Найти тему
Анатоль Вовк

КАК ОДЕЖДА ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТА МЕДЛЕННО УБИВАЛА ЖЕНЩИН

Одежда зеленого цвета всегда пользовалась особым вниманием, как женщин, так и мужчин. Ведь зеленый считается цветом жизни, гармонии и равновесия. В Средние века, чтобы ткань приобрела такой цвет, пользовались природными красителями.

Пальма Старший (Якопо Негретти) и Тициан. «Святое семейство, Святая Екатерина Александрийская и Иоанн Креститель». Ок. 1525. Галерея Академии (Gallerie dell’Accademia), Венеция
Пальма Старший (Якопо Негретти) и Тициан. «Святое семейство, Святая Екатерина Александрийская и Иоанн Креститель». Ок. 1525. Галерея Академии (Gallerie dell’Accademia), Венеция

Посмотрите, покрывалом какого великолепного изумрудного цвета пытается прикрыть тело героиня картины «Христос и грешница» венецианского художника Лоренцо Лотто (1480–1556).

Лоренцо Лотто. «Христос и грешница». 1529. Лувр, Париж
Лоренцо Лотто. «Христос и грешница». 1529. Лувр, Париж

А вот портрет Марии-Кристины Австрийской из музея Вены.

Неизвестный художник (Австрия). Портрет Марии-Кристины, принцессы Трансильвании. Ок. 1592. Художественно-исторический музей, Вена
Неизвестный художник (Австрия). Портрет Марии-Кристины, принцессы Трансильвании. Ок. 1592. Художественно-исторический музей, Вена

Фламандский художник Маркус Герарт Младший (1561–1636) переехал вслед за отцом в Лондон и писал портреты английской знати. В платья зеленого цвета одеты три сестренки Эгертон и мальчик, которому от роду всего два года. Да, лица детей бледны, но, возможно, потому, что их одежда неудобная и слишком тесная.

Маркус Герард Младший. Портрет трех сестер Эгертон. Ок. 1601
Маркус Герард Младший. Портрет трех сестер Эгертон. Ок. 1601

Кстати, Элизабет Эгертон здесь шесть лет, Вере (Vere) – пять, а Мэри – всего три года.

Маркус Герард Младший. Портрет мальчика двух лет. 1608. Compton Verney Art Gallery, Уорвикшир-Каунти, Великобритания
Маркус Герард Младший. Портрет мальчика двух лет. 1608. Compton Verney Art Gallery, Уорвикшир-Каунти, Великобритания

Да-да, не сомневайтесь: это именно мальчик. В таком платье не побегаешь, правда же?

Но об этой черноволосой даме в изумрудном наряде нам надо бы побеспокоиться. Как часто она надевала это платье? Хорошо ли при этом себя чувствовала? Не поразил ли ее внезапный недуг? Не покрылось ли ее тело язвами?

Неизвестный художник. "Портрет дамы в зеленом платье". Ок. 1825. Национальный музей, Варшава
Неизвестный художник. "Портрет дамы в зеленом платье". Ок. 1825. Национальный музей, Варшава

И об этой даме с книгой тоже надо бы побеспокоиться.

Жан-Луи Жироде-Триозон. «Дама с книгой». (Портрет Августины Бертин де Во.) 1809. Galerie Eric Coatalem, Париж
Жан-Луи Жироде-Триозон. «Дама с книгой». (Портрет Августины Бертин де Во.) 1809. Galerie Eric Coatalem, Париж

Почему столько вопросов? Дело в том, что во второй половине XVIII века европейские ученые-химики решили проблему, как сделать стойкой зеленую краску. Да, винить художников не следует: не они изобрели новый пигмент. Именно благодаря достижениям ученых появлялось все больше разных химических красителей. Мода на тот или иной цвет менялась в Европе ежегодно.

Мишель-Эжен Шеврёль (1786–1889)
Мишель-Эжен Шеврёль (1786–1889)

Французский химик Мишель-Эжен Шеврёль создал науку о цвете.

Теперь женщины могли сочетать в своем наряде хоть все цвета радуги: ведь красители подешевели. Таких дам называли totty all-colours.

Какое же вещество помогло создать все оттенки зеленого? Белый мышьяк! Это был мелкодисперсный порошок. На его основе делали лекарства, отраву для грызунов и… краску для тканей.

Карл Вильгельм Шееле (1742–1786)
Карл Вильгельм Шееле (1742–1786)

Шведский химик Карл Вильгельм Шееле прожил немного — всего 43 года. Он был выдающимся экспериментатором XVIII века. Фридрих II пригласил его занять кафедру химии в Берлинском университете, но ученый отказался. Кстати, у него не было высшего образования, но он был удостоен чести стать академиком Шведской академии наук. Можно долго перечислять все, что открыл Шееле (например, глицерин и несколько кислот). Но историки моды, к сожалению, сейчас о нем знают «благодаря» «Зелени Шееле». В 1778 году ученый опубликовал статью «Зеленый пигмент». И в ней описал свое открытие: он добавил в раствор медного купороса смесь калия и мышьяка. В результате получился великолепный, яркий оттенок зеленого.

Наука не стояла на месте, и в 1814 году был синтезирован еще более насыщенный оттенок этого пигмента.

Как его только не называли! Vert anglais («английская зелень») — во Франции, а в Англии и Америке наоборот — «французская зелень». Изумрудный пигмент получал имена по названиям европейских городов, где его производили.

Зеленый стал настолько популярным цветом, что «оккупировал» всё: и одежду, и обувь, и головные уборы. Химические составы на основе мышьяка использовались при окраске обоев и гобеленов, тканей для занавесей и обивки мягкой мебели.

Георг Фридрих Кёрстинг. «Вышивальщица у окна». 1812. Государственное художественное собрание. Веймар. Германия
Георг Фридрих Кёрстинг. «Вышивальщица у окна». 1812. Государственное художественное собрание. Веймар. Германия

В 1812 году Георг Фридрих Кёрстинг написал картину «Вышивальщица у окна». Кажется, что зеленый — главный цвет в интерьере.

Ядовитый краситель к тому времени отравлял все вокруг уже 30 лет. Ведь его использовали даже для придания цвета пирожным и мармелада!

Уильям Моррис. Эскиз шпалеры. 1862
Уильям Моррис. Эскиз шпалеры. 1862

Современные ученые обнаружили следы мышьяка и в тканях, выпущенных Уильямом Моррисом.

Получается, что яд поражал людей везде и круглые сутки. Да, XIX век для Европы стал веком-«отравителем».

Джеймс Уортон написал об этом книгу — «Век мышьяка: как дом, работа и отдых угрожали отравлением британцам Викторианской эпохи».

Обложка книги "Век мышьяка" Джеймса Уортона
Обложка книги "Век мышьяка" Джеймса Уортона

…В ноябре 1861 года в Лондоне разразился скандал. Медики стали выяснять, от чего умерла 19-летняя Матильда Шуэрер, и доказали, что произошло «внезапное» отравление. Девушка работала в мастерской, где создавали искусственные цветы. Она должна была распылять на листья зеленый состав.

Матильда умирала мучительно. Она задыхалась, белки ее глаз позеленели. Ее постоянно рвало. Слюна тоже была зеленого цвета. Своему доктору она жаловалась, что всё вокруг видит зеленым.

Журналисты не жалели жутких деталей, описывая ее смерть. И обвинили во всем богатых дам, для которых Матильда и ее подруги делали венки из искусственных цветов. Появилось даже новое выражение – Killing femme fatale. Слово “killing” в этом контексте ранее означало «привлекательные».

Бальный кринолин
Бальный кринолин

Так привлекательные или все же убийственные дамы? После смерти Матильды Шуэрер химик с мировым именем Август Вильгельм Гофман получил задание – провести исследование зеленого пигмента. Эксперт отвечал за свои слова, когда опубликовал в газете “The Times” статью и назвал ее «Пляска смерти». Оказывается, одно украшение для волос, над изготовлением которого трудились Матильда и ее подруги, способно было убить 20 человек, столько в нем содержалось мышьяка. А бальное платье, на которое ушло 18 метров модной тогда ткани «тартан», могло стать причиной гибели от отравления мышьяком 12 человек, танцующих рядом с модницей. Во время движения с этого платья осыпалось 60 гран мышьяка, а для отравления «достаточно» 4–5 гран. (Гран равен примерно 65 мг.)

Мода Викторианской эпохи
Мода Викторианской эпохи

Именно после публикации статьи Гофмана автор журнала British Medical Journal назвал английских модниц «убийственными». Он писал: «Назовем чарующую владелицу такого наряда убийственною. В своих юбках она несет достаточно яда, чтобы отравить толпу поклонников в полудюжине бальных зал».

Мода Викторианской эпохи
Мода Викторианской эпохи

Только не спешите выбрасывать свои зеленые наряды! Мышьяк сейчас конечно же не входит в состав зеленых красителей.

Ваши подписка и лайк есть благодарность за наш труд. Не забывайте комментировать посты, так мы сможем распространять культуру вместе.

Смотрите больше о моде на моем YouTube-канале. Обязательно подпишитесь на телеграм-канал Историк Мод, чтобы узнавать о моде каждый день!

#Анатольвовк #историкмоды #зеленыйпигмент #модаXIXвека #мышьяк #зелень_шееле #викторианскаяэпоха