В прошлой статье я рассказал о том, как мы с коллегами реализовывали творческий проект в далёком учебном 2012-2013 году. Но это была лишь первая часть эпопеи, которая согласно учебному плану должна была протянутся на 3 семестра.
Проанализировав результаты первого семестра мы с коллегами пришли к выводу, что как-то усложнять идею с макетами не стоит, потому что это весьма сильно «бьет» по карману студентов, а у нас в рамках жесткой вузовской бюрократии тоже не было возможности изыскивать на это хоть какие-то средства.
Следовательно, стали искать альтернативные варианты развития для данной дисциплины. И тут, сама собой пришла на ум мысль о возможности использования в рамках этой дисциплины наработок ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). А почему бы и нет? Ведь сама идея ТРИЗ заключается в решении технических противоречий с помощью различных методик и творческого мышления.
Сказано - сделано. Во-первых, ребят нужно было познакомить с самим ТРИЗ. Благо трудов создателя этого интересного направления Альтшуллера в сети было достаточно. Мы сделали презентацию и раздаточные материалы для ребят, в которых были прописаны знаменитые 40 методов устранения технических противоречат, по просту- это 40 подходов к решению технических задач. После подготовки материалов - мы провели несколько занятий лекционно-семинарского типа с ребятами, в рамках которых донесли суть ТРИЗ и разобрали типовые задачи, для того чтобы теорию совместить с практикой.
Через несколько дней после данных занятий «по горячим следам» мы провели с ребятами турнир по ТРИЗ. Турнир проводили в 2 зачета. Командный и личный. Для командного зачёта мы поделили группу на подгруппы по 4 человека и дали им пул технических задач. Основная идея была в том, что задачи были из области общетехнических дисциплин и бурение скважин мы не затрагивали. Это было связано, в первую очередь с тем, что ребята были первокурсниками и не имели ещё толком представления о своей специальности, а общие темы, такие как авиация, судоходство, земледелие относятся к общей области эрудиции любого человека. В списке было до 10 задач и группе давалось время для того, чтобы за 2 академических часа попытаться их решить. Причём идея была в том, что в письменном виде они могли предоставить решение любого количества задач любым количеством методов (ибо в теории ТРИЗ редко бывает, что задача имеет одно верное решение - обычно это перечень различных вариантов). Но кроме письменного решения, которое комиссия проверила постфактум - каждая команда должна была предоставить 1 самое сильное, на из взгляд, решение одной из задач. Это решение защищалось перед комиссией из преподавателей и оценивалось по таким критериям как: реалистичностью реализации, творческий подход и экономическая целесообразность. Таким образом, работа ребят оценивалась в два этапа и группа, набравшая максимум баллов становилась победителем командного состязания.
Затем, студенты располагались в аудитории и писали личное первенство, в рамках которого также получали список из 10 задач и имели в запасе 2 часа времени. Условия были аналогичны - любое количество решений любого количества задач в письменном виде. Публичной защиты решений не проводились из-за сжатости сроков проведения состязания. Опять победителем становился тот студент, который набирал максимум баллов за свои решения.
В целом, опыт реализации можно признать успешным. Ребята отнеслись к данному турниру с энтузиазмом и активно участвовали в игре, хотя в личном первенстве были и «выпавшие», которые были представлены более слабыми студентами. Жёсткие сроки выполнения позволяли «отработать» на практике компетенцию «способность работать в условиях недостатка времени».
Безусловно, были и огрехи, которые мы отметили для того, чтобы учесть в следующие разы (в будущих семестрах):
- 2-3 пары для изучения ТРИЗ - безумно мало. Этой дисциплине стоит уделять для полноценного изучения 24-32 часа аудиторной нагрузки. В принципе, я считаю, что такая дисциплина должна быть обязательно в течение минимум 1-2 семестров в учебном плане всех технических специальностей.
- Проводить в один день и командное и личное первенство - нецелесообразно. Это слишком большая нагрузка и ребята оказываются после командного первенства просто «выжатыми». Поэтому лучше их разносите по дням, а лучше - в рамках недели.
- Деление на подгруппы лучше проводить случайным образом. Поскольку ребята сами делятся не по «силам» и не по здравой логике, а согласно личным предпочтениям. Умение же работать в разных подгруппах - это тоже хорошая компетенция.
- Необходимо продумывать, как в рамках личного первенства вовлекать более «слабых» студентов. Возможно, стоит поделить группу на две подгруппы по уровню подготовки и уже в рамках подгрупп реализовывать индивидуальные первенства отдельными зачётами.
- Не плохо было бы разработать систему дополнительных поощрений и ценных призов в рамках первенства. К примеру, сладкие призы с последующим чаепитием. Зачёт это, конечно, хорошо, но вовлечённость возникает благодаря некоторому корпоративному духу и единению.
Собственно, вот такие мысли и идеи у нас возникли по итогу реализации второго этапа Творческого проекта весной 2013 года. Но нас уже ждала очень и третий семестр реализации. Но об этом в следующий раз:)
ТРИЗовец
Тот самый Епихин
#епихин #студенты #высшееобразование #педагогика