Найти в Дзене

Для чего в СССР выращивали так много хлопка

Отрывок из книги Виткович В. Путешествие по Советскому Узбекистану // Москва, Молодая гвардия, 1953, стр. 144-145:

Это будет рассказ о кусте хлопчатника.

Ничто не пропадает в кусте хлопчатника. Люди носят белье и верхнюю одежду из хлопчатобумажных тканей. Взмывают в небо легкие учебные самолеты, на крыльях которых натянуты хлопчатобумажные полотнища. Бегут по дорогам автомашины, — их корды, каркасы автопокрышек сделаны из хлопкового волокна. Мягко, почти бесшумно скользят в фабричных цехах транспортерные ленты — они сделаны из бельтинга, особой хлопчатобумажной материи. Из хлопка делают и плащ-палатки, и обмотку электромоторов, и фибру — искусственную кожу, и противогазные сумки, и конскую сбрую, и водолазные и пожарные костюмы, и воздухопроводные рукава. Ночью в непогоду стоит на посту у военного склада боец, закутавшись в брезентовый плащ, — и брезент этот из хлопка. Рыбаки ловят рыбу сетями из хлопка. Врач делает операцию, в щипцах у него марля и вата, — и это хлопковое волокно.

Но этого мало. При очистке хлопка-сырца только треть его превращается в волокно, две трети — семена и драгоценнейшие отходы — пух и подпушек. Миллионы новеньких, еще пахнущих свежей краской книг выходят из ворот типографий, — они напечатаны на бумаге, сделанной из этих отходов. По улице идет женщина в легком летнем платье из искусственного шелка, — и оно из этих отходов. Бритвенный стаканчик и гребенка из пластмассы, — и они из этих отходов. Из них сделано даже сверкнувшее на солнце стекло проехавшего автомобиля, даже кинопленка и водонепроницаемые лаки.

В хлопковой Фергане. Цветной рисунок В. Кайдалова. Иллюстрация из книги Виткович В. Путешествие по Советскому Узбекистану // Москва, Молодая гвардия, 1953, вклейка между страницами 144-145.
В хлопковой Фергане. Цветной рисунок В. Кайдалова. Иллюстрация из книги Виткович В. Путешествие по Советскому Узбекистану // Москва, Молодая гвардия, 1953, вклейка между страницами 144-145.

Но и это еще не все. Белое, обросшее волокном хлопковое семечко тоже не пропадает. Батареи бутылок с хлопковым маслом блестят на полках продовольственных магазинов. Масло это употребляется в пищу. С помощью хлопкового масла делают линолеум, клеевые водонепроницаемые ткани, разные красители и олифу. Из него приготовляют стеариновую кислоту и стеариновые смолы. в аптеках при свете электрических ламп мерцают огромные бутыли со спиртом, сделанным из шелухи хлопковых семян. Рядом лежит туалетное мыло, его варили на сообстоке — отходах хлопкового масла. В совхозных коровниках и свинарниках рабочие откармливают скотину хлопковым прессованным жмыхом. Даже гузапая, стебли хлопчатника, и те драгоценность. Они не только отличное топливо, из них тоже можно делать бумагу, пластмассу, искусственный шелк.

Теперь, читатель, вам ясно, почему Иосиф Виссарионович Сталин поставил хлопок по его значению рядом с металлом, топливом, хлебом. Только одни узбекские хлопкоробы, не считая хлопкоробов других республик, должны дать стране в 1953 году столько хлопка, что из него можно будет сделать пять с половиной миллиардов метров одних лишь хлопчатобумажных тканей: в полтора раза больше, чем изготовлялось во всем Советском Союзе накануне Отечественной войны, и, кроме того, триста миллионов пар чулок и носков, двести пятьдесят миллионов штук разного трикотажного белья, двести сорок тысяч тонн хлопкового масла, бесчисленное количество бумаги, искусственного шелка и других продуктов хлопчатника.

Куст хлопчатника! «Дитя солнца», как называют его американцы. Недавно еще считалось: чем дольше светит солнце, тем больше будет собрано хлопка, ибо хлопчатник погибает, как только приходит зима. Солице покидает осенью Узбекистан гораздо раньше, чем покидает оно хлопковые южные штаты Америки. И все же узбекские колхозники в среднем с каждого гектара собирают теперь хлопка вдва с половиной раза больше, чем американские плантаторы. А передовые андижанские колхозы, как и все передовые колхозы Узбекистана, на всей своей плошади в среднем собирают хлопка с гектара в шесть раз больше американцев. А лучшие из лучших, Герои Социалистического Труда, собирают больше американцев в одиннадцать-двенадцать раз.

Несмотря на холодноватое для хлопчатника солнце Узбекистана, они уже давно «догнали Америку», перегнали ее и оставили далеко позади, ибо на помощь им пришла социалистическая наука, та правда социалистической жизни, при которой каждый колхозник сделался своего рода агрономом, тонким, культурным знатоком своего дела. Так по-новому зазвучала на хлопковых полях старинная ферганская поговорка: «Правда светлее солнца».

Очень вдохновенно, правда?

Впрочем, об одном, и очень существенном применении хлопчатника автор умолчал. Догадываетесь, о каком?