- Это безумие, – пробормотал Вася. – А как же мои родители? А моя работа? Как… Как это всё будет?
- Ну как, конечно, какие-то сложности возникнут, избежать их не получится – ответила Тамара. – Но вы обезопасите себя и сына. Родителей лучше предупредить, а вот остальным родственникам, боюсь, правду знать не стоит.
Вася задумался. Тамара предлагала совершить подлог: в морге был мальчик, умерший от воспаления лёгких и мужчина, покончивший с собой. Оба были одиноки: ребёнок поступил к ним из детского дома, а у мужчины не было живых родственников. Даже похоронить его было некому.
- Меня здесь все врачи уже видели, – сказал Вася. – Они не согласятся! И потом, разве это не преступление? Вас же посадят! И меня! А Коля и вправду попадёт в детский дом.
- Вашего сына сегодня переведут в другую больницу, в детскую, – терпеливо стала пояснять Тамара. – Врача я беру на себя, а остальные и знать не будут, что вашего Колю перевели по другим документам. А чтобы случайно с кем-нибудь из старых знакомых не столкнуться, идеальным вариантом будет уехать из Москвы. Риск, что обнаружится правда про ваши документы, есть. И решать только вам, готовы вы на такое пойти или нет.
- Но этот второй мальчик детдомовский? – спросил Вася. – Его же заберут обратно!
- Не заберут. Всё решаемо. Вы его усыновите.
- Родного сына?
- Именно. После того как он окончательно поправится, вы уедете из Москвы и начнёте новую жизнь. А ваша жена пусть живёт всю жизнь с мыслью, что из-за неё умерли два человека.
Васе этот план казался слишком жестоким, слишком, ну просто неоправданно сложным. Ради чего это делать? Вдруг Лида не хотела убивать их сына? Скоро их разведут, и она исчезнет из их жизни.
«Нет, Тамара права, – рассуждал сам с собой Вася. – Я несколько лет отмахивался от всех советов и никого не слушал. А между тем, и мои родители, и родственники, и друзья видели, что Лида меня не любит. Получается, я один был слеп. И как я себе смогу простить, если с Колей его собственная мать что-то сделает? Даже развод не станет гарантией, что она исчезнет из нашей жизни. Нужно закончить эту историю. Всё исправить, тем более я уже обещал это сыну».
- Я согласен, – тихо сказал Вася, молча идущей рядом Тамаре. – Что от меня потребуется?
***
- Тамара – твоя бабушка? – уточнила Катя. – Я помню, ты мне говорил.
- А мне нет! – встрепенулась Дина. – Твоя бабушка? Та, что умерла? Да?
- Да, – подтвердил Макс, и с шумом и хлюпаньем сделал глоток чая. – Моя баба Тома.
- Так значит, я учусь на одном курсе с человеком, чья бабушка помогла первому мужу моей бабушки изменить имя? – спросила Дина, – Нет, ну это уже слишком! Один – новоявленный брат, другой оказывается тоже с приветом из бабушкиного прошлого. Может, и Катька как-то связана с этой историей? В нашей комнате ещё Света живёт, наверное, она приедет с каникул и тоже подольёт масла в огонь!
- Случайности неслучайны, – философски заметил Макс. – Но история ещё не закончена.
Он сделал ещё один глоток из чашки, обвёл взглядом присутствующих и продолжил:
- Бесплатно провернуть такое дело нельзя было ни тогда, ни сейчас. Я вообще до сих пор поверить не могу, что такое было возможно! Мне эпоха СССР кажется суровой и очень строгой. Просто взять и занять место другого человека! Но, может, раньше было и проще… Без интернета…
Он задумался, а потом спохватился:
- Ладно, я отвлёкся.
***
- Тома! – воскликнул Василий на следующий день. – Я уже умер, а деньги! Как деньги из квартиры забрать?
Конечно, врачу нужно было дать денег. Она не была взяточницей, и ни за что бы на такое не пошла, но выслушав историю Василия, решилась помочь. И раз уж она рисковала, то риск этот должен был хоть как-то окупиться.
Тамара задумалась. Нужно было что-то решать, но в голову ничего не шло. В квартире наверняка была Лида. И появление умершего мужа могло всё испортить.
- Пусть родители твои заглянут. За твоими вещами, например. И тихонько их заберут.
- Хорошо, я им скажу. Знаешь, а у нас завтра бы состоялся развод с Лидой. А теперь она свободна и от меня, и от Коли.
- Странно только то, что она до сих пор не явилась в больницу, – пробормотала Тамара. – Ей уже должны были сообщить.
- Ты ещё не поняла, что ей на нас плевать? – усмехнулся Вася. – Не удивлюсь, если она схватила свой чемоданчик и упорхнула в своё светлое будущее. Ладно, мне не стоит особенно по улицам расхаживать. Всё время кажется, что из-за угла выглянет кто-то знакомый, а я уже по документам умер.
Тамара покачала головой. В Москве затеряться было несложно. Пока она пустила Васю к себе. Она тоже жила в коммуналке, поэтому пришлось соврать соседям, что Вася – её брат. Те сделали вид, что поверили, но она слышала перешёптывания за спиной.
«Ну и пусть, – сказала Тамара. – Скоро они покинут Москву. Соседи ещё немного посудачат, а потом успокоятся. Странно, но мне даже жаль, что Вася и Коля уедут».
Ей Василий очень нравился, и понять, как такого мужчину можно не любить, она не могла. Но даже в мечтах она не связывала свою жизнь с ним. Тамара видела Лиду и понимала, что конкуренцию просто не выдержит. Сама она была симпатичной, но ничего особенного, цепляющего в ней не было. На Лиду же оборачивались все мужчины. Такие, как она, всегда были в центре внимания.
- Ты беги домой, а к твоим родителям я сама схожу, – сказала Тамара. – Они знают, где твои сбережения хранятся?
- Нет, – мотнул головой Вася. – Под окном небольшая ниша есть, вот в ней деньги и лежат. Думаю, они найдут.
- Хорошо, – кивнула Тамара.
Но за деньгами родители Васи смогли пойти только на следующий день, так как занимались организацией мнимых похорон. Придя домой, они столкнулись с Лидой, поправляющей у зеркала причёску.
- Здравствуйте, – спокойно сказала она.
- Господи, и не слезинки! – воскликнула мама Васи.
- А по какому поводу мне слёзы лить? Это всего лишь развод. Не говорите только, что вы об этом не мечтали! Я вам всегда не нравилась.
- Так ты не в курсе? – вдруг спросил папа Васи.
- В курсе чего?
- Вася умер. И Коля тоже. Завтра хороним.
Лида медленно, очень медленно обернулась, а потом прошептала:
- Умерли? Оба? Но Вася… Как?
- Покончил с собой, – поджала губы мама Васи. В её глазах заблестели слёзы. – А как иначе? Жена оказалась предательницей. Бросила сына! Ты была ему нужна! И мужу своему была нужна! Вася умер, проклиная тот день, когда тебя встретил! Паршивка! Всё из-за тебя!
С воплем женщина кинулась на Лиду, но та вовремя отскочила в сторону. Подхватив чемодан, она пулей выскочила из комнаты, быстро пересекла коридор, выскочила в подъезд, а затем и на улицу. Лида бежала, не останавливаясь, прочь от ненавистной коммуналки, от тоскливых воспоминаний. Прочь от внезапно нахлынувшего чувства вины.
Прочь.
***
Мама Васи ещё долго плакала, собирая вещи сына. Хоть она и знала, что тот жив, но страшно переживала из-за него. Её сыну и внуку придётся начать жить нелегально, под чужими документами вдали от родного города. И всё из-за одной бездушной профурсетки!
- Мать, иди сюда.
Женщина смахнула слезу и подошла к мужу. Тот стоял возле подоконника. Под ним была невидна, но хорошо прощупывалась ниша, в которой Вася хранил свои сбережения. Вот только денег в ней не было.
Родители Василия переглянулись и посмотрели на дверь, за которой скрылась их невестка…
***
- Они не оставили сына без помощи, – сказал Макс. – Сами заплатили за смену документов, а затем похоронили мальчика из детдома и мужчину под именами сына и внука.
Он замолчал.
- Получается, покидая мужа, она ещё и его деньги прихватила? – усмехнулась Дина. – Да-а. Постой! Если Василий и его сын Коля сменили имена, то Ваня не может быть мои братом?
Макс покачал головой. Дина почувствовала облегчение. Она поймала чуть насмешливый взгляд Вани. Он ей улыбнулся и заговорщицки подмигнул. Дина улыбнулась в ответ.
- Постойте, давайте вернёмся к Василию, – сказала Катя. – Если ты знаешь его настоящее имя, то мы можем его найти… Ну или его сына, Колю. Это же твой дядя, Динка!
- Думаешь, он мне обрадуется? – хмыкнула Дина. – Я внучка женщины, которая является его биологической матерью. И которая не была рядом, когда он умирал. Она его бросила! Я полагаю, что раз бабушка очень скоро вышла замуж за деда Даню, то они к этому моменту уже были знакомы. Вот хоть что говорите, а история получилась некрасивая. Да просто отвратительная!
Макс вздохнул и налил себе ещё чаю.
Подписывайтесь на канал!