы в этот период ребёнок НЕ поднимал голову из положения лёжа на животе. В этой СТАТЬЕ подробнее о положениях новорожденного.

Источник фото: открытый ресурс Яндекс.Картинки
Источник фото: открытый ресурс Яндекс.Картинки

Период обретения позы "Сфинкса"
(от 1 до 3х-4х месяцев)

Здесь уже можно начать переселять на пол на тёплый упругий коврик.

❗ ❗ ❗ Перед первыми вкладываниями на животик на полу или похожей поверхности следует убедиться, что предыдущий этап состоялся полной мере и нужные для качественного развития мышцы подключились.

✅ Проверяем / стимулируем и наблюдаем в положении малыша на спине и на боку, как идут попытки подъёма головы:

  • за счёт именно передних и боковых групп мышц шеи
  • с заметным напряжением мышц брюшного пресса
  • с некоторым подтягиванием согнутых ножек к животику
  • со скруглением спинки

⛔ Выкладывать на живот РАНО, если видим:

  • запрокидывание головы (в т.ч. и во сне)
  • выгибание спинки при попытке подъёма головы и во сне
  • распластывание/растягивание живота
  • выпрямление и/или заведение ножек назад

Здесь очень вероятно имеем дело с последствиями родовой травмы или какой-то патологией развития.
Очень РЕКОМЕНДУЮ обратиться:

  • за остеопатической коррекции напряжений в тканях тела
  • к специалисту по двигательной терапии / детскому реабилитологу ОЧНО
  • или могу предложить ОНЛАЙН консультацию и дать действенный способы решения проблемы в индивидуальном порядке

Этапы выкладывания на животик до позы "Сфинкса"

ЭТАП №1. Сначала аккуратно придерживая за туловище, НЕ за конечности, переводим ребёнка в положение на бочок:

  • как можно чаще в ходе бытовых манипуляций
  • подкладываем за спинку свою руку или позиционер
  • при необходимости придерживаем ребёнка сверху только за область таза, максимально дав свободу всем другим элементам организма
  • удерживаем от 15 секунд до пока малышу комфортно
  • следим за пунктами указанными выше 👆
  • стимулируем взгляд игрушкой или своим лицом спереди от малыша в области ног, таза, но НЕ его выше груди (это важно!)
  • обязательно одинаково на обе стороны

ЭТАП №2. С увеличением времени пребывания на боку вводим новые элементы взаимодействия / игры / научения / стимуляций.

✅ Включаем некоторые полезные упражнения, о которых я рассказываю на своих курсах для родителей или в индивидуальном обучении (особенно, если есть выгибания или запрокидывания).

✅ Из бокового положения совсем легонько подталкиваем человека за туловище вперёд - он теряет стабильность и "падает" на животик:

  • проверяем нет ли запрокидывания головы, выгибания спинки, "задранного" над опорой таза или асимметрии
  • стимулируем через слух или взгляд поворот / перевод головы из стороны в сторону сбоку от ребёнка в районе его плечевого пояса
  • можно положить свою ладонь на таз ребёнка (отягощение таза), что поможет "выключить" мышцы задней поверхности и передать управление движениями головой на нужные нам мышцы передне-боковой поверхностей шеи и брюшины
  • ни чего НЕ кладём под грудную клетку / подмышки!
  • лучше выполнять именно на полу, где обзор и стимуляция шире
  • не забываем и про пребывание ребёнка спинкой на полу и игрушками над ним в районе грудной клетки так, чтобы ручки могли дотянуться
Источник фото: открытый ресурс Яндекс.Картинки
Источник фото: открытый ресурс Яндекс.Картинки

ЭТАП №3. Таки само пребывание животиком на полу.

Ребёнку без патологий развития всегда нравится это это положение.

Здесь малыш в возрасте с 1,5-2х мес начитает свой отрыв от пола против сил гравитации в положение на четвереньки в первую очередь через хорошее включение мышц брюшного пресса, а НЕ пригибание спины.

👉 Постепенно увеличиваем время пребывания на животике.

👉 Чем больше пребывает именно на полу с широким обзором впереди, тем интенсивнее стимуляция к развитию и моторики, и интеллекта.

👉 Перед выкладыванием на живот очень благоприятно зафиксировать малыша в боковой позиции на 15-30 сек и более с каждой стороны.

👉 Игрушки-стимулы постепенно переходят из положения сбоку от ребёнка на перед ребёнком.

Ни чего НЕ подкладываем под грудь или подмышки, это:

  • нарушает адекватное взаимодействие с гравитацией
  • не даёт качественно "включать" дальше в двигательные навыки и укреплять мышцы брюшного пресса
  • блокирует свободную работу плечевых суставов, необходимую для выхода плечевого пояса из протракции
  • блокирует необходимую для развития свободу движения в тазу
-4

🎉 ПОЗДРАВЛЯЮ!!! Вот малыш к 3 - 4 месяцам обрёл качественное положение на животе - позу "Сфинкса":

  • положение с высокое и устойчивое (не шатает из стороны в сторону)
  • ручки на полу предплечьями близко к телу с открытыми ладошками
  • спинка ровная без явных пригибаний в пояснице и шее
  • ось (голова-позвоночник-таз) на одной линии
  • бока симметричные без выгибаний
  • ноги выпрямлены или чуть согнуты назад лежат на опоре, а не подняты
  • опора о пол больше тазом и передней поверхностью бедра, верхняя часть живота и там более ребра оторваны от пола
  • шея хорошо видна и легко крутит головой в обе стороны
  • глазки направлены перед собой или вниз, но не вверх

Если таки не обрёл, то обращаетесь за помощью ОЧНО и ОНЛАЙН

Основные стимуляции здесь взгляда и руки

👉 Задача вывести ребёнка в асимметричную позу для ползания по-пластунски:

  • сначала по бокам на уровне плечевого пояса (ПП) и на уровне таза
  • с боку начинаем на уровне ПП и ведём игрушку к тазу

Отслеживаем верные реакции тела по типу АШТР (асимметричного шейного тонического рефлекса)

👉 Задача простимулировать выбрасывание одной руки вперёд для выхода на следующий этап ползания по-пластунски:

  • игрушка всего 1 и не по середине, а со какой-то стороны
  • сначала близко, ребёнок начинает тянуться, игрушку отдаляем и в конце обязательно дайм её захватить

Также очень благоприятны упражнения на фиксацию и увеличение устойчивости в данной позе.

Было ИНТЕРЕСНО / ПОЛЕЗНО - ставьте 💖ЛАЙК

Возникли вопросы❓ Есть чем поделиться❗ - ПИШИТЕ - ОТВЕЧУ

ПРАВИЛА дальнейших этапов напольного развития