Василий. 18 января, 1963 года
- Вася! А мы не опоздаем? – взволнованно спросила Тамара. – И ты уверен, что хочешь жить в деревне?
- Да, – сказал Вася. – Так спокойнее. И я рад, что ты согласилась ехать с нами. Мне кажется, тревогами и волнениями я сыт по самое горло. Хочу просто жить. Вдали отсюда.
- Твои родители нашли чудесный дом, – сказала ему Тома. – Но тебе не кажется, что мы слишком поспешно женимся?
Она всё ещё не могла поверить в то, что станет женой Василия. И к его новому имени привыкнуть ещё не могла. И к тому, что он возьмёт её фамилию. Да и в целом такие перемены в жизни! Но женщина была счастлива. За две недели она привязалась и к мальчику, которому так не повезло с матерью, и к его отцу.
Родителям Васи Тамара понравилась сразу. По ней было видно, что девушка она простая, неизбалованная, любящая, заботливая. Она приходила к Коле ежедневно, и тот сам стал к ней тянуться в поисках той любви и ласки, которую мать ему дать не могла.
Коле предстоял длительный период восстановления. Шесть переломов, четыре операции, травма головы привели к тому, что его придётся заново учить говорить, ходить. Но Тамара была настроена решительно.
Она обошла библиотеки, знакомых врачей, выписала в толстую тетрадь различные упражнения, методики реабилитации. Добилась консультации даже у одного известного профессора того времени, и все его рекомендации скрупулёзно записала всё в ту же тетрадь.
Новый врач, Анатолий Григорьевич, который был не в курсе, что Вася – родной отец мальчика, глядя на пару, удивлённо говорил:
- Родные родители не всегда так о детях заботятся. Мальчику повезло.
Вася и Тамара на это ничего не отвечали. Очень быстро Вася понял, что жизнь преподнесла ему подарок, послав ему Тому. Поэтому он не сомневался, что с ней будет счастлив. И сделал девушке предложение. А та согласилась.
Потом, вместе с родителями Василия было решено переехать в деревню. Конечно, оба понимали, что им будет непросто. Тамара была тоже чисто городской жительницей. Девушка выросла пусть в небольшом, но городе вдали от Москвы. Своим родителям она отправила телеграмму, что выходит замуж и переезжает в деревню. Те ответили длинным письмом, в котором задали много вопросов и посетовали на то, что приехать на свадьбу у них не получится. Отец Тамары был инвалидом: на войне ему оторвало обе ноги.
Посовещавшись с Васей, было решено, что они приедут к родителям Тамары летом, если здоровье Коли к тому времени позволит им путешествовать.
А сегодня, 18 января они спешили подать документы для регистрации брака. Тома немного нервничала, Вася же был абсолютно спокоен. Правда, иногда, он сомневался, стоило ли им с Колей «умирать». Но представив, что однажды, Лида могла бы просто взять и снова появиться в их жизни, Вася вздрагивал. Нет, нужно было отгородить сына и себя от снежной королевы, которая способна лишь заставлять всех вокруг себя страдать.
Вася верил, что всё плохое осталось позади и в его жизни настала светлая полоса. Он был уверен, что её больше ничто не испортит.
Однако, уже на подходе к дворцу бракосочетаний, он остановился как вкопанный, не веря своим глазам. Возле двери стояла небольшая горстка людей, очевидно, гостей, некоторые были в военной форме. Дверь открылась и вышел статный молодой офицер, он подал руку своей невесте.
- Лида! – выдохнул Вася удивлённо.
Тома побледнела. Вася дёрнул девушку за руку и потянул её за угол. Такого он не ожидал. «Как она ухитрилась выскочить замуж так быстро? – подумал Вася. Сердце предательски ёкнуло. Как бы ни закончилась их история, но Лида оставила большой след в его жизни.
Вася и Тамара дождались, когда молодые и гости, выпив шампанское и сделав групповое фото уйдут, и только потом покинули своё укрытие.
***
Лида. 18 января 1963 года
- Ну до чего же ты хороша! – выдохнула Надя, поправляя фату на голове. – Только стоило ли так наряжаться? У тебя это уже не первый брак.
- И что? – спокойно сказала Лида. – Белый мне к лицу.
- Подлецу всё к лицу, – пропела Надя. – Прости. Не хотела тебя обидеть.
- А я и не обиделась. Знаешь, в тот день, когда я пришла из общаги домой, чтобы переодеться и встретиться с Васей, я и предположить не могла, что его уже нет. А его родители… Господи, как они меня ненавидят! Помню, шла с чемоданом и размышляла, как бы мне хоть с сыном проститься, но поняла, что они меня на похороны не пустят. С другой стороны, мне же это даже на руку. Вся эта история должна остаться в прошлом. Никто и никогда меня не поймёт. Любой человек, узнав мою историю, бросит в меня камень. Так что будет лучше, если о существовании мужа и сына никто и никогда не узнает.
- Ладно, про Колю Даня ничего не узнает, – вздохнула Надя. – А как ты объяснишь, что ты по документам и замужем не была?
- Знаешь, его тема бывшего мужа не очень-то волнует. Более того, он мне строго запретил вспоминать, что я была замужем. Даня – тот ещё собственник! Я ему почти правду рассказала. Муж покончил с собой от тоски, что я от него ухожу. И я вроде как, поменяв документы с помощью друзей, открестилась от этого трусливого поступка. Даня, выслушав меня, просто кивнул.
- Трусливого? – тихо спросила Надя.
- Конечно! Самое простое, что можно сделать, так это покончить с собой. Жить гораздо тяжелее. Он трус.
Надя вздохнула. Она думала, что Лиде будет непросто по жизни. Никого не любить, поступать так, как будет хорошо только ей! «Никогда она не узнает, что такое настоящее счастье!»
- Дело за малым: когда меня здесь уже не будет, уничтожь моё личное дело в больнице. Там есть и про мужа, и про Колю.
- Информация о муже есть ещё в твоём личном деле в училище.
- Уже нет, – кротко усмехнулась Лида, не вдаваясь в подробности, почему его там нет. Уже гораздо позже Надя узнала про пожар и ужаснулась. Получается, ради своей цели Лида ни перед чем не остановится. Она, скорее всего, и не задумалась, что при пожаре мог кто-нибудь погибнуть.
Последний раз окинув себя придирчивым взглядом и покрутившись у зеркала, Лида двинулась к двери. Выкупа не было, и Даня просто ждал её внизу. Он сам организовал свадьбу: договорился, чтобы их расписали без ожидания положенного месяца, позвал гостей и даже устроил обед ни где-нибудь, а в ресторане! А завтра утром они уже должны ехать на место его нового назначения. Лида ждала этого момента с нетерпением. Ей казалось, что стоит покинуть Москву, как вся её жизнь обнулится, начнётся с чистого листа.
После росписи Лида вышла на улицу, улыбаясь новому мужу и гостям. Она победно оглядела всех собравшихся, но вдруг замерла. Ей показалась, что где-то за спинами собравшихся мелькнуло лицо Васи. Но как бы она ни приглядывалась, больше его не видела.
«Это он меня простил и отпустил, – успокоила себя Лида. – Вот и явился мне именно здесь. Покойся с миром!»
***
- Так какое новое имя у первого мужа бабушки? – спросила Дина.
Макс чуть помедлил, а потом произнёс:
- Виталий Андреевич Гордеев. А Коля стал Петром. После свадьбы с Тамарой Виталий взял фамилию жены и стал Васильев.
Дина уставилась на Макса. Пазл сложился совсем уж неожиданно.
- Так значит, Виталий – твой дедушка? Раз Тамара – твоя бабушка? И Коля, то есть нет, прости, Петя – твой отец?
- Ну да, – тихо ответил Макс. – Я же вам его сегодня представил.
- Он так на Дину смотрел! – воскликнула Катя. – Твой отец знает, кто такая Дина?
- Знает, – сказал Макс. – Я рассказал про наше расследование, думал приободрить его и деда. Но дедушка слушал, слушал, а потом побледнел и стал расспрашивать, в каких мы отношениях с Диной. Наверное, он испугался, что мы с тобой встречаемся.
- Да-а, это было бы отвратительно, – протянула Дина и снова посмотрела на Ваню. В голове билась спасительная мысль: он не её брат. Зато её брат Максим.
- Но как так получилось, у отца Дины и твоего разница в возрасте, а вы с ней учитесь на одном курсе? – спросил Ваня у Макса.
- Легко, – усмехнулся Макс. – Многие рожают поздно. Но я не поздний ребёнок, а последний. У меня ещё старший брат и две сестры.
- Ого! – сказала Дина, быстро прикинув, сколько у неё родственников. – А я и не знала!
- И я, – чуть обиженно произнесла Катя.
Макс ей улыбнулся, а потом снова обратился к Дине:
- Папа хочет с тобой познакомиться.
- Что? – встрепенулась Дина. – Но… Бабушка… Его мама… Он же, наверное, злится…
- На неё может быть, хотя я не заметил, – пожал плечами Макс. – Он её не помнит. Отец всегда знал, что баба Тома – его приёмная мама, но любил её как родную. И к тебе он не испытывает ненависти. Ему интересно познакомиться с тобой и твоим отцом. Но только если вы сами этого захотите.
- Дайте мне немного времени привыкнуть, – протянула Дина. – Когда у меня появилась идея, узнать немного о прошлом бабушки, я всего-навсего хотела её порадовать. Найти утерянные связи, может сделать копии старых фотографий. Думала, что она обрадуется, станет теплее ко мне относиться. А что сейчас? Я не уверена, что смогу смотреть на неё, как на бабушку.
- Дина, – строго сказал Ваня. – Родителей не выбирают. И родителей-родителей тоже. Главное, что ты не такая, как она.
Дина вздохнула. Она это понимала, но всё равно ей было тяжело от всего услышанного.
Подписывайтесь на канал!