Работу бразильской художницы Тарсилы ду Амарал нашли под кроватью обвиняемых в мошенничестве и вымогательстве преступников. Ее работы известны смелым использованием цвета и изображением социальных сцен. Как на творчество художницы влиял СССР и почему, по ее мнению, чужие культуры нужно «переваривать» — читайте в нашем новом материале.
Под кроватью одного из подозреваемых в мошенничестве и вымогательстве полицейские из Рио-де-Жанейро обнаружили картину художницы-модернистки Тарсилы ду Амарал. Произведение искусства оценивается в 300 миллионов реалов (по курсу на 30 августа 2022 года: 3,59 миллиарда рублей). Полотно похитили у 82-летней вдовы арт-дилера и коллекционера.
Правоохранители задержали четырех человек, в том числе дочь потерпевшей. Полиция обвиняет их в краже 16 картин общей стоимостью 709 миллионов реалов.
Одним из самых ценных произведений, найденных в изножье кровати, стала картина Sol Poente («Заходящее солнце») Тарсилы ду Амарал 1929 года. На ней изображена группа животных на фоне зелени и заходящего солнца. Две другие картины художницы — O Sono («Сон», 1928) и Pont Neuf («Новый мост», 1923) — также изъяла полиция.
Среди полотен, найденных под кроватью, были работы Альберто Гиньяра, Эмилиано ди Кавальканти, Эмерика Марсье, Рубенса Гершмана, Сисеро Диаса, Мишеля Макро, Ильи Глазунова.
Мошенники начали действовать еще в январе 2020 года. Дочь убедила мать, что она смертельно больна, и вынудила сделать ряд платежей, чтобы оплатить «духовное вмешательство». В афере участвовали поддельные ясновидящая и афро-бразильская жрица. В течение нескольких недель мошенники заработали порядка 117 000 долларов.
Вдова заподозрила неладное и отказалась платить, после чего ее заперли в собственном доме, угрожали и избивали. Коллекция произведений искусства, унаследованная от мужа, тем временем постепенно распродавалась.
Некоторые из 16 украденных картин продали зарубежным коллекционерам, а две попали в Латиноамериканский художественный музей Буэнос-Айреса в Аргентине. Их удалось отследить и обнаружить в одной из галерей Сан-Паулу. Кроме того, мошенники украли ювелирные изделия на сумму порядка 5,9 миллиона бразильских реалов.
Художник своей страны
«Я все больше чувствую себя бразильянкой. Я хочу быть художником своей страны. Я благодарна за то, что провела все свое детство на ферме. Воспоминания тех времен стали ценными для меня. На данный момент важно то, что каждый приносит пользу своей стране. Это объясняет успех русского балета, японской графики и «черной» музыки. В Париже и так много парижского искусства», — писала Тарсила ду Амарал в 1923 году.
Тарсила — именно так она просила называть себя чаще всего — родилась в конце XX века в семье владельцев кофейных плантаций в Сан-Паулу.
В 1918 году художница изучала скульптуру, затем последовали уроки рисования и живописи в студии Педро Александрино, где она познакомилась с другой художницей Анитой Мальфатти. В 1920 году ду Амарал уехала учиться к Эмилю Ренару в парижскую академию Жюлиана, где оставалась до 1922 года.
Художница узнала о Неделе современного искусства, которая проходила в Сан-Паулу в феврале 1922 года, из писем своей подруги Аниты Мальфатти. Когда она вернулась в Бразилию, Анита убедила Тарсилу присоединиться к модернистской группе, к которой принадлежала сама.
Ду Амарал начала встречаться с другим членом группы, писателем Освалдом де Андраде. Вместе Тарсила, Анита, Освалд и писатели Мариу де Андради и Менотти Дель Пиккья образовали «Группу из пяти человек». Они ворвались в размеренную жизнь Сан-Паулу со встречами, вечеринками и конференциями. Тарсила Ду Амарал отмечала, что ее знакомство с современным искусством началось в Сан-Паулу — до этого она изучала традиционные академические направления.
В последующем ду Амарал училась у Андре Лота, Альбера Глеза и Фернана Леже. Этот период художница называла «военной службой в кубизме», который был необходим для определения собственного стиля.
Вернувшись домой, Тарсила начала путешествовать по сельской местности, заново открывая для себя краски своей земли. На ее полотнах начали появляться бразильские сельские и городские пейзажи, флора, фауна, фольклор и местные жители. Художница использовалась в своих работах кубистическую технику, которой научилась в Париже.
Считается, что в период с 1913 по 1920 годы Амарал написала текст и ноты для песни под названием «Рондо любви». Произведение оставалось неизвестным до ноября 2021 года — его ноты нашли в доме внучатой племянницы Тарсилы в Кампинасе. 25 января 2022 года три профессора театра музыкальной школы университета Риу-Гранди-ду-Норти даже записали песню.
Манифест каннибалов
В 1928 году Тарсила написала картину «Абапору» в подарок мужу на день рождения. На ней изображена фигура с цветущим кактусом.
Название «Абапору» художница придумала вместе с Освалдом и его другом-писателем, Раулем Боппом. В переводе оно означает «Плотоядный человек» или «Антропофаг».
Вдохновленный «Абапору», Освалд написал «Манифест антропофагов», и вместе с Тарсилой они основали Антропофагическое движение. Ду Амарал и де Андраде считали, что чужим культурам не стоит подражать, как не стоит и отвергать их полностью. По мнению супругов, их нужно «проглатывать» и «переваривать», после чего интегрировать в творческий процесс. Фигура Абапору стала символом антропофагического движения, которое выступало за восстание против подчинения бразильских культурных стандартов художественным доктринам развитых стран того времени.
В 1995 году аргентинский бизнесмен и коллекционер Эдуардо Костантини приобрел «Абапору» на аукционе в Нью-Йорке за 1,4 миллиона долларов.
Продуктом антропофагической фазы Тарсилы стали такие полотна, как Sol Poente («Заходящее солнце»), A Lua («Луна»), Cartão-postal («Открытка»), O Lago («Озеро») и Антропофагия («Антропофагия»). Этот этап характеризуется использованием воображаемых существ и пейзажей, а также ярких цветов. Художница рассказала, что Абапору и другие творения были отражением ее подсознания и имели глубокую связь с африканскими сказками ее темнокожих нянь.
В 1929 году состоялась первая персональная выставка Тарсилы ду Амарал в Бразилии. Она получила неоднозначную оценку, поскольку в то время бразильское общество еще не осмыслило явление современного искусства.
Личные рекорды
Полотно ду Амарал Caipirinha («Кайпиринья», 1923) продали на аукционе в 2020 году за рекордные 57,5 миллионов реалов, что сделало самой дорогой работой художницы, когда-либо проданной на аукционе, и одной из самых дорогих работ среди латиноамериканских художников, когда-либо продававшихся на блокчейне.
Картина поступила в продажу из коллекции обвиненного в коррупции бизнесмена Салима Тауфика Шахина по решению суда. Предыдущий рекорд принадлежал картине Альберто да Вейга Гиньяра «Васо де Флорес», которую продали в 2015 году за 5,7 миллиона реалов.
«Эта работа имеет большое значение для бразильского искусства, потому что это первая работа в стиле модерн, а также для самой Тарсилы, где она изобразила себя девочкой, играющей с куклами, которые она сделала из листьев», — отметил президент Bolsa de Arte Хосе Бергамин.
Запрещенный коммунизм
В 1931 году Тарсила вступила в новые отношения с врачом-коммунистом Осорио Сезаром и устроила выставку в Москве. После визита в СССР Тарсила посещала собрания бразильской коммунистической партии в компании Сезара. Годом позднее она приняла участие в конституционалистской революции против диктатуры в Бразилии. Власти посадили ее и других повстанцев в тюрьму на один месяц. После этого случая Амарал рассталась с Осорио и больше никогда не занималась политикой.
В 1933 году Тарсила ду Амарал написала картину Operários («Рабочие»), которая считается первой работой с социальной тематикой в истории бразильского искусства. На полотне изображена пирамида из человеческих голов, напоминающая по своему расположению груду черепов. Люди разных рас, полов и возрастов выглядят истощенными и усталыми. На заднем плане изображены дымящие фабрики — причина их состояния. Судя по тому, что часть лиц не вошла в «кадр», толпа на этом не заканчивается.